Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Дао Дэ Цзин






135*Дракон-Хранитель*1/10/2002 1:39:39 PM
*Ирина* --> (130) "И это так и хочется назвать обретением свободы.)))Вот эта свобода дает возможность посмотреть на все..хм...объемно."

Именно!!! Обретение свободы. :) Свободы во всем своем объеме. :)

"Выпадает из лексикона слово любовь, потому что а слове самом нет смысла...оно ограничивает и ставит рамки.Все и никто..."

Вот тут я с тобой не соглашусть. :) Да, поначалу слово любовь выпадает, но в последствии оно занимает свое место, а значение его становится тоже более объемным. :)))

"Еще свобода дает уверенность.Исчезает страх завтрашнего дня....и на смену тревоге приходит покой.Я думала будет радость...ан нет...похоже, что радость тут не нужна, потому что она противостоит печали, а если печали нет, то нечему и противостоять..."

Я специально выдерживал время. :) Но, стоит отметить, что из покоя взрастает и радость. :) Тока не надо путать с праздностью, которую многие по ошибке принимают за радость. :)

"Весь мир живет в праздности, а мудрый живет в радости..." (Д-Х)
:)
Тут еще один момент, пока мудрый прибывает в мире двойственности ни что человеческое ему не чуждо. :) Что-то или кто-то может и опечалить, но и печаль и радость другие. Но это тема несколько другого разговора. :) Разговора о постоянстве в свете, в состоянии просветления, в счастье. :) Время для этого разговора еще не настало. :)

"Думаю, что не слишком верный перевод...Дает вольную трактовку "борьбы"."

Ну, думаю что слово "борьба" все же подходит. :) Оно вмещает в себя достаточно много всяческих противостояний. :) Действуй не противостоя, не противопоставляя свои деяния деяниям Дао. :) Это и есть естественность. :) Иначе, вступишь в борьбу с Дао. :) А это значит - попереть против своей внутренней природы, противостоять тому, что тебя создало. :) Вот в этом нет ничего естественного. :)

134*Дракон-Хранитель*1/10/2002 1:17:32 PM
*Ирина* --> (131) Может я и слышал о такой клятве, но не запомнил. :)) Как токовая, эта клятва не нужна, тем более совершенномудрому. :) Но если есть необходимость самоорганизовать себя, то ее можно применить, дав ее самому себе. :) Но(!), не зря говорят - "не клянитесь". :) Так, что над этим стоит подумать, прежде чем клясться. :)

Смысл в этой фразе заключается не в "механическом" действии, а в обязательном условии для продолжения духовного совершенствования. :) Слово "клятва" подчеркивает обязательность состояния сознания - "никого не порицать". :) Только при исполнении этого "обязательства", достижении такого состояния духа - человек может стать совершенномудрым. :)

133*Дракон-Хранитель*1/10/2002 1:06:46 PM
Rainbowsphere --> (132)
Уважаемая Rainbowsphere, если не затруднит, мне хотелось бы услышать Ваше понимание 70-го чжана. :) После этого, мы сможем поговорить на эту тему подробнее. :)

132Rainbowsphere1/10/2002 12:05:55 PM
*Дракон-Хранитель* --> (108)
Здравствуйте все!
Уважаемый Дракон-Хранитель,мне кажется что я понимаю что знаит "легко понять и сделать, но никто не может это повторить..." М ожно ли немного подробнее на эту тему?

131*Ирина*1/5/2002 10:41:34 AM
*Дракон-Хранитель* --> (129)

Расскажи-ка...что означает "Поэтому совершенномудрый дает клятву, что он не будет никого порицать."...Ты об этой клятве что-то читал? знаешь?...Для чего она вообще? Какой в ней смысл и кому клясться?
Разве это не изменение естественности??? В ней нет смысла...
Так кому клянется совершенномудрый?

130*Ирина*1/5/2002 10:36:45 AM
*Дракон-Хранитель* --> (129)

Прав....почти)).Все это можно смело отнести к способам передачи.
Если попытаться посмотреть чему обучают...религии...многие философии, именно с точки взрения восприятия, то приходишь-то к одному...называется это как угодно, в каждом направлении по-разному...а по сути, мне кажется, что приводят к тому, чтобы открыть свою душу, а открыв понять, что она, как и души других, часть единого...И это так и хочется назвать обретением свободы.)))Вот эта свобода дает возможность посмотреть на все..хм...объемно.На любое явление или действие...или поступок.Отпадает необходимость в оценке- именно потому что есть объем.Отпадает цель...потому что нет в ней смысла.Выпадает из лексикона слово любовь, потому что а слове самом нет смысла...оно ограничивает и ставит рамки.Все и никто...
Еще свобода дает уверенность.Исчезает страх завтрашнего дня....и на смену тревоге приходит покой.Я думала будет радость...ан нет...похоже, что радость тут не нужна, потому что она противостоит печали, а если печали нет, то нечему и противостоять...

"Создавая, не обладать...приводя в движение, не прилагать к этому усилий,руководя, не считать себя властелином"...

"...ничего не накапливает.Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит.Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы"

Думаю, что не слишком верный перевод...Дает вольную трактовку "борьбы".



129*Дракон-Хранитель*1/5/2002 2:57:53 AM
*Ирина* --> (128) "Невыразимое-только потому и невыразимое , потому что не открыты еще способы выразить...)"

Здесь скорее стоит говорить о способах восприятия, чем о способах выражения... :) Других способов выражения, способных выразить невыразимое, никогда не будет открыто.... :)

"Что изменилось бы, если бы у Земли появился бы еще один спутник?? )))"

Произошел бы природный катаклизм...

"Капля - хорошо...)но для чего придавать конкретную форму???"

Попробуй описать околомарсианское пространство... ;)

128*Ирина*1/5/2002 12:56:09 AM
До слов "люди пытались выразить невыразимое" согласна. Все очевидно. Разумно и логично...)))...и заметь, общеизвестно...))) как Заповеди ))
...
Суть в восприятии...в механизмах передачи информации...Невыразимое-только потому и невыразимое , потому что не открыты еще способы выразить...)
...
Слишком много пишут о Луне....называя порой "Кармой Лунной Богини"...и еще сотнями имен...Полями, к примеру...Это так, воспоминания...Что изменилось бы, если бы у Земли появился бы еще один спутник?? )))
...
Посмотри, сколько уже было попыток "сделать" всех сверхчеловеками???Теорий...методик...Сделай ЭТО...и будешь СВЕРХ !!))) Не удалось еще никому...И разумение есть, что мол, борьба единста и противоположностей...Логично )))
...
На что сбиваются теории??? когда они теряют свою цель?...когда пытаются применять известные методы воздействия на психику...Даже, когда на вооружение они брали любую форму насилия...
...
Есть барьеры...и, подозреваю, что они физического происхождения...
Но что они преодолимы, знает любой из нас...
Но ты только подумай, сколько сил тратит человек на борьбу с собой, пока начитает понимать, на что в действительности, он эту энергию должен был бы потратить!!! (
...
Капля - хорошо...)но для чего придавать конкретную форму??? Вспомни, как художники, разные, пытались изобразить Пространствою...Время..Вечность...Угу ))) Говорит и доказывает лишь то, что это надо не изображать , а чувствовать...Допускаю, что слово "чувствовать" не точное...

127*Ирина*1/4/2002 9:59:08 PM
*Дракон-Хранитель* --> (126)
Ну...ты еще напиши краткую философию....все в одну кучу...тут, если развернуть на собрание сочинений хватит...Погодь...таймаут...я так быстро и много не могу...(((

126*Дракон-Хранитель*1/4/2002 2:06:14 AM
*Ирина* --> (125) Ты заблуждаешься, ни кто ни обо что не споткнулся. :) Человеки уже давно всё возможное взяли на вооружение. :)

"Представляешь,хм...утопию...)))...если бы целое государство воспитывало бы своих детей и много поколений....на принципах ДАО???....пусть даже насильственно...как тебе предсказать результат??? а,Величайший? )))"

А разве не было попытки организовать такое государство? :) Ну, не на принципах Дао, но все же... :) Не все зависит от воспитания, "запретный плод - сладок". :) Помнишь о грехе Евы и Адама? :) И в таком государстве "идеальном" государстве найдутся свои диссиденты. :) Другой вариант развития событий - найдется государство с противоположной направленностью, которое начнет войну.
Царствия Небесного не может быть на земле. :)
Представь себе некую схемку. :)
Там, в Небесах находится Рай.
А вот там внизу находится Ад.
А между ними находится Земля. :)
Как тут не вспомнить представления о подземном царстве и о местоположении ада? :)
Вот тебе представления из даосизма - "Человек стоит ногами на земле, а макушкой касается Неба." (Д-Х) Вспомни восемь триграмм, каждая из которых символизирует некое триединство. :) Нижняя черта, символизирует Землю.
Верхняя черта, символизирует Небо.
А средняя черта, символизирует человека. :)
Человек - связующее звено между Небом и Землей.
В человеке соединяются Небесное и Земное.
В каждом человеке есть от Рая и от Ада.
В каждом человеке есть от Инь и от Ян.
В каждом человеке есть от Света и есть от Тьмы.
Суть в том, что бы осуществить свой выбор. :)
Выбор между Небом и Землей, между Небесным и земным. :)
Кто выбирает "жизнь тела", тот остается в круге сансары. Кто выбирает "жизнь Духа", тот выходит из круга, круговорота перерождений в различные существа, и освобождается. :) Если состояние духа человека уже не соответствует Земному, то он не может уже жить на Земле. Если состояние духа человека не соответствует Небесному, то он не может жить в Небесах. :) И он возвращается к Земле... "грехи не пускают". :)
Хотя наш мир и двойственен, но он имеет один исток. Вся Вселенная имеет один исток. :)
Представь себе каплю, внутри которой вписан круг. :) Кончик этой капли "указывает" на исток, а круг - символ постоянных преобразований, изменений, перемен, трансформаций, превращений, перерождений. :) Посмотришь на каплю снизу, и увидишь круг с точкой посередине. :) Чем не символ устремления от "внешнего" к "внутреннему". :) От Земного к Небесному. :) От череды жизней и смертей к жизни вечной. :)
Колесо сансары имеет "обод" и "ось", благодаря которой и возможно вращение колеса. :) У колеса есть "спицы" - чем вам не путь человека к "выходу" из колеса сансары к истоку, от "внешнего" к "внутреннему", от "телесного" к духовному? :) Если совместить отверстия китайского "шар в шаре" (символ разворачивания Дао в наш мир), то мы увидим уходящие к центру конусы. :)

Люди так много и так часто выражали невыразимое... :)
Проблема не в том, что есть Нечто, чего не выразить словами.
Проблема в том, что не все люди пытаются (хотят) понять То, что не выразить словами. :)
Что им мешает? То, что даёт определяющую "форму" личности - "Я". :) Я = Эго. :)

Я опять не закончу свою мысль. :) Дам пространство для движения мысли. :) Как видишь, все давно «открыто», но не нами. :) Все давно описано, но на столько, на сколько это вообще возможно. :) «Знание» открыто перед нами, но что бы увидеть его, нам нужно самим открыться перед ним. :) Тут же вспоминается написанное о апостоле Павле, который ослеп, но придя в город дорогой, которой вел его Бог, прозрел. :)
Так что дело не в «системах», дело в самом человеке. :)

Что бы увидеть человека, нужно открыться человеку.
Что бы увидеть себя, нужно открыться себе.
Что бы увидеть Истину, нужно открыться Истине.

:)))

125*Ирина*1/3/2002 9:13:40 PM
Дракон, вот сколько мы говорили о "недеянии"...совсем пустые слова...можно добиваться тысячу формулировок и они не отразят суть...Формулировки принадлежат конкретной личности, со всеми ее накоплениями и ограничениями, сформировнанными как моралью, так и пониманием знанием религии...
"Недеяние"-не пребывание вне дел...)))...а жизнь в понимании необходимости именно тех дел, которые ты должен делать...Красивое чувство и очень полное, и очень спокойное...Не отрицающее реальную жизнь, а ее измениющее и наполняющее очень светлым, уводящим грусть...Хорошо!

А "истоки" сурьезный трактат...)))...очень тяжело читать...работаешь, а не читаешь )))...впрочем, учиться смирению самое то! )))) как и на репликах Голоса )))

PS. Господина Голоса, прошу не обижаться...)))я с уважением к вашим репликам!...)

Продолжаю...Дракон, все ветви в истории философии, так или иначе, подталкивают нас к мысли о Неосознанному...конечно, то, что я читала...Знаю, что формулировать и не нужно...но вот что интересно...как человеки возьмут этот способ на вооружение???...хм )))...если его нельзя сформулировать? )))
Думаю, что отсутствие именно метода доступного для всех....и является тем камнем предкновения, о который спокнулись и существующие религии...и существовавшие...
Представляешь,хм...утопию...)))...если бы целое государство воспитывало бы своих детей и много поколений....на принципах ДАО???....пусть даже насильственно...как тебе предсказать результат??? а,Величайший? )))

124Джип Широкий11/3/2001 4:43:59 PM
Почтограмма.

Временно отсутствую. :)
Мысленно присутствую. :)
Не забывайте... "у-вэй" ! :)


123*Дракон-Хранитель*10/25/2001 2:51:52 AM
О происхождении Пути.

*******
25-е изречение, Перевод Малявина. (отрывок)

Есть нечто, хаотически завершенное,
Прежде Неба и Земли рожденное.
Пустотное! Смутное!
Одиноко стоит и собой остается вовеки.
Всюду достигает и нигде не прерывается.
Оно может быть Матерью Мира.
Не знаю его имени,
Но назову его: «Дао»
Если нужно его определить, назову его «великим».

*******
Чжан 25, перевод А. Маслова.

Существует нечто, из хаоса возникшее,
рожденное прежде Неба и Земли.
Беззвучно-пустотное, одиноко-изменчивое.
Двигаясь по кругу, не устает
и способно быть матерью Неба и Земли.
Я не знаю его имени,
а иероглифом обозначу это «Дао».
Через силу назову его еще и «Великим».
Великое назову скоротечным.
Быстротечное назову отдаленным.
Отдаленное назову обращающимся вспять.
Поэтому Дао – велико.
Небо – велико.
Земля – велика.
Человек тоже велик.
Во вселенной пребывают эти четверо великих,
и человек – одно из них.
Человек следует Земле.
Земля следует Небу.
Небо следует Дао.
Дао же естественно.

*******

122Джип Широкий10/23/2001 2:12:50 AM
36 чжан (перевод А. Маслова)
Желая что-то сжать, сначала растяни его.
Желая что-то ослабить, сначала усиль его.
Желая что-то уничтожить, позволь этому сначала расцвести.
Желая что-то отнять, сначала дай это.
Это и зовется утонченно-искусным просветлением.
Мягкое и слабое одолевает твердое и сильное.
Рыба не может покинуть глубину.
Равно и государству
нельзя показывать инструменты управления народу.


36 чжан (перевод А. Кувшинова)

Великая страсть иссушает,
непоколебимая решимость наполняет силой.
Великая страсть делает тебя слабым,
непоколебимая решимость – могучим.
Великая страсть калечит,
непоколебимая решимость возвышает дух.
Великая страсть завладевает тобой,
непоколебимая решимость делает тебя свободным.
В словах этих заключён сокровенный свет.
Мягкое и податливое побеждает твёрдое и крепкое.
Рыба ищет, где глубже,
а человек – где лучше,
и ни к чему людей этому учить.


36 чжан (перевод Ян Хин-шун)

Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его.
Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его.
Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести.
Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему.
Это называется глубокой истиной.
Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное.
Как рыба не может покинуть глубину,
так и государство не должно выставлять напоказ людям свои совершенные методы [управления].


121Джип Широкий10/23/2001 2:07:01 AM
Мона Ёлкина --> (118)

"Хочу - Не хочу" - плохие слова ??!!.. :))
Но подсказать можно было бы,.. отчего же "нет" ?!.. :))
Пишите на mail.hochu.net $-))


120*Дракон-Хранитель*10/22/2001 8:11:32 PM
Мона Ёлкина --> (118) Ну, только не в 36 чжане... :)

119*Дракон-Хранитель*10/22/2001 8:10:18 PM
Чжан 36 перевод А. Маслова.

Желая что-то сжать, сначала растяни его.
Желая что-то ослабить, сначала усиль его.
Желая что-то уничтожить, позволь этому сначала расцвести.
Желая что-то отнять, сначала дай это.
Это и зовется утонченно-искусным просветлением.
Мягкое и слабое одолевает твердое и сильное.
Рыба не может покинуть глубину.
Равно и государству
нельзя показывать инструменты управления народу.

*******
Комментарии А. Маслова к 36 чжану.

Следуя даосскому пониманию сути вещей, свершения надо начинать с противоположного, доводя его до предельного состояния, и тогда цель достигается сама собой в «недеянии». В этом состоит и хитрость управления государством, заключаящаяся в умелом регулировании настроений народа, хотя принцип преодоления жесткого с помощью слабого выходит далеко за рамки политико-социальной сферы. Государство управляет народом исподволь, не показывая своих истинных целей, ни способов их достижения. Иначе оно уподобится глубоководной рыбе, которая, едва попав на мелководье, тотчас погибает.
Здесь отражен весьма древний спор о том, надо ли посвящать народ в способы и мотивы управления государством. Мудрые ши, как видно, считали наиболее эффективным способом скрытое воздействие на душу народа, подобно тому как Дао вне усилия правит вещами. Понятие «инструмент управления» или, дословно, «полезные инструменты» (ли ци) в разные эпохи трактовалось по разному: например, как власть, как исключительно военная сила («инструмент» и «оружие» обозначаются одним иероглифом), как сложная система чередования наказаний и поощрений.
Строки (1-4) перекликаются с трактовкой знамений и сакральных законов в ранней практике гаданий. В мистических системах возникновение какого-либо явления определяется через возникновение его противоположности. Всякому явлению предшествуют как бы своеобразные колебания среды, данные ним зачастую как его противоположность, воспринимая которые, и можно предугадать его возникновение. Истинное действие как бы уже находится внутри своей противоположности, а «внутриутробное», виртуальное состояние в даосизме и есть идеальное бытие всякой вещи. Таким образом, «сжатое» есть знак скорого наступления «растянутого», а «усиление» - это предшествие «ослабления».

118Мона Ёлкина10/22/2001 1:15:03 PM
Джип Широкий --> (116)
А де берут эту "непоколебимую решимость"? Кто-нить знает? А то погрязла вся в "великих страстях"...

Ха-а-а-а-а-ачу неколебимую реши-и-и-и-имость!!!


117Антоний10/22/2001 3:39:17 AM
Джип Широкий --> (116) А не Ян Хин Шуна перевод выложи плз, чтобы можно было распечатать и дома почитать, а то кусками выдергивать, как написано в моей тех документации есть "no good" ;))

116Джип Широкий10/20/2001 12:45:36 PM
36 чжан (перевод А. Кувшинова)

Великая страсть иссушает,
непоколебимая решимость наполняет силой.
Великая страсть делает тебя слабым,
непоколебимая решимость – могучим.
Великая страсть калечит,
непоколебимая решимость возвышает дух.
Великая страсть завладевает тобой,
непоколебимая решимость делает тебя свободным.
В словах этих заключён сокровенный свет.
Мягкое и податливое побеждает твёрдое и крепкое.
Рыба ищет, где глубже,
а человек – где лучше,
и ни к чему людей этому учить.


36 чжан (перевод Ян Хин-шун)

Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его.
Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его.
Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести.
Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему.
Это называется глубокой истиной.
Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное.
Как рыба не может покинуть глубину,
так и государство не должно выставлять напоказ людям свои совершенные методы [управления].


115Джип Широкий10/20/2001 1:30:29 AM
31 чжан (перевод Ян Хин-шун)

Хорошее войско – средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет.

Благородный [правитель] во время мира предпочитет быть уступчивым [в отношении соседних стран] и лишь на войне применяет насилие. Войско – орудие несчастья, поэтому [правитель] не стремится использовать его, он применяет его только тогда, когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а вслучае победы себя не прославлять.
Прославлять себя победой – это значит рабоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создаётся уважением, а несчастье происходит от насилия.

Слева строятся военачальники флангов, справа стоит полководец. Говорят, что их нужно встретить похоронной процессией. Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией.


114Джип Широкий10/20/2001 1:29:14 AM
31 чжан (перевод А. Кувшинова)

Разящий меч – это не то, что приносит счастье,
всякая тварь его боится,
и потому тот, кто обрёл Путь, не надеется на него.
Благородный человек живёт себе спокойно,
ведь он дорожит только тем, что находится с краю, -
А если хочешь добиться того, что считают
достойным, тебе придётся действовать мечом.
Разящий меч – это не то, что приносит счастье,
это не средство благородного человека,
он не жаждет им обладать и потому может им пользоваться.
Тот, кто равнодушен к славе и выгоде, находится выше всех,
он обладает силой и не выставляет это.
Тот, кто любит показывать силу,
также и любит подавлять других.
А ведь тот, кто любит подавлять других,
воистину не сможет достичь полноты восприятия мира !
Дорожить тем, что находится с краю, - вот что приносит счастье.
Дорожить тем, что считают достойным, - вот что приносит несчастье.
Находиться впереди великой армии – значит занимать достойное место,
и это значит самому начинать похоронный обряд.
Губит людей страсть к накоплению,
ведь всё, что они обретают в этом – лишь огорчения и скука.
Сражаясь и побеждая, они сами вершат похоронный обряд.


113Джип Широкий10/19/2001 11:05:12 AM
70 чжан. Комментарий А. Кувшинова

(*) Почему Лао-Цзы называет своё знание «простым и доступным», а Путь – «простым и естественным» ?
Почему же, в таком случае, все «сидят на месте» ?
Почему «сражение, что не стихает ни на миг – вот суть осуществления Пути» ?
В самом деле, что может быть более устрашающим для обыкновенного человека, чем образ непрерывной битвы ? Что же здесь «простого» ?
Очевидно, конечно, что если мы задались подобными вопросами при чтении первых строк этого чжана, то за ответом не нужно далеко ходить. Всё дело в том, что люди «полагаются на слова и преклоняются перед конкретными делами». Вот почему знание и Путь, которые «самые доступные и простые», закрыты для них. Закрыты потому, что люди, обучаясь «словам и делам», превращают эти самые «слова и дела» в стену, за которой можно спрятаться от всего остального. От мира, что окружает тебя, от жизни.
Незнакомое, непривычное – вот самая устрашающая вещь для среднего человека. Вот чего он боится больше всего на свете. Он хочет смотреть только на свою любимую стенку, где каждый знакомый кирпичик так приятно ласкает взгляд. Он ничего не желает знать ни о жизни, ни о смерти. Он не хочет оглянуться вокруг и увидеть, что единственное, чем занимаются все люди – это непрекращающаяся битва, хотят они того или нет. На самом деле каждый родившийся на этот свет просто вынужден решать по мере своих сил единственно общую для всех живых существ задачу – «чтобы суть стала крепче».
И отличие человека Пути от остальных людей состоит как раз в полном осознании этого факта и, естественно, принятии его. Человек Пути не пытается уйти от судьбы, он не пытается «сбросить груз со своей повозки», ибо понимает, что это бесполезно.
Сражаться, расти и обновляться – вот то, ради чего нас выпустили в этот мир – и потому тот, кто не следует этому приказу, погибает раньше срока.
Только приняв всем сердцем эту простую истину бытия, можно повернуться лицом к ЖИЗНИ, можно начать учиться жить, а не заниматься подготовкой собственных похорон (см. чж. 31)


112Джип Широкий10/19/2001 1:57:43 AM
70 чжан (перевод А. Кувшинова)

Я говорю о знании – самом простом и доступном,
я говорю о Пути – самом простом и естественном.
Но люди не в силах это понять,
никто из них не в состоянии начать действовать так. (*)
Они полагаются на слова
и преклоняются перед конкретными делами
и потому-то они не знают и самих себя.
Тот, кто познал себя, тих и незаметен,
и это потому, что он дорожит собой.
Вот почему мудрый носит простые одежды,
а драгоценную яшму скрывает внутри.


70 чжан (перевод Ян Хин-шуна)

Мои слова легко понять и легко осуществить.
Но люди не могут понять и не могут осуществлять.
В словах имеется начало, в делах имеется главное.
Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня.
Когда меня мало знают, тогда я дорог.
Поэтому совершенномудрый подобен тому,
кто одевается в грубые ткани,
а при себе держит яшму.


70 чжан (перевод А.А. Маслова)

Мои слова легко понять
и столь же легко им следовать.
И все же никто в мире не способен их понять
и тем более следовать им.
Слова имеют предка, дела имеют господина.
Из-за того, что люди сиры, им не удается понять меня.
Как же мало тех, кто способен понять меня!
Как же редки те, кто следует мне.
Поэтому мудрецы носили холщовые одежды,
но в душе берегли драгоценную яшму.



111*Ирина*10/17/2001 4:19:43 PM
Пошла искать книгу Маслова.....

Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7
Яндекс цитирования