Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Смертная казнь - за и против. Вообще и в частности.






161Венди2/16/2000 12:51:59 AM
bn1--> (160)
1. Объясните, пожалуйста, почему вы противопоставляете "Справедливость - это категория правовая, а не моральная, нравственная и т.д." и (157)?
2. Обратите внимание на слова "по смыслу" и "по этимологии":) Тогда вы поймете, что фраза " И по смыслу, и по этимологии справедливость(iustitia) восходит к праву(ius)" - относится к словообразованию :) А почему я говорю, что между этими понятиями нет разницы, вы можете увидеть из объяснений, которые даны в Венди (157) и (158). И, пожалуйста, не путайте понятия "право" и "законодательство":)
3. Если закон не отвечает принятым(изменившимся) в обществе нормам поведения он безусловно правовой (соответствующий в своем содержании иерархии законов-Конституции ,например),но не справедливый))такое возможно ==> Еще раз прошу не путать понятие "законодательство" и иерархию законов с понятием "право". Ответ на этот вопрос вы найдете в Венди (158)

Ответы на все ваши "вопросы" и "заблуждения" уже даны в прежних моих репликах. Человеку можно объяснить в чем он заблуждается, но только если он хочет это понять. Да и в том, что вы хотите меня в чем-то переубедить я тоже сильно сомневаюсь, поскольку не вижу ни вашей позиции, ни ваших аргументов. Вы просто не читаете мои реплики и "переливаете из пустого в порожнее".


160bn12/15/2000 12:24:12 PM
Венди--> (135) Утверждение №1).Справедливость это категория правовая,а не моральная ,нравственная и т.д. Налицо противопоставление в оценке понятия.Когда мы говорим: правовая,а не моральная,например ,мы противопоставляем.157.(с)Венди..Данные суждения не являются противоречивыми.Одно нельзя опровергнуть другим.)Какую мессагу считать верной?
Утверждение №2.135.И по смыслу и по этимологии справедливость восходит к праву.Комментарий:-Право восходит к справедливости,стремится к ней и никогда не достигает ее из-за скорости изменения процессов в обществе.К настоящему времени это относится вполне.(пример с Налоговым кодексом).По вашему право есть справедливость.Тогда объясните в чем разница между этими понятиями?
135.Право получает выражение в законах-это верно и ясно,как божий день,но справедливость ,как цель права не всегда получает реализацию через закон.Если закон не отвечает принятым(изменившимся) в обществе нормам поведения он безусловно правовой (соответствующий в своем содержании иерархии законов-Конституции ,например),но не справедливый))такое возможно?
Именно по причине того,что справедливость есть категория всеобщая она может быть и правовой.Я не вижу противоречия в своих высказываниях,но вижу их в 135.
И последнее))))...Не правовое )157))..Я не поняла ход ваших мыслей..(далее)но кажется я поняла в чем Вы заблуждаетесь..То есть поняли по ходу собственных рассуждений?Или можете понять мои заблуждения без осознания хода моих мыслей?


159Венди2/15/2000 7:42:04 AM
Главный Кролик--> (148)"Можно ли считать, что суд присяжных дает наибольшие гарантии установления истины?"

То есть мы заранее уверены в том, что в мире создана совершенная система обнаружения, сбора и фиксации вещественных и т.п. доказательств? А показания свидетелей всегда полностью основываются лишь на увиденном непосредственно свидетелями. И такие показания не грешат собственной интерпретацией увиденного, полностью свободны от домыслов и проявления фантазии ?:) Мне всегда казалось, что гарантию установления "материальной" истины дают перечисленные выше факторы. Или я не права?


158Венди2/15/2000 7:33:23 AM
bn1--> (155) Главный Кролик --> (154) Наверное, вы уже поняли, что я говорила о справедливости вообще, т.е. о неком высшем понятии... но ( Главный Кролик прав) в четкой его привязанности к правовому закону. Следует заметить, что философия права всегда имеет прикладное значение:) Постараюсь еще раз объяснить. На этот раз - подробнее, поскольку вопросы различения и соотношения права и закона, действительно, простыми кажутся только на первый взгляд:) Помимо высшего понятия права, есть понятие "право государства" (или национальное право), которое не всегда совпадает как с общим понятием права (всеобщей справедливостью), так и с понятием "законодательство страны". Право каждого конкретного государства может либо полностью совпадать с этим высшим понятием о справедливости, либо совпадать частично (когда правосознание общества еще не достигло достаточного для понимания уровня, или когда в данной стране не сложились какие-то правоотношения, которые охватываются всеобщим понятием права), либо вообще не совпадать (не правовое, антиправовое государство). В соответствии со своим представлением об этих ценностях (о праве) государство издает законы, нормативные акты и т.д. В антиправовом государстве тоже есть свои законы, но это не означает, что такая "законность" имеет правовую основу. А поскольку они нас сейчас не интересуют, то больше мы о них говорить не будем :)
Законодательство той или иной страны включает в себя как положения (часть положений) всеобщего права в виде принципов и основополагающих норм, так и механизм их достижения. То есть когда мы говорим, что "законы адекватны праву", это, в первую очередь, означает, что охраняемые законом правоотношения и состояния (человека, общества) соответствуют праву: всеобщему справедливому состоянию человека и общества и справедливым отношениям людей между собой, между человеком и обществом. Но не все положения права прямо указываются в законах. Многие из них можно определить только через механизм, созданный государством для их охраны. Механизм может быть несовершенен (нерационален), но если в результате неукоснительного исполнения закона, который описывает этот механизм, достигается то самое правовое состояние (т.е. то, которое соответствует всеобщей справедливости) - в этом случае мы тоже говорим, что "закон адекватен праву". Все, что я сказала, можно представить в виде цепочки :
Право (всеобщая справедливость) ==> Право государства (система ценностей принятая в данном обществе) ==> Законодательство страны (прямое /косвенное указание на систему ценностей + механизм реализации права в виде соответствующих норм).
Далее шла привязка к праву США и к конкретному решению суда: "Если закон адекватен праву (всеобщей справедливости) - это правовой закон. И значит он тоже справедлив. В соответствии с каким законом решалось дело Симпсона? В соответствии с правовым. Поскольку этот закон адекватно отражает высшие ценности современного общества: "презумпция невиновности", "все сомнения трактуются в пользу обвиняемого", "дело рассматривается только судом" и т.д. А раз такой закон строго соблюден, значит справедливость восторжествовала" (Так. что, уважаемый bn1, в Венди (135) речь шла о справедливости приговора :)...)

Чаще всего, при разговоре на правовые темы, мы употребляем право в узком смысле этого слова и, практически, отождествляем его с законодательством конкретного государства. Отсюда произошла путаница в понятиях, хотя я предупреждала, что буду говорить с точки зрения философии права ( а не с какой либо другой... и даже не с позиции теории права, с которой пытается спорить со мной bn1) :)) Надеюсь, я вас не утомила :)


157Венди2/15/2000 6:58:29 AM
bn1 --> (146) Я не поняла хода ваших мыслей. Прочитайте внимательнее Венди (135) и вы найдете следущее: "равное для всех", "общезначимая необходимость...", "действовать в соответствии с всеобщими и равными требованиями". Разве это не говорит о всеобщности справедливости ?:) И потом, мне не понятно, почему вы опровергаете утверждение "справедливость - это правовая категория" утверждением "справедливость - это всеобщая категория"? Данные суждения не являются противоречивыми :) Одно из них нельзя опровергнуть другим :) И затем, в bn1(152) вы сами подтверждаете мое указание на то, что справедливость - это правовая категория:) Извините, но ваши возражения не принимаются:) Скорее всего, вы были невнимательны, когда читали...:)

bn--> (147) Из контекста Венди (135) абсолютно четко вытекает, что "адекватность закона праву" есть соответствие положений закона положениям права (т.е. тому, что является справедливым), а именно: "справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву". И совсем не означает совпадения "тела" права с "телом" закона. Но, кажется, я поняла в чем вы заблуждаетесь:) И об этом - в ответе на bn -->(152)

bn1 --> (151) и bn1 --> (152) "справедливость является одной из основных целей права" ==> В этом и состоит ваша ошибка:) Право никогда не стремится к справедливости, поскольку право уже есть сама справедливость. Цель не может стремиться сама к себе. Право - есть истина, цель к которой должно стремиться общество, если хочет чтобы все в нем было устроено по принципам справедливости. Например, право говорит "все равны перед судом". Но оно не говорит "я стремлюсь к тому что бы все были равны перед судом". Как достигнуть этой цели - не является проблемой права. Это уже забота общества: какие нужно установить правила, что бы каждый был равен в данной ситуации. Так, для некоторых категорий граждан, которые в силу своего здоровья или иных причин уже изначально не находятся в равном положении с другими, общество устанавливает дополнительные правила. Например, для того, чтобы человек не владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, мог полноценно наравне с другими участвовать в судебном процессе, общество устанавливает правило об обязательном предоставлении ему переводчика (да еще за счет общества(государства)). И так далее. Не право говорит обществу что ему надлежит сделать, а общество само придумывает механизмы (запреты, дозволения и т.п.) для достижения правового состояния (состояния справедливости). То есть следует различать право, как справедливость ( или цель, к которой должно стремиться общество, если хочет всеобщей и равной для всех справедливости), и механизм, который придумывает себе общество, что бы достичь этой цели... или наоборот, что бы уйти от нее как можно дальше. В последнем случае мы получаем и "тройки", и "собственную шкалу ценностей" (типа собственного "права"), которая должна оправдать создание этого механизма ( но это уже не право, а антиправо).




155bn12/14/2000 3:33:51 PM
Главный Кролик--> (154) Речь не о справедливости (приговора) решения, а о правомерности,соответствии.Спор о понятиях.
Венди (с) ..Справедливо то,что выражает право,соответствует праву и следует праву...Неправильный посыл -неправильный вывод.


154Главный Кролик2/14/2000 3:08:18 PM
bn1--> (151) Венди говорила о справедливости решения как о соответствии его духу и букве действующего права. "Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву." (с) Венди. Не о справедливости вообще, не о некоем высшем понятии, а о четкой привязанности его к выполнению закона.


Я совершенно не уверен, что в этом смысле суды троек были справедливыми - я просто не знаком с правовой базой. Если законы позволяли осуществлять такие суды - значит, таковы были законы, и значит, с точки зрения советского права 30-х - 40-х годов, решения троек были справедливы. Если же в угоду внутриполитическим соображениям были изданы инструкции, противоречащие законам (я слышал, что такое бывало), и тройки руководствовались этими инструкциями, значит, это по сути был уже не суд, а противозаконный произвол власти, и ни о какой справедливости речи идти не может.

Фактически я тут дал более развернутый пример твоей же (все-таки твоей, а не вашей, условились же;) реплике 152, так что непонятно, о чем мы тут вообще спорим;)))


153bn12/14/2000 2:14:56 PM
Главный Кролик--> (150) ЕЩЕ КАК МОЖЕТ))))....Видите Вы тоже попадаете под скромное обаяние юриспруденции)).


152bn12/14/2000 2:13:05 PM
Главный Кролик--> (150) Справедливость -это не отвлеченная философская категория.Это вполне четкая правовая категория,может быть более обширная,чем понятие института суда присяжных,но и более важная по причине того,что справедливость является одной из основных целей права вообще).


151bn12/14/2000 2:09:50 PM
Главный Кролик--> (150) А что собственно заставляет осторожничать?)).речь идет лишь о том,что справедливо не только то,что законно)).Иначе какой смысл говорить о справедливости суда "троек"? Нет смысла.Ведь подобный суд имел законное место)).Справедливо (для этого существует суд присяжных) то,что принимается обществом.Еще раз повторюсь.Закон не успевает за реалия времени.Налоговый Кодекс,например, законен вполне,но не справедлив)).


150Главный Кролик2/14/2000 1:46:11 PM
bn1--> (146) Видятся мне несколько весьма узких мест в ваших рассуждениях, в том числе - и неправильная посылка, но, коль скоро вопрос задан Венди, я подожду ее ответа. Что же касается "узкопрофессиональной и/или всеобщей справедливости", - я был бы весьма осторожен в определениях, мнится мне, что, дискутируя об отвлеченных филисофских понятиях, можно легко забыть первоначальную тему разговора.



bn1--> (147) Это заявление несколько меня обескуражило. А разве право не реализуется в законах? Насколько я себе представлял, правом называется именно некий свод законов и традиции их применения... Пусть меня поправят специалисты. В этом свете "закон, который неадекватен праву" просто не может быть принят как не могущий существовать в данном правовом поле.



149Главный Кролик2/14/2000 1:17:13 PM
Главный Кролик--> (148) Да, стоит, наверное, условиться, что мы говорим сейчас о классическом суде присяжных, а не о российской его специфике. Прошу не обижаться на "сужение темы".;)) Специфические, характерные только для России, особенности мы обязательно тут обсудим, но чуть позже. Давайте сперва разберемся с "классикой";)


148Главный Кролик2/14/2000 12:59:26 PM
Венди--> (145) Принято. В таком случае сформулируем так: "Может ли суд присяжных гарантировать максимальную защиту прав подсудимого, и может ли суд присяжных дать наибольшую гарантию неосуждения невиновного". И все это верно, но не могу удержаться от диаметрально противоположного, скорее даже "обывательского" подхода - "может ли суд присяжных дать наибольшую гарантию осуждения виновного?" Ведь, насколько это укладывается в моей голове, существует защита прав обвиняемого, но существует также защита безопасности общества. Собственно, эта защита и реализуется в самом факте судебного процесса над обвиняемым... Скорее, наверное, стоит свести два варианта к некоему более общему виду, не принимая ни стороны суда, ни стороны обвиняемого; и выглядеть тогда заголовок должен примерно так: "Можно ли считать, что суд присяжных дает наибольшие гарантии установления истины?". Только очень прошу всех участвующих не задаваться вопросом "Что есть истина?";) Примем для нашего обсуждения, что истиной (в суде) мы считаем точную информацию о последовательности фактов так, как они произошли на самом деле. А то я как раз сегодня раскопал альбом Николая Ге, там именно этот вопрос показан просто-таки с художественной убедительностью;))


147bn12/14/2000 9:55:45 AM
Венди--> (135) Адекватность закона праву восходит ко временам квиритского права.На сегодняшний день это архаизм.Такой подход может удовлетворить определенным образом "выученного" юриста,но основываясь на том,что справедливость категория всеобщая,вряд ли удовлетворит кого-либо другого.


146bn12/14/2000 9:47:40 AM
Венди--> (135) Справедливость-всеобщая категория.Неправильный посыл-неправильные выводы. Вы основываетесь на том предположении (может я неверно трактую?),что у всякого сапожника есть своя правда.Это изначально неверно.Не сужествует справедливости (если уже рассуждать о философии права) узкопрофессиональной.



145Венди2/14/2000 7:24:40 AM
Главный Кролик--> (137 - 1 вопрос) и в дополнение к Венди--> (138)

Может быть ответ на главный вопрос дискуссии надо искать именно в таком ключе: "лучшей судебной системой считается та, которая дает больше гарантий того, что невиновный не будет осужден"?


144Венди2/14/2000 7:20:03 AM
Mers`edes--> (143) Милая Mers`edes, то, что вы назвали моментами, позволяющими ограничить влияние прокурора и адвоката на мнение присяжных, - таковыми не являются :) Исключение недопустимых доказательств - это механизм, с помощью которого можно выявить злоупотребления предварительного следствия. Правила отбора присяжных направлены на исключение из числа присяжных лиц, которые не смогут быть объективными при вынесении вердикта по "личной" причине, а не из-за воздействия на них прокурора или адвоката. И цель у этих процедур - защита прав человека, обвиняемого в совершении преступления (защита прав подсудимого), а не защита присяжных от влияния прокурора и адвоката:)
Далее, ваше утверждение о том, что "судья должен следить за влиянием на присяжных" со стороны защиты и обвинения так же не выдерживает критики:) Ничего подобного в функции судьи не входит. Он должен следить за соблюдением формальных процедур. Практически, любое их нарушение ведет к отмене приговора. Но формального запрета на применение прокурором или адвокатом в судебном заседании тех или иных технических ( или творческих) приемов с целью воздействия на присяжных в российских законах нет!
И о каком влиянии со стороны адвоката ( а тем более о необходимости ограждения присяжных от этого воздействия) можно говорить в наших условиях, если у защиты буквально связаны руки. То, что в России называется судом присяжных является пародией на классический институт суда присяжных. В первую очередь суд присяжных предполагает состязательность двух сторон в процессе: обвинения и защиты. И в УПК РСФСР этот принцип провозглашен. Но на деле - стороны не равны. Согласно ст. 70 УПК РСФСР российские адвокаты лишены возможности собирать доказательства по делу ( в том числе и доказательства невиновности человека.) Мы можем лишь подавать ходатайство следователю (на стадии предварительного расследования) или судье о проверке факта, который бы, по нашему мнению, свидетельствовал в пользу подзащитного. Судьба этих доказательств зависит от усмотрения следователя или судьи ( и когда судья привык работать в тесном тандеме с прокурором, то ни о какой проверке фактов, заявленных защитой, говорить не приходится). B то время, как обвинение "выкладывает" перед присяжными все новые и новые доказательства "вины" подсудимого, защита, практически, выступает лишь критиком этих доказательств. Кроме этой " критики" и своего допроса свидетелей и подсудимых нам предъявить присяжным нечего (!). Еще один факт неравенства сторон: адвокат не может выступить с предварительным словом в защиту подсудимого, тогда как прокурор зачитывает обвинительное заключение в самом начале слушания дела присяжными (!) Но ко всему этому добавляется следующий "контроль" судьи: после допроса подсудимых или свидетелей защитой и обвинением, судья, вдруг, заново проводит допрос. И расставляет при этом обвинительные акценты (!) То есть сам судья оказывает давление на присяжных. А когда надо подчеркнуть оправдательные моменты - никакого допроса судьи нет (!!!) О напутственном слове судьи я лучше умолчу. Скажу только, что в России одна из обязанностей судей в своем напутственном слове - разъяснить присяжным содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершении данного деяния. А также разъяснить положения Общей части УК РФ (!): понятие вины, формы вины, что такое покушение и добровольный отказ от преступления, вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, что такое соучастие и его формы, что такое стадии преступления и т.д. Выводы делайте сами...

Несмотря на такую российскую интерпретацию суда присяжных и все трудности, с которыми приходится сталкиваться российским адвокатам, мы рады появлению этого института в России. Однако мы так говорим не потому что он действительно хорош, а потому что хотя бы у части наших подзащитных появились некоторые гарантии соблюдения их прав (жаль, что не у всех). Прошу простить меня за резкость оценок и суждений, но я бы хотела еще раз подчеркнуть, что обсуждение нашего суда присяжных не приведет ни к пониманию этого правового институт, ни решению вопросов, поставленных в дискуссии.


143Mers`edes2/14/2000 1:55:41 AM
Великолепная дискусия, за что хотелось бы сказать спасибо всем участникам и модератору ;-)

Но у меня есть пара вопросов, которые, как мне кажется, не были освещены.

Хочу сразу оговориться, что я говорю все только по России.

Положение судьи и присяжных в момент пока присяжные еще присутствуют. В дискуссии был разговор о влиянии на присяжных. Я признаю наличие такого влияния и во многом именно из-за него нелюблю Российский вариант суда присяжных, хотя сама пошла бы именно туда "играть на чувствах". Но все-таки, некоторые моменты "ограничения" этого влияния существуют. Может я приписываю им большее,чем они есть на самом деле но ... Во-первых, это предварительное слушание - момент когда еще не выбраны присяжные, участвуют судья, прокурор, защита. На предварительном слушании отводятся недопустимые доказательства, которые не могут быть приняты судом вообще, а также указываются доказательства и факты которые не могут быть оглашены, предъявлены присяжным. Во-вторых, это сама процедура отбора (отвода) присяжных. Всем 18-ти могут задаваться вопросы, так может быть отведен присяжный выступавший пострадавшим по аналогичному делу, мотивированный отвод возможен любого! количества присяжных, немотивированный двух- для прокурора и двух-четырех для защиты (всего отводится четыре, если не отвел прокурор отводит защита). Ну и последнее, пожалуй самое главное, я никогда не была в суде присяжных но т.к. он идет по общим правилам простого процесса то: Все доказательства,передаваемые на обозрение (снимки, вещдоки и т.п.) передаются судье, потом она передает их Старшине присяжных и лишь так они попадают к ним, а также вопросы, задаваемые свидетелям, вопрос может быть снят, сторона не выполняющая указания судьи удалена из зала (не думаю,что это хорошо повлияет на присяжных). К чему это, к тому,что за влиянием на присяжных ДОЛЖЕН следить судья, и этот его "надзор" заканчивается напутственным словом.


В России,по моему мнению, эта схема страдает на третьем этапе и из-за холодности судьи и из-за неподготовленности присяжных быть объективными.

Прошу не приводить примеры с Плевако - это высший пилотаж и не мне судить,что он делает "играет присяжными" или дает им окончательную уверенность в своей правоте.



Лично я не выработала полностью своего мнения к суду присяжных,наверное все же мне ближе и дороже суд из трех профессионалов, но я прописала бы Росссии суд присяжный как тяжелое и горькое ликарство от произвола на предварительном следствии.

Кстати дополнительным фактором, защищающим присяжных, является однозначночность ("не половинчатость") их вердикта. Или вновен или нет, а почему мы так решили этого Вам знать не положено.

Половинчатость имелаа ввиду - возвращение на дополнительное рассладование, в суде присяжных оно возможно только с предварительного слушания,если было признано недопустимым основное доказательство обвинения, и, что уже не по теме, запретили возвращение на допрасследование в простых судах, за очень редким исключением ;-) Так что действует лекарсто! ;-))



142±MNNN Нелюбимый Кот2/12/2000 10:25:21 PM
Венди--> (141)

Я тут... Читаю... Интересно... :)


141Венди2/12/2000 9:02:35 PM
Венди--> (140) :))) Извините, никак мне не удается справиться с тегами:))хотела выделить одно слово...а получилось "от сюда и до завтра":)


140Венди2/12/2000 8:58:15 PM
Главный Кролик--> (137) 3-ий вопрос
Очень интересный вопрос. Но для полного ответа на него я возьму "тайм-аут":) Поскольку здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд:) Целесообразность никогда не должна подменять собой право ( и это очевидно). Правда, целесообразность может быть выше закона, но только тогда, когда он не соответствует праву. То есть происходит следующее: государство не успевает принять новый закон или изменить устаревший; но возникшие правоотношения (понятия, принципы) начинают поддерживаться и защищаться государством независимо от того, зафиксированы они в законе или нет. Но в данном случае (в том примере, который вы привели) произошло, как мне кажется, иное. Есть общая философская категория: право - справедливость для всех. Но конкретное государство не всегда признает и поддерживает всю эту систему общечеловеческих ценностей, - а только часть из них. Я не могу сейчас однозначно заявить, что английский суд нарушил право в угоду целесообразности. Если я не ошибаюсь, в Великобритании нет писаного закона (статута), регулирующего деликтные правоотношения. Все нормы об ответственности за причинение ущерба содержатся в прецедентах. Когда мы говорим о судебном прецеденте, - обычно, ставим знак равенства между тем решением суда, которое подпадает под данное определение, и тем, которое относится лишь к судебной практике (не имея значения прецедента). Прецедент в отличие от судебной практики создается лишь высшими судебными инстанциями. В Англии прецедентное решение могут вынести Палата Лордов и Апелляционный Суд. То есть фраза "дабы не создавать прецедент" в нашем понимании звучит как "законопроект отклонен". А вот почему это не вошло в право Великобритании, и справедливо ли такое решение - можно будет узнать лишь поняв, какую систему ценностей английского общества защищал суд. Национальное право каждого государства представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих институтов (каким бы разрозненным и хаотичным оно ни казалось на первый взгляд). Возможно, создание подобного прецедента, повлекло бы за собой необратимые потери для всего английского общества (я имею в виду потери каких-то правовых институтов), а не только денежные потери для телекомпании. Из того, что я сейчас могу вспомнить... в Великобритании ответственность из деликта возникает при преднамеренном нанесении ущерба. Из непреднамеренного (случайного) ущерба ответственность может возникнуть лишь в очень ограниченных случаях. Где-то я уже читала о приведенном вами примере и именно в привязке к вопросу о "непреднамеренном ущербе". Мне надо покопаться в своей библиотеке, а потом мы договорим на эту тему. Хорошо?: )


139Венди2/12/2000 8:32:29 PM
Главный Кролик--> (137) 2-ой вопрос
Судьи тоже не всегда бывают независимы в своих действиях. Раз уж мы говорим о США... Американскими судьями становятся адвокаты, которые являлись или являются политическими деятелями. Лоуренс Фридмэн пишет: "Политическая природа института судейства определяется тем обстоятельством, что в большинстве штатов судьи выбираются, а не назначаются. Они ведут выборную компанию наравне с другими кандидатами в списке, и во многих штатах они должны вывесить свои политические флаги, то есть бороться за место в качестве республиканца, а не демократа. (...) Почему судей избирают? Существенно то, что избрание судей основано на той же теории, которая оправдывает выборы губернаторов и конгрессменов, - избрание должно сделать судей ответственными перед общественностью"(!!!) (Л.Фридмэн "Введение в американское право" М. 1992,с.57) В нескольких штатах судей назначают губернаторы (то есть и здесь политические симпатии судей играют немаловажный характер). Федеральные судьи (т.е. судьи Верховного Суда и федеральные судьи штатов), назначаются президентом с согласия Сената. И сенаторы имеют право решающего голоса в выборе тех судей, которые будут работать в их штатах. Как видите, американские судьи не действуют вне общественного мнения и политических сил:). Может быть и есть какой-то смысл в том, что в США многие дела (в том числе и по гражданским делам) рассматриваются судом присяжных, а не судьями (хотя существует большая категория дел, которые рассматриваются судьей единолично). Во Франции независимость судей более гарантирована. Они несменяемы, судей нельзя перевести на другую должность без их согласия. А карьера французского судьи зависит от решения центральной комиссии, которая занимается вопросами повышения по службы.:) И здесь, практически, все дела ведут профессиональные судьи (по-моему, там только трудовые дела ведутся непрофессионалами). Такая система мне больше нравится:)


138Венди2/12/2000 8:01:52 PM
Главный Кролик--> (137)1-ый вопрос
Вы совершенно правы. Ситуация, когда "присяжные вынуждены принять картину, которая может серьезным образом отличаться от реально имевших место событий", не такая уж и редкая. Но не всегда можно найти прямые улики, однозначно указывающие на причастность именно этого человека к преступлению. Чаще всего только сам преступник знает правду. Но всегда ли именно он оказывается на скамье подсудимых? И тогда встает вопрос: "В чем будет заключаться большая несправедливость: когда не наказан виновный или когда наказан невиновный?" Презумпция невиновности, трактовка сомнений в пользу обвиняемого и т.п. направлены на справедливое отношение к невиновному. Значит, для общества, которое следует этим нормам (принципам), наказание человека не является первоочередной задачей. Для него важнее, чтобы не страдал невиновный.


137Главный Кролик2/12/2000 3:08:55 AM
Венди--> (136) Этот пример с Плевако достаточно известен, я наткнулся на него еще довольно давно, и довольно случайно, занимаясь каким-то никак не связанным с юриспруденцией поиском в библиотеке... За давностью уж и не вспомню, что я там тогда искал... Скорее всего, книгу;)


Да, разумеется, Вы правы, и ответ достаточно очевиден. Тогда я изменю вопрос. Насколько мы можем быть уверены, что вердикт присяжных ("Не виновен") отражает в данном случае реальное положение вещей? Да, современные понятия о справедливости диктуют трактовку сомнений в пользу подсудимого, и таковая трактовка имела место. Следовательно, вердикт справедлив в том, что касается отношения закона к известным, неотклоненным, в установленным законом порядке зарегистрированным фактам. Проблема может возникнуть (и возникает) когда доля недоказанных событий (читай - фактах, подвергнутых сомнению, которое трактуется в пользу обвиняемого) по отношению к "кошерным" фактам возрастает. Опираясь на немногие установленные факты и игнорируя множество сомнительных, присяжные вынуждены будут принять картину, которая может серьезным образом отличаться от реально имевших место событий; между тем, она будет единственной приемлемой с точки зрения закона. Нет ли тут противоречия?



Еще один интересный фактор, о котором я вспомнил именно в связи с делом Симпсона. До сих пор мы рассматривали суд присяжных в некоей абстрактной среде, которой в целях чистоты эксперимента положили быть свободной от различных дополнительных факторов, как то: внутренняя преступность в органах дознания, коррупция, расовые предрассудки и перегибы, связанные с их искоренением, и так далее... Тем не менее, если мы говорим о реальном деле, необходимо эти факторы учитывать. Я помню, как "New-Yorker", кажется, писал спустя два дня после оглашения вердикта о том, насколько накаленной была атмосфера даже в весьма терпимых и чуждых расовых предрассудков коллективах Нью-Йорка; в пример приводилась одна из больших адвокатских контор, где замечательно работали и дружили и белые, и черные, и любые другие... Как-то очень быстро достижения последних десятилетий сошли на нет, и люди опять почувствовали неприязнь к коллегам другого цвета кожи... И все только потому, что обвиняемый - черный мужчина, а жертвы убийства - белые женщина и мужчина. И кампания в прессе за несколько месяцев, что шел процесс, достигла невиданного размаха, и естественно, что расовые мотивы педалировались безостановочно; в результате любое решение присяжных можно было представить как принятое в угоду той или иной расовой концепции... Обвинят - "расисты шьют дело чернокожему", оправдают - "боятся обвинить черного убийцу, опасаясь бунта распоясавшихся чернокожих". Нет сомнения, что присяжные подпадают под влияние мнений улицы, или могут подпасть, что, естественно, сможет повлиять на их решение... В Лос-Анджелесе у всех еще свеж в памяти негритянский бунт несколько лет назад; не может ли у присяжных в связи с этими воспоминаниями появиться мысль: "Даже если я убежден, что именно он сделал это, не будет ли целесообразнее признать его невиновным, чтобы избежать массовых беспорядков и не допустить возможного кровопролития?" Не думаете ли Вы, что судья (или судьи), взвешивающий все "за" и "против", был бы более надежен, или, наоборот, более подвержен влиянию неюридических (политических) соображений?



Насколько вообще оправдано вести речь о превалировании юридической справедливости над общественной целесообразностью в тех случаях, когда их интересы вступают в противоречие? Приведу еще один пример. Сравнительно недавно, что-то около 11 лет назад, произошла трагедия на футбольном матче в Голландии, куда вслед за своей командой приехали английские фанаты. Беспорядки на трибунах переросли в потасовку, потом в перестрелку, погибло, если память мне не изменяет, 19 человек. Матч был прекращен. Все эти события транслировались на Британию в прямом эфире английской телекомпанией. Спустя некоторое время против этой телекомпании был подан иск о компенсации ущерба, выразившегося в психической травме, от одного из телезрителей, который видел всю передачу от начал до конца. Истец имел все основания ожидать, что дело будет выиграно, но суд принял несколько парадоксальное решение - он отклонил иск с мотивировкой "дабы не создавать прецедент". Ибо смотрели передачу несколько миллионов человек, и если бы иск первого жалобщика был удовлетворен, по праву прецедента он обязал бы суд принимать аналогичные решения и в других исках к этой телекомпании, связанных с требованиями компенсации морального ущерба от той злополучной передачи. Телезрителей, напомню, было несколько миллионов, и национальную телекомпанию ждал крах. Тем не менее - закон диктовал удовлетворить иск. Суд счел нужным фактически отменить действие закона в данном случае. Мотивы понятны, вопрос - насколько это морально и не развращает ли это?



Я понимаю, что задал слишком много вопросов;)) Прошу прощения, и не тороплю с ответом. Спасибо ;))


Страницы: <<< 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 >>>
Яндекс цитирования