О христианстве и других религиях |
570 | Рори | 1/15/2001 7:15:18 PM | Tamplier --> (566) Ты мог бы задать другой вопрос: почему Патриарх не встречается с Папой (во всяком случае эта проблема находится в замороженном состоянии последних полтора года)?
Здесь есть ряд сложностей.
Во-первых, все та же проблема папского возраста. Имеет ли смысл о чем-то разговаривать именно с этим человеком? Это, простите, на политическом жаргоне - lame duck. Не стоит ли серьезный диалог перенести на то уже недалекое время, когда в Риме появится новый Понтифик?
Второе - это человек, который в значительной степени отягощен своим прошлым и до некоторой степени национальными предрассудками. Как писала парижская "Монд" еще в начале 80-х, "Иоанн Павел II - прежде всего поляк, а Папа по совместительству". В более поздние времена один итальянский кардинал утверждал, что если бы Папа был итальянец, то тех проблем в отношениях Ватикана и России, которые есть сейчас, просто бы не было. А дальше он пояснял, в чем дело. Просто Папа пробует взять реванш за поражение Польши в XVII веке. Действительно, исторически отношения Польши и России складывались сложно. Поэтому Польша - самый неудачный из возможных посредников в диалоге Западного мира и России.
Но главное не в этом. Если такого рода встреча произойдет, на ней, согласно протоколу современных политических встреч, должны будут последовать поцелуи, рукопожатия, заверения в братской любви, и т.д. и т.п. Но в случае с современным Ватиканом такого рода декларация будет лицемерием. По той причине, что рубеж 80-90-х годов был отмечен вспышками насилия на Западной Украине. Насилия, которое чинили люди, именующиеся греко-католиками, униатами. Насилия, направленного на разгром православных общин на Западной Украине. Это насилие, естественно, не вызвало одобрения в Ватикане. Оно было официально осуждено и, более того, была создана четырехсторонняя комиссия для рассмотрения этих проблем на Западной Украине. В этой комиссии были представителя Московского патриархата, представители Киевской митрополии, были униаты и представители римо-католиков. По итогам работы этой комиссии была достигнута договоренность, что в каждом конкретном случае вопрос о принадлежности храмовых зданий решается в резуль-тате некоего референдума. Если большинство именно местных жителей за то, чтобы остаться в Православной церкви, храм остается православным; если они за то, чтобы перейти в католичество - храм будет униатским. Но при этом дополнительное условие: община большинства обязана обеспечить условия для нормальной жизни общины меньшинства. На бумаге все это было хорошо, но на бумаге же это соглашение и осталось. Тогда православная сторона обращалась к Риму с просьбой как-то реализовать его и в ответ услышала, что, "вы знаете, эти униаты - они горячие парни и они нас не слушаются". Это довольно странно, потому что все своеобразие греко-католичества и состоит в том, что, сохраняя православный обряд, они вошли в подчинение Риму. А здесь какой-то странный выверт украинского католичества, что именно в этом вопросе они Папу не слушаются. Или все-таки осуждения из Ватикана звучали с такими обер-тонами, из которых заинтересованные лица делали вывод, что на самом деле эти упреки можно пропустить мимо ушей.
Но как бы то ни было, факт есть факт. Православные епархии на Западной Украине разгромлены, есть большие города, в которых нет ни одного православного храма, приходится собираться и молиться где-то на квартирах. И поэтому Московская патриархия условием встречи с Папой поставила совершение жеста доброй воли. Именно жеста. Речь не идет о том, чтобы вернуть ситуацию на Западной Украине к концу 80-х годов. Речь идет только об одном: покажите нам, что вы действительно относитесь к нам как к братьям. Мы называем вам четыре адреса, четыре города, в которых существуют большие православные общины, но их жизнь назвать нормальной сегодня нельзя. В то же время количество храмов, которое реально сегодня находится во владении греко-католиков, непропорционально велико. Вот в этих четырех городах вы можете вернуть нам четыре храма, а точнее два здания епархиальных управлений и два храма. На фоне тысяч храмов, перешедших греко-католикам, вернуть четыре здания - это действительно не более, чем жест. Но этот жест позволит нам предположить, что все-таки ваше доброе отношение к нам существует не только на словах, но и на деле. В противном случае, эта встреча будет пустой формальностью, вдобавок сомнительной нравственной доброкачественности - потому что поцелуи Патриарха с Папой станут ширмой, скрывающей слезы избитых православных священников на Западной Украине.
Что же касается фундаментальных препятствий к диалогу, то дело опять-таки в самих католиках. Дело в том, что при любом диалоге с католиками, как показывает практика после II Ватиканского собора, всегда остается до конца не выясненным вопрос, с кем ты беседуешь. В какой мере эта группа людей аутентично представляет католичество? Католичество очень разное и в нем есть иерархи, богословы, церковные писатели, которые искренне стремятся к соединению с Православием. Сколько было документов, деклараций со стороны католиков на самом высоком уровне о том, что они видят в Православной церкви сестринскую Церковь, что не видят в нас какого-то экклезиологического изъяна, что мы для них возлюбленные и равные партнеры в братском диалоге! И вот, пожалуйста, - август 2000 г. и заявление Кардинала Ратцингера, главы Конгрегации по вопросам вероучения. Этот иерарх (кстати, очень мужественный, умный и честный человек, к трудам которого я отношусь с уважением) заявляет, что само выражение Церковь-сестра есть некий богословский нонсенс. Ратцингер пошел против экуменической моды и честно сказал, что Церковь только одна и это Церковь-мать, и, между нами говоря, это - церковь Римо-католическая. Поэтому выражение "Церковь-сестра" - это не более, чем выражение дипломатической вежливости, которому не стоит придавать особого значения. Это выражение принадлежит Патриарху Афиногору и мы, католики, лишь из вежливости его используем, но на самом деле всерьез к нему не относимся... Спасибо за откровенность. Между прочим, вот это и есть исходная точка для диалога: честное признание того, что мы - разные.
Так что курьез с "церквями-сестрами" взывает к некоей трезвости: при современном состоянии католического мира не стоит обманываться никакими договоренностями и документами. Потому что даже если документ будет подписан Папой, именно в силу догмата о папской непогрешимости следующий Папа скажет, что "это было лишь частное мнение Нашего предшественника. Эти слово были произнесены не "ex cathedra", не во исполнение папского служения".
Есть еще одна проблема. Диалог имеет смысл для того, чтобы чем-то обмениваться, что-то брать доброе и нужное. Но то, что есть интересного в католическом мире, мы можем брать без всяких уний и даже официальных встреч Папа-Патриарх. Книги доступны, опыт доступен. Я могу, покупая книги католических богословов, черпать оттуда то, что захочу. И, православное присутствие на Западе тоже есть - причем без всяческих тяжеловесных организационных форм.
Наконец, любые попытки сближения с Католичеством следует предварить вопросом о том, имеем ли мы право только оптимистически оценивать плоды сближения? Католическую церковь трудно назвать вполне здоровым духовным организмом. О нашей реальной православной церковной жизни тоже не скажешь, что она во всех отношениях здорова. А теперь представьте себе, что два больных человека вступают в диалог и дают друг другу целование мира. Они скорее заразят друг друга, нежели исцелят. Так откуда же этот беспросветный оптимизм? А может мы "болячками" обменяемся? Чтобы не казаться голословным, давайте вспомним, что больше всего нравится современному российскому обывателю в католичестве? То, что у католиков скамьи в храмах стоят и на службе можно сидеть. А что нравится западному обывателю в Православии? То, что у нас можно второй раз жениться, ведь Католичество не признает второй брак, а Православие признает. Есть и одна общая болезнь у православных и католиков. Это - обмирщение, секуляризация, чрезмерная уступчивость идеологическим модам "века сего". Именно потому, что в нас самих есть эта немощь - мы должны быть особенно внимательны к тому, чтобы она не разрасталась далее. А католичество традиционно политизированно и обмирщено в гораздо большей степени… И, значит, наше уподобление католичеству, наше соединение с ним подстегнет аналогичный процесс и у нас. Чтобы этого не было - лучше все-таки быть на расстоянии. Понятно, впрочем, что "быть на расстоянии" - не значит "воевать".
|
569 | Рори | 1/15/2001 6:51:13 PM | Tamplier --> (566)
Тампль, я честно не вижу проблемы...
Ну, группа сербских священников встретилась с Папой. Так, и русские священники с ним нередко встречаются (когда ему здоровье позволяет).
Ну, зачитал Папа послание Патриарху Сербскому. Так, он по десять раз в месяц со всяким посланиями главам разных конфессий выступает. И наш Патриарх занимается этим не реже. А уж к католикам обращается прямо-таки часто...
Ну, похлопали ему сербы и песню спели. И что в этом особенного? Во Всемирном Совете Церквей (откуда, кстати, католики ушли) после всех выступлений хлопают...
Расценивать это событие, как принципиально новый шаг в давно идущем диалоге, странно.
|
568 | Рори | 1/15/2001 6:37:00 PM | Веселая --> (565) Веселая --> (564)
Приведенный отрывок - это помещен журналом "Фома" в качестве предисловия для того интервью с отцом Андреем, которое (в сокращенном виде) я выложил в данной дискуссии.
Кстати, на фото, которое можно увидеть по этому адресу, изображены (справа) мой друг Володя Легойда (главный редактор "Фомы") и его жена Оксана в день их свадьды.
|
567 | Рори | 1/15/2001 6:07:26 PM | Джип Широкий --> (562) Джип Широкий --> (553) Я еще не успел прочитать этот текст. И не могу оценить его как-либо.
Но он слишком объемен, поэтому я решил удалить его и выложить (в ближайшие дни) на сайте rori.narod.ru, который, собственно, и предназначен для публикации подобного рода текстов (кстати, сайт давно не юзался). Пока текст доступен для всех в удаленных репликах.
|
566 | Tamplier | 1/15/2001 2:20:57 PM | Рори, вот тебе писча для мышления... "Приветственное послание Патриарху Сербской Православной Церкви Павле и сербскому народу направил Папа Римский Иоанн Павел II в ходе воскресной службы, сообщает агентство ИТАР-ТАСС.
Обращаясь к группе сербских священнослужителей, присутствовавших на площади перед Собором святого Петра на литургии, Папа сказал: "Ваше паломничество к могилам святых апостолов Петра и Павла и другим великомученикам, о которых Рим хранит память, укрепляет вас в христианской вере и подвигает совместно с другими гражданами вашей страны строить ее мирное и процветающее будущее".
Делегация сербских православных иерархов ответила на обращение Папы Римского аплодисментами и исполнением церковной песни. Здесь это событие расценивается как признак возобновившегося диалога между католической и православной Церквами.
Досье НТВ.ru: " А наши... все еще пребывают в святости? Неужели распри из за бабок для нашего патриарха важнее примирения церквей? А где же смирение и человеколюбие? ;-)
|
565 | Веселая | 1/15/2001 8:06:54 AM | Веселая --> (564)
Сорри, нечаянно не ту ссылку вставила.
Нужно было:
http://www.wco.ru/biblio/books/kur5/Main.htm?mos
|
564 | Веселая | 1/15/2001 8:02:14 AM | Рори --> (528, 529)
"Мне кажется, что Бог создал мужчину и женщину, чтобы они стали мамой и папой. Вы подумаете, какая я еще маленькая. И сейчас, в свои 19 лет, пока мама не поцелует меня, я не могу уснуть. Так повелось с детства. Даже после того как мои родители разошлись (мне было тогда года 4), папа приходил каждый вечер домой, чтобы поцеловать меня, иначе я не засыпала. Когда мама забирала меня вечером из детского сада (часто самой последней), я чувствовала себя счастливой: она держала меня за руку и слушала последние мои новости. Мы шли домой, несмотря на угрозы вредных воспитательниц, что когда-нибудь я останусь в интернате. Но я знала, что у мамы много работ, и с нетерпением ждала ее прихода.
А пару раз меня забирал папа. Это было настоящее событие в моей жизни. Тогда все на свете (друзья и подруги, нянечки и воспитательницы, и просто прохожие) должны были узнать, что мой папа – самый лучший человек. Увидев его, я бежала ему навстречу с радостным "Папа!". Первые мои детские кошмары были связаны с мыслью о возможной смерти родителей. Самым страшным для меня была разлука с ними, а тем более вечная (так мне объясняли смерть). Ночами я плакала в подушку, ведь я не могла поверить, что они могут уйти и не вернуться. Но однажды я поняла, что взрослые что-то перепутали и таких расставаний "навсегда" не бывает... С тех пор я стала думать о Боге. Я любила их больше всех и не задумывалась, за что и почему. Наверное, Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы в мире родилась любовь."
Елена, 19 лет
|
563 | Лиза Чайкина | 1/15/2001 7:15:48 AM | а можно задать вопрос, который меня давно интересует?
вера - что это такое? даруется ли она свыше? или человек может уверовать и самостоятельно? как?
|
562 | Джип Широкий | 1/15/2001 4:35:13 AM | Источник, из которого взят текст, недавно перепечатан (в типографии) с «оригиналов», на которых были пропечатаны только год (1982) и место (Рига) предыдущей перепечатки. Так как «давным-давно» я уже слышал о наличии «Евангелия от Марии Магдалины», то возник вопрос, который и задаю:
Действительно ли такое Евангелие «имеет место быть» ??!!.
Человек-типограф, который мне эту брошюрку дал, на мой вопрос «А где подтверждение, что это Евангелие от Магдалины подлинное?» ответил (вполне логично в его ситуации) вопросом же: «А у тебя на Евангелиях есть личные подписи Матфея, Марка, Луки или Иоанна?»
По сути приведенного Евангелия от Магдалины говорят, косвенно и прямо, не один человек и не один печатный источник. Под «сутью» в данном случае я подразумеваю прежде всего стих 61 главы III приведенного Евангелия от Магдалины. («61. Много, много Земель и Солнц показал нам, многие народы видели чудные и пречудные, но нигде не видели одежд, домов и колесниц. Нигде, нигде не слышали мы, чтобы кто-либо называл кого-то: «Мой».)
«….Нигде, нигде не слышали мы, чтобы кто-либо называл кого-то: «Мой».
Так, в частности, приведенная мной перед НГ в дискуссии «Еще раз про Любовь» книга Айванхова также затрагивает эту «суть». Одновременно там, кстати, употребляется имя «Божья Матерь» применительно к каждой земной женщине. (Прошу отметить, что ту книгу я прочитал за неделю до НГ, а данную брошюру с текстом Евангелия от Магдалины получил только позавчера, т.е. 13.01.2001).
Кроме того, естественно было бы предполагать, что Мария Магдалина, ближайший спутник Иисуса Христа, могла иметь с ним продолжительные беседы и также могла оставить письменное изложение этих бесед.
О роли Женщины для нашего века и тысячелетия в последнее время много говорится и пишется. (Может быть и ранее это звучало, но раньше я не интересовался подобными, в том числе религиозными, темами, поэтому утверждать не могу).
И поэтому же, например, изложенное пророчество (см. Гл.II, стих 12) выглядит правдоподобно с точки зрения логики утверждений о женском предназначении в предстоящий период развития цивилизации:
«Истинно, истинно говорю тебе, жена спасет мир, а не муж и пророки».
---
В общем и целом ВСЁ интересно ! (Рори! Ещё раз приношу извинения за то, что "вклинился" с этим текстом и со своим вопросом!)
|
553 | Джип Широкий | 1/15/2001 4:17:13 AM | Рори! Позавчера вечером брошюрка в руки попалась «случайно» Прокомментируй, пожалуйста, если есть настроение, ЕВАНГЕЛИЕ от Марии МАГДАЛИНЫ.
(Мне кажется, это и по теме, которую мы затронули - о Мужчине и Женщине).
Если же тебе известен этот текст, как «неподлинный» текст, «подделка», или ты так считаешь, то удали его, пожалуйста, из дискуссии.
Прошу извинить, что «вклиниваюсь» в твоё повествование, но не хотелось бы откладывать надолго тему. (Информация пришла, необходимо «обработать», «выжать» и двигаться дальше)
---
Святая равноапостольная Мария Магдалина.
Память 22 июля / 4 августа
Равноапостольная Мария родилась в городе Магдалы на берегу Генисаретского озера. Св.Мария удостоилась первой видеть Воскресшего Спасителя и оповестила о том апостолов. Св.Мария мирно скончалась и была похоронена в городе Эфес.
Кондак, глас 3
Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше, глаголюши: что сие есть странное чудо? Содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.
|
552 | Джип Широкий | 1/15/2001 3:45:06 AM | Рори --> (550, 547) Рори, понимаю, что не завершено ещё предпринятое тобой измерение глубин Любви.
Я не большой специалист в религиоведении и мой временнОй путь размышлений исчисляется месяцами (чуть больше полугода), поэтому, повторюсь, полемизировать я не в силах и не в праве по теме, в которой пока только начал «раскладывать мысли по полкам».
Но! Ты описываешь разные части единого тела и отдаёшь предпочтение только Сердцу ??!! ;-) А другие части тела полезны или нет ? ;-)
С нетерпением жду продолжения твоих Опытов-Замеров. (Поверь, сдерживаюсь от офф-топика, чтобы случайно не вырвалось восхищение твоими красивыми и тактически грамотно выстроенными аргументами :)
|
551 | Ваcенька Ыкин | 1/15/2001 1:35:55 AM | *Дракон - Хранитель* --> (541) Это я надрал кусочков из русского перевода третьего текста Коптского папируса или т.н. собрания из Наг-Хаммади, кодекс №2, больше известного как "гностические апокрифы". Рукописи были найдены в 1945 году в Египте, датируются ориентировочно 2-ым - 4-ым веками н.э. Считается, что это перевод на коптский с существовавшего греческого оригинала.
|
550 | Рори | 1/14/2001 10:17:16 PM | ОПЫТ (замер 2-й)
Классическое язычество
В классическом язычестве, в греко-римской религии понятие о Едином Боге как будто присутствует. Но греки не случайно слово бог (феос) считали происходящим от глагола feein бежать. Единый Бог безымянен и недоступен. К Нему не стоит обращаться с молитвами.
Языческий философ Цельс во втором веке свое недоумение по поводу того, как можно дерзать обращаться с молитвами к Высшему Богу, выражал так: Род христиан и иудеев подобен лягушкам, усевшимся вокруг лужи, или дождевым червям в углу болота, когда они устраивают собрания и спорят между собой. Они говорят, что Бог нам все открывает и предвозвещает, что, оставив весь мир и небесное движение и оставив без внимания эту землю, Он занимается только нами, только к нам посылает Своих вестников и не перестает их посылать и домогаться, чтобы мы всегда были с Ним (Ориген. Против Цельса. IV, 23).
Даже философы лишь теряются в своих попытках нащупать Первоначало. Вода или Огонь, Воздух или Беспредельное (Апейрон), Форма форм или Идея идей... Но все же то бытие, что может быть названо Источником всего, Единым и Подлинно-Сущим, оказывается вне олимпийской религии.
Зевс, глава олимпийского пантеона, не есть Бог в высшем смысле этого слова. Это бог, а не Бог. В "Федре" Платон дает такую богословскую зарисовку: Небо (бесцветная, без очертаний неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримая лишь уму то, что за пределами неба) вращается, вокруг него во главе с Зевсом идут боги, питающиеся центральным светом. Мысль бога питается умом и чистым знанием, созерцая подлинное бытие. Как видим, Зевс не Бог в монотеистическом смысле. Он сам живет причастием.
Согласно Гесиоду, Зевс потомственный путчист. Первая диада богов здесь носит имена Геи и Урана. Гее не по душе постоянные роды, и однажды Гея, спрятав сына Крона в то место, через которое он явился на свет, дала ему в руки серп острозубый и всяким коварствам его обучила. Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он около Геи, любовным пылая желаньем, и всюду распространился кругом. Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсек у родителя милого член детородный и бросил назад его сильным размахом (Теогония. 174-181). Кронос-Время, однако, имеет привычку пожирать своих детей ( всепожирающее Время). И когда рождается Зевс настает время мести.
Так Зевс, не являющийся ни творцом мира, ни творцом людей, оказался владыкой Олимпа и мира. И, значит, нет оснований считать Зевса Богом как Источной причиной бытия, равно как и нет оснований видеть в нем Источник той любви, что привела к появлению людей.
Если же даже в верховном божестве нельзя увидеть ту Любовь, что движет солнце и светила, то тем менее у нас оснований прилагать формулу Бог есть любовь к божествам меньшего ранга.
Зло может придти оттуда, откуда человек ожидал помощи. И потому, по выводу А. Ф. Лосева, религиозное чувство римлян остается очень осторожным, малодоверчивым. Римлянин не столько верит, сколько не доверяет своим богам.
Принципиальную вне-моральность богов можно отметить и в вавилонском пантеоне: Ясно, что термин "теодицея" в строгом смысле слова применительно к вавилонской религиозной мысли едва ли уместен: прежде всего по той простой причине, что вавилонские боги не всеблаги и не всемогущи (хотя бы в силу их множественности. То, что эти боги создали людей, совсем не было даром. Не по любви к людям они создали нас. Мардук творит космос (из трупа своей бабушки Тиамат) не потому, что он желает, чтобы другие существа испытали радость соучастия в бытии. Он решает частную и своекорыстную задачу: дать богам такие заботы, чтобы они не подумали свергнуть с трона его самого. И когда совет богов решает создать людей то он решает при этом опять же свои сугубо внутренние проблемы. Вавилонские боги творят людей, чтобы те работали вместо них, чтобы они буквально были их рабами. Боги просят Демиурга: Создай нечто, что богов заменит, пусть оставят свои корзины! Человек создан для того, чтобы вместо богов вести труды по благоустройству космоса.
Впрочем, шумерский миф об Атра-хасисе вообще полагает, что человек создан в пьяном разгуле богов (спьяну боги решили посоревноваться в своих магических способностях и начали из глины лепить фигурки людей и одушевлять их...).
Кроме того, не будем забывать, что языческие боги суть олицетворения стихий природы. Природные же силы и процессы в принципе аморальны. В их осуществлении нет категории цели, а значит, они сами не могут придать смысла своей деятельности, и не могут дать ей оценку. Они просто действуют и все. Можно ли сказать, что гроза есть любовь? Нет. Так и о богах-громовержцах (славянском Перуне, греческом Зевсе, древнеарийском Варуне) нельзя сказать, что они есть любовь. Можно ли сказать, что море любит человека? Нет. И формула Нептун есть любовь столь же неуместна. Можно ли сказать, что солнце любит человека? Да, конечно, солнце источник жизни. Но солнце может и убивать. Это прекрасно знали жители Египта, чья жизнь всегда находилась под угрозой пустынь и солнца. И потому об их солнечном боге Ра также нельзя сказать, что Ра есть любовь.
Отсюда происходит коренное убеждение всего язычества (как древнего, так и новейшего), что пути добра и зла нераздельны. Как природа не различает созидание и разрушение, добро и зло, жизнь и смерть, свет и тень так и людям, постигшим тайну вещей, не следует тратить время на эти иллюзорные различения: Путь вверх и путь вниз один и тот же... Как вверху так и внизу. Даосы выразили это убеждение, неизбежно присущее всякому натуралистическому сознанию (то есть сознанию, не понявшему тайну надприродного, личного, свободного и трансцендентного Божества) в своем знаменитом черно-белом знаке, уверяющем, что не бывает добра без зла и зла без добра.
“Вернемся к вопросу о том, каково было отношение вселенной к египтянам: дружественным, враждебным или безразличным. Как настроены по отношению к нам другие люди: дружественно, враждебно или безразлично? Ответ таков: специально никак не настроены, но заинтересованные в нас существа относятся к нам дружественно или враждебно в зависимости от того, совпадают их интересы с нашими или противоречат им; незаинтересованные существа относятся к нам равнодушно. Дело сводится к тому, каковы интересы данной силы и каково ее расположение к нам в данный момент. Солнце согревает и этим дает жизнь, но оно же, сжигая, может уничтожить жизнь, или же, скрывшись, убить холодом. Нил приносит жизнь, но необычно низкий или необычно высокий Нил несет разрушение и смерть” (Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. "В преддверии философии. Духовные искания древнего человека"). И о каждом боге, даже самом симпатичном, какой-нибудь миф все равно расскажет какую-нибудь гадость. Даже Гор — спаситель Осириса и благодетель людей — однажды отрубает голову своей матери Изиде…
Если о каком-либо боге или герое языческих мифов и можно сказать, что от него к людям направлена только любовь, то все же нельзя не заметить, что это отнюдь не первенствующий член пантеона. Любовь есть частное и совсем необязательное проявление сонма бессмертных в мире людей. В язычестве можно найти бога, любящего людей, Но там нет Бога, о котором можно было бы сказать, что Он (не он, но Он) любит людей.
Хотите подробнее - читайте Лосева (все, что у него есть по античной мифологии и эллинско-римской эстетики). Можно еще книжку И.С.Клочкова "Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время".
А мы обратимся к религиям Дальнего Востока и поищем любовь там.
|
549 | Рори | 1/14/2001 9:55:42 PM | *Дракон - Хранитель* --> (540) Чтобы увидеть небо, нужно просто не раскрывать над головой зонтик, даже если идет дождь... Джип Широкий - это человек, который уже начал складывать зонтик. Удивительно интересно (и радостно) за этим наблюдать.... ))))))
|
548 | Рори | 1/14/2001 9:50:25 PM | Ваcенька Ыкин --> (539) ...ну, достаточно точное изложение понимания этой проблематики буддизмом махаяны... добавить ничего не могу...
|
547 | Рори | 1/14/2001 8:13:09 PM | ОПЫТ (замер 1-й)
Шаманизм
Начнем наш опрос с религии, которую принято считать наиболее архаичной. Можно ли сказать, что с точки зрения шаманизма Бог есть любовь? — Нет. Дело в том, что в шаманизме нет вообще представления о Боге. Есть духи: духи тайги, духи тундры, духи зверей, духи предков... Шаман работает с этими духами, связывает их волю (или влияет на нее) своими магическими заклинаниями. Восходя или нисходя по мировому древу, шаман получает доступ в мир духов. Если магические знания шамана полны и сильны, то он подчиняет встреченного духа своим заклинаниям, а его энергию обращает на служение той цели, ради которой шаман и совершал свое мистическое путешествие.
Как это характерно для мира магии и колдовства, не расположение сердца и не взаимная любовь важна для успешного "контактирования", но правильное воспроизведение заклинаний и ритуалов. Здесь не стоит вопрос о том, любит ли шаман духа или любит ли дух шамана. Здесь происходит борьба воль, столкновение сил. Когда нивхи просят шамана помочь больному, а тот по какой-то причине отказывается, то просители силой берут его бубен и колотушку, идут в дом больного и начинают шаманить сами. Духи, услышав знакомый призыв, собираются, и шаману ничего не остается, как соглашаться камлать, дабы избежать неприятных объяснений с вызванными зря духами (подробно об этом пишет Е.А.Крейнович в книге "Нивхгу Загадочные обитатели Сахалина и Амура"). Причиной болезни всегда являются сами духи. Вопрос только в том — кто именно из них и из какой они сферы (дело в том, что по представлениям шаманов вредить могут в равной мере и духи из мира надземного, и духи подземелья). При начале камлания шаман созывает своих духов-помощников, чтобы затем уже вместе справиться с тем духом, что вызвал болезнь пациента. Сначала "шаман выходил на улицу, чтобы впустить в себя своего главного духа-помощника. Возвращался он совершенно другим человеком: рычал, косился на людей, брыкался, пока помощники надевали на него плащ с ремнями и шапку. По объяснению собравшихся, происходило это потому, что камлавший в тот вечер шаман был еще начинающим; с годами же шаманы "овладевают" своими духами и бьются меньше". С этими рычащими, сердитыми и капризными духами и живет шаман, то подчиняясь их воле, то подчиняя их себе. Но о Боге здесь не вспоминают. О Боге как о Едином Источнике всего бытия шаманизм не знает. Поэтому формула Бог есть Любовь для шаманизма оказывается беспредметной.
Желающим предлагаю почитать подробное изложении верований шаманизма в книге А.Б.Зубова "История религий. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций", а также две книги М.Элиаде "Шаманизм: архаические техники экстаза" и "Мифы. Сновидения. Мистерии."
А мы пойдем дальше в мир классического язычества...
|
546 | Рори | 1/14/2001 8:03:36 PM | (продолжение 545 - ОПЫТ)
Разумеется, мне одному не подсилу, решить такую задачку... Что ж буду привлекать точки зрения профессионалов. Так, что готовьтесь к обилию ссылок.
Начнем. :)
|
|
|