Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Санкт-Петербург






368П-МуЧаЧе7/6/2001 11:22:52 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

В здании, где раньше находилось Министерство народного просвещения (площадь Ломоносова, дом №2), размещен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. В полукруглую площадь вливается улица Ломоносова. Она проходит под прорезанными в здании двумя арками. Это один из любимых приемов Росси – монументальными аркадами соединять уличные проезды и площади. Напомним читателю, что такую же роль играют россиевские арки Главного штаба, Сената и Синода. Имитация третьей арки на площади Ломоносова служила входом в Министерство народного просвещения, которое разместилось здесь в 1850-х годах.

Крайнее здание на площади слева (дом №57 по набережной Фонтанки) строилось в 1830-х годах при участии И.И.Шарлеманя на месте сгоревшего театра, в 1847 году его заняло Министерство внутренних дел. После грандиозного пожара 1862 года это здание было восстановлено с сохранением внешнего облика.

В деятельности Министерства внутренних дел преобладали административные функции. Земский отдел министерства наблюдал за осуществлением крестьянской реформы 1861 года и связанного с ней законодательства. Созданный в 1880 году департамент полиции имел целью «предупреждение пресечение преступлений и охрану общественной безопасности и порядка». Департамент этот бдительно следил не только за политическими организациями, партиями, обществами, но и за культурно-просветительскими учреждениями. Надзор за русскими подданными за границей осуществляла разветвленная агентура департамента, а также подчиненного Министерству внутренних дел отдельного корпуса жандармов. В ведении Министерства внутренних дел были также почта, телеграф, вопросы принятия в российское подданство, деятельность музеев, сооружение памятников и множество других функций.

В этом здании, заняв его первый и подвальный этажи, в 1862 году разместилась типография, она и поныне находится здесь. Типография печатала во время блокады газеты, брошюры, памятки, продовольственные карточки. После Октябрьской революции тут работал Народный комиссариат внутренних дел РСФСР.

В войну дом №57 по набережной Фонтанки стал важным узлом обороны города на тот случай, если фашистам удастся проникнуть в пределы Ленинграда. Все окна здания, обращенные к Фонтанке и на площадь, были замурованы и превращены в бойницы. Гарнизон этого дома-крепости составили военные моряки боевого корабля «Вятка». Град гитлеровских бомб и снарядов обрушивался на это здание и на прилегающие к нему площади и улицы. Нередко прерывалась подача тока, но лишь однажды (25 января 1942 года) не вышла в свет печатавшаяся здесь газета «Ленинградская правда». В наши дни в типографии имени Володарского печатаются книги и многие газеты Санкт-Петербурга. Типография является частью издательско-полиграфического комплекса Лениздат, которому принадлежит и соседнее здание – дом №59 на набережной.

Фасад дома №57 напоминает другие работы Росси, он декорирован лоджиями на углах с трехчетвертными колоннами, россиевскими наличниками окон. По проекту зодчего предполагалось на нижнем этаже здания создать открытые аркады с галереями. Но замысел не был реализован.


367П-МуЧаЧе7/6/2001 9:34:16 AM
= il Cattivo = --> (366) Интуиция подсказывает мне то же самое :) Однако, лучший способ убедиться - измерить самолично. Поскольку белые ночи скоро скончаются, предлагаю в следующие выходные устроить их проводы на улице Зодчего Росси и прилегающих к ней окрестностях :)

366= il Cattivo =7/6/2001 9:16:31 AM
П-МуЧаЧе --> (364) У Довлатова, кстати, много неточностей и противоречий ... Даже в том, что касается его собственной биографии ... Художник, что с него взять )) Может и с улицей Зодчего Росси он напутал: пропорцию 1:10 сохранил, а точными цифрами пренебрёг ..
На самом деле я скорее поверю в 22 метра, нежели в 34 ... Нету там 34, факт ))

365±MNNN Нелюбимый Кот7/6/2001 2:25:46 AM
Sherry --> (362)
Один мышиный хвостик на одну мышь... ;о)))

364П-МуЧаЧе7/5/2001 5:22:58 PM
pepoon --> (363) Но, как же тогда быть с Довлатовым?

363pepoon7/5/2001 5:20:35 PM
П-МуЧаЧе --> (356) Лёш, всем известно, что ширина улицы 22 метра, а длина 220

362Sherry7/5/2001 3:48:10 PM
= il Cattivo = --> (360) Я вот, что вам скажу :) Ежели вы сможете определить высоту Солнца над горизонтом, с другого конца горизонта можно и определить высоту здания :)))

±MNNN Нелюбимый Кот --> (361) А какая у них допустимая погрешность? :))

361±MNNN Нелюбимый Кот7/5/2001 3:41:47 PM
Sherry --> (359)
А мышки как, не помогут??? ;о))) Хотя... *Кот задумывается* Позорники... Хоть бы Перельмана почитали чтоль... :о)

360= il Cattivo =7/5/2001 3:36:17 PM
Sherry --> (359) как это не поможет?! ты что, не знаешь, как определить высоту дерева по длине тени и высоте солнца над горизонтом?! ;о))


359Sherry7/5/2001 1:13:53 PM
= il Cattivo = --> (357)
Тригонометрия в этом не поможет, помогут только "кошки" :))

358П-МуЧаЧе7/5/2001 1:10:47 PM
= il Cattivo = --> (357) Тем ценнее будет результат, если, всё-таки, вспомнишь тригонометрию :)

357= il Cattivo =7/5/2001 1:01:35 PM
П-МуЧаЧе --> (356) Ну улицу мы, положим, измерить смогли бы )) А с высотой зданий сложнее )) придётся тригонометрию вспоминать ;о))

356П-МуЧаЧе7/5/2001 12:28:07 PM
Ремарка к реплике 354

По другим данным (не столь научный, но, безусловно, уважаемый источник) длина улицы Зодчего России составлет 340 метров, а высота зданий - 34 метра.

Обращаюсь ко всем, кто заглядывает в эту дискуссию: помогите разобраться, как обстоят дела в действительности :)

354П-МуЧаЧе7/5/2001 12:18:43 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

В XVIII веке участок, примыкавший к Фонтанке и простиравшийся до Садовой улицы, принадлежал графу П.Г.Чернышеву, являясь его загородной усадьбой. Отсюда происходят старые названия улицы Ломоносова (Чернышев переулок), Чернышевой площади и Чернышева моста, получившие в августе 1948 года свои современные названия. Планировка микрорайона осуществлена по проекту великого мастера ансамблевой застройки города К.И.Росси. В 1828-1834 годах он проложил от строящегося театра к площади у Фонтанки, улицу называли сначала Новой Театральной, потом просто Театральной. С 1923 года она носит имя Зодчего Росси. Эта улица, входящая в архитектурный комплекс площади Ломоносова, в своем роде уникальна. Она формируется двумя совершенно одинаковыми зданиями и производит впечатление гигантского парадного зала под открытым небом. Если «поверить алгеброй гармонию», то выявится любопытное обстоятельство. Ширина улицы (при незначительном округлении) равна 22 метрам. Столько же – от тротуара до карнизов зданий. То есть улица в своем вертикальном сечении образует идеальный квадрат. К тому же длина улицы Зодчего Росси - 220 метров – точно в 10 раз больше ее высоты и ширины.

Росси и в этом ансамбле остался верным своему любимому приему – компоновать арочные окна, сжатые колоннами. На улице Зодчего Росси система спаренных трехчетвертных колонн разделяет арочные окна третьих этажей и прямоугольные окна вторых этажей. Эффектны вставки – композиции из гирлянд и факелов. Вдоль цокольных этажей также проходит цепь арок.

Корпус по правой (если смотреть от площади Ломоносова) стороне улицы предназначался для военно-учебных заведений, левый корпус – для Департамента уделов. Нижние этажи предполагалось сдавать купцам под магазины. Но когда оба эти корпуса были возведены, военное ведомство отказалось от предназначенных для него помещений. И тогда правый корпус изнутри разделили на четыре части, одна из них перешла в распоряжение Александринского театра, три другие продали частным лицам с обязательством не менять фасадов. Магазины в цокольных этажах не были открыты из-за протеста гостинодворских купцов, испугавшихся конкуренции. Аркады цокольных этажей были заложены и застеклены. В правом корпусе улицы Зодчего Росси, кроме Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, находятся Музей театрального и музыкального искусства и Театральная библиотека. В этом доме жила (и в 1948 году ушла из жизни) выдающаяся актриса В.А.Мичурина-Самойлова. Квартира ее (№48) находилась на первом этаже.


353П-МуЧаЧе7/4/2001 3:57:15 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Своими архитектурными достоинствами на набережной Фонтанки выделяется дом №41, известный среди историков города как «дом Кочневой». Лишь в годы блокады Ленинграда удалось обнаружить документы о прошлом этого здания. Выяснилось, что его построил в 1805-1808 годах для купца Ф.Ильина архитектор Луиджи Руска. Фасад дома выдержан в традиционных формах классицизма. Значительную ценность представляют собой декоративное убранство интерьеров второго этажа, сохранившиеся фрагменты росписи стен и оформления вестибюля, художественные кафельные печи зала, барельефный фриз, паркеты и другие элементы декора, в создании которого участвовали такие крупные мастера, как И.И.Теребенев (он – соавтор скульптурного оформления фасада Адмиралтейства) и живописец на набережной Фонтанки выделяется дом №41, известный среди историков города как «дом Кочневой». Лишь в годы блокады Ленинграда удалось обнаружить документы о прошлом этого здания. Выяснилось, что его построил в 1805-1808 годах для купца Ф.Ильина архитектор Луиджи Руска. Фасад дома выдержан в традиционных формах классицизма. Значительную ценность представляют собой декоративное убранство интерьеров второго этажа, сохранившиеся фрагменты росписи стен и оформления вестибюля, художественные кафельные печи зала, барельефный фриз, паркеты и другие элементы декора, в создании которого участвовали такие крупные мастера, как И.И.Теребенев (он – соавтор скульптурного оформления фасада Адмиралтейства) и живописец Джованни (он же – Иван Карлович) Скотти. Это строение принадлежит к числу лучших памятников гражданской архитектуры Санкт-Петербурга начала XIX века.

Последний в этом квартале – угловой, у площади Ломоносова, пятиэтажный дом №55/4 не отличается художественными достоинствами. Этот заурядный доходный дом, построенный в 1870-х годах, чужд облику площади Ломоносова, к которой он обращен боковым фасадом. В этом доме, в квартире №20, в 1915-1951 годах жила выдающаяся русская актриса Е.П.Корчагина-Александровская.


352П-МуЧаЧе7/3/2001 5:01:06 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

В своё время между домами №№ 33 и 35 пролегал переулок. Часть его, под названием переулка Крылова, сохранилась между Садовой улицей и площадью Островского. В XVIII веке он простирался от набережной Фонтанки до Садовой и назывался Аничковым. Позднее он стал именоваться Толмазовым, часть его сохранилась и теперь носит имя служившего в Императорской Публичной библиотеке великого баснописца И.А.Крылова. Другой отрезок переулка – между Александринской площадью (с 1923 года – площадь Островского) и набережной Фонтанки – уже к началу XX века был застроен. В 1863-1865 годах здесь, в одном из домов Толмазова переулка, жил М.Е.Салтыков-Щедрин.

Четырехэтажный дом №35 построен в самом начале позапрошлого века. Он принадлежал купеческой семье Серебрянниковых и использовался для сдачи квартир внаем. Этот доходный дом не походил на безликие, казарменного типа здания, которые сооружались во второй половине XIX века. Дом отмечен красотой пропорций, в нем тактично использованы приемы русского классицизма. Станем у перил набережной Фонтанки и полюбуемся этой постройкой. Центр ее выделен пилястровым портиком, который охватывает третий и четвертый этажи и завершается плоским фронтоном. Стены нижних этажей расчленены рустами. Доминирующая в облике здания горизонталь третьего этажа подчеркнута барельефами над окнами, трехчастным окном и балконом на главной оси фасада. Композиция фасада ассиметрична – правая часть дома шириной в два окна и с закругленным углом пристроена в более позднее время. Автор проекта здания неизвестен. Некоторые квартиры сохранили художественную отделку. В этом доме в начале 1840-х годов жил писатель и музыкальный деятель В.Ф.Одоевский, сыгравший важную роль в популяризации русской народной музыки и творчества М.И.Глинки. Тут на вечерах у В.Ф.Одоевского бывали И.А.Крылов, М.И.Глинка, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, друг Пушкина поэт и критик П.А.Вяземский, видный деятель русской музыкальной культуры М.Ю.Виельгорский и приезжавший в Петербург великий венгерский композитор Ференц Лист. В предвоенные годы в этом доме размещались коллекции Музея истории города.


351П-МуЧаЧе7/2/2001 5:19:37 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Впереди по нашему маршруту, за Аничковым мостом, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки значительное пространство занимает Аничковский дворец – нынешний Дворец Творчества Юных (многим поколениям ленинградцев он знаком как Ленинградский дворец пионеров имени А.А.Жданова).

Постараемся представить себе давний облик этого уголка Санкт-Петербурга. В августе 1741 года царица Елизавета купила этот обширный участок земли у лесоторговца Д.Л.Лукьянова, присоединила к нему смежные участки и приказала архитектору М.Г.Земцову разработать проект дворца, предназначенного для А.Г.Разумовского, с которым царица была тайно обвенчана. Вскоре начали бить сваи под фундамент дворца, рыть гавань со стороны Фонтанки и разбивать сад. После смерти Земцова работу продолжил его помощник – «архитектурии гезель» Г.Д.Дмитриев. Он представил Елизавете «для апробации» 16 чертежей проектов дворца. Один из них был утвержден, и началось строительство больших каменных палат. В декоративной отделке дворца принимал участие Б.-Ф.Растрелли.

Главным своим фасадом дворец был обращен к Фонтанке. Посреди парадного двора устроили прямоугольную гавань, связанную с Фонтанкой каналом, по которому гости на шлюпках подплывали к ступеням парадного входа. По сторонам канала у реки симметрично стояли две галереи-колоннады. А на нынешний Невский проспект (который тогда служил проезжей дорогой для доставки грузов в Адмиралтейство и лишь в 1783 году стал главной улицей столицы) выходила стена бокового корпуса, в ту пору лишенная декоративной отделки. Над корпусом был устроен обширный висячий сад. На месте Александринского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничкова дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль садовой улицы проживала дворцовая прислуга.

А.Г.Разумовский, ставший «первейшим вельможей времен Елизаветы», был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось. В 1767 году он продал Аничков дворец в казну, и Екатерина II подарила его Г.А.Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

В 1778-1779 годах архитектор И.Е.Старов произвел перестройки во дворце. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину якобы не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на «острую нужду», в 1785 году он вновь продал Аничковский дворец, на этот раз – в царскую казну.

В 1801 году дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В.Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 году почти на этом же месте было закончено сооружение Александринского театра по проекту великого К.И.Росси.

Сестра Александра I Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 году продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 года А.С.Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове».

В 1803-4805 годах рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, другой – на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущий в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали «Кабинету» - управлению личным имуществом царской семьи. Аркаду заложили кирпичом. В наше время это – один из учебных корпусов Дворца творчества юных.

Существенным переделкам подверглось и главное здание дворца. В 1817 году Александр I подарил Аничковский дворец своему брату – будущему царю Николаю I. После этого, в 1817-1818 годах, К.И.Росси перестроил многие дворцовые помещения, перепланировал обширный дворцовый сад, существенно уменьшив его размеры. Он спроектировал также садовую ограду и построил два павильона, выходящие на нынешнюю площадь Островского. В последующих реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов участвовали архитекторы К.К.Рахау, М.Е.Месмахер.

С 1918 по 1935 года в Аничковском дворце помещались Музей города (предшественник музея истории Петербурга), Институт коммунального хозяйства и другие учреждения.

Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевского в связи с тем, что в 1935 году дворец передали детворе. Здесь был, в частности, создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А.С.Пушкина и А.М.Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 года. Воспитанниками Дворца были академик Н.П.Бехтерева, народные артисты Е.В.Образцова и К.Ю.Лавров, летчики-космонавты Б.А.Шаталов и Г.М.Гречко, многие знаменитые шахматисты. Величайший экономический ум современной России – А.Чубайс – тоже был воспитанником Дворца пионеров.

В начале 1990-х годов во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

В комплекс зданий Аничковского дворца входит и дом №33 по набережной Фонтанки – бывший Конюшенный корпус, построенный в 1809-1810 годах по проекту архитектора Л.Руска. Здание в плане имеет форму буквы П и образует обширный внутренний двор. Средняя, несколько выступающая часть здания выделена аттиком – невысоким барьером, стенкой над верхним карнизом. В нижнем этаже были конюшни и помещения для карет, в верхних – квартиры дворцовой прислуги.

На участках домов №№ 35 и 37 для Дворца творчества юных сооружен учебно-репетиционный корпус с театральным залом (архитектор И.Б.Ноах). Весь этот комплекс оснащен современным театрально-постановочным оборудованием.


350П-МуЧаЧе6/29/2001 11:30:33 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Слева по маршруту – Аничков мост через Фонтанку, одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на что казна выделила 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира «адмиралтейского работного батальона» М.О.Аничкова. Мост обветшал, и в 1726 году на Большой Першпективной дороге (как тогда назывался Невский проспект) построили второй Аничков мост. Его сделали подъемным – для прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома на набережной Фонтанки (№29/66) поставили гауптвахту. Находившаяся в ней стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди».

В царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!», - говорил юный Петр II.

Лишь в 1732 году Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи новой царицы – Анны Ивановны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота, украшенные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, символикой и приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи развалились, картины превратились в линялые тряпки, и в 1751 году арку разобрали.

К этому времени Аничков мост подвергся частичной реконструкции – в 1742-1749 годах его укрепили на сваях... И, наконец, в 1780-х годах мост радикально перестроили – наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова. Строительство было закончено в 1787 году.

Аничков мост с четырьмя гранитными башнями являлся пристанищем для «простолюдинов» - рядовых обывателей столицы, которые здесь вели неспешные разговоры, нанимались на поденную работу, лузгали семечки и наблюдали неторопливое прохождение барж по реке.

Всё оживленнее становилось движение на Невском проспекте (как с 1783 года стала именоваться главная улица столицы), и на проезжей части гранитного Аничкова моста нередко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок. В 1838 году началось строительство нового Аничкова моста, соответствующего ширине Невского проспекта. Строил его инженер А.Д.Готман. Работы велись почти десять лет. Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в которых скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко приписывается А.П.Брюллову. Но они являются копией перил моста через Купферграбен – рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-Линден, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля в 1822-1824 годах. Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К.Ф.Шинкеля. Его, возможно, и следует считать автором важных деталей парапета Аничкова моста.

22 ноября 1841 года на новом Аничковом мосту уже была воздвигнута первая из конных групп П.К.Клодта. На торжестве открытия моста Николай I (его не отличала изысканность выражения своих эмоций), хлопнув по плечу скульптора, заявил громогласно: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»... История этих скульптурных композиций восходит к началу 1830-х годов, когда после сооружения К.А.Тоном гранитной пристани у Академии художеств решено было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые фигуры «укротителей коней», чтобы попарно установить их на новых пристанях левого берега Невы.

П.К.Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и молодой Клодт начал свою карьеру военной службой. Но вскоре его властно увлекло искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Работал он неутомимо. Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный случай, - в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в спокойном состоянии, он наблюдал различные движения, позы, аллюры и привычки лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голову, потом склад и все части, стараясь передать их с безупречной точностью до последней жилки».

Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с водничим» были высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из конных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки в Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее восхищение. Статуи установили в немецкой столице на высоких постаментах перед королевским дворцом. Петербургская Академия художеств писала в своем официальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели такой всеобщий восторг, какого там никогда не было». Обращено было внимание и на то, что надписи на статуях, отправленных в Берлин, были сделаны Клодтом на русском языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-Петербург ответный подарок – изваяния двух Слав. По приказу Николая I их поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в ознаменование боевых заслуг конной гвардии.

По обеим сторонам Аничкова моста в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с водничим». Но так было недолго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его жене оказывались в Италии пышные приемы, распорядился снять с одного конца Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии Фердинанду II. Так две конные группы Клодта оказались в Неаполе. Там их разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они прекрасно смотрятся «в профиль» и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад невысокого и сравнительно скромно оформленного здания. Свидетельством международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в состав Академий художеств Берлина, Рима и Парижа.

На опустевшей стороне Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные под бронзу копии конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но скульптор не повторил первую пару статуй – он изваял две новые композиции на тему обуздания дикого коня. Так создавалась состоящая из четырех групп своеобразная сюита, последовательно запечатлевшая победу человека над дикой силой. В первой группе – вздыбленный дикий конь и поверженный на землю человек; вторая группа – юноша поднялся на колено и сдерживает рвущегося вперед коня; третья группа – юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще разгоряченного коня; четвертая группа – конь укрощен, он покорился водничему. Замысел – дать последовательные фазы укрощения коня – Клодт акцентировал такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони уже подкованы, покрыты попонами. На последней (у дома №29/66) группе во рту коня удила, он покорен человеком...

Клодт остался в памяти людской не только своими великолепными творениями, но и выдающимися душевными качествами. Беспредельно скромный, с натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, потому что все свои доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом сыскали 50 рублей...

В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с пьедесталов и бережно закопаны в саду, примыкающему к Аничкову дворцу. Это спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фашистская бомба разорвалась на Аничковом мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30 метров чугунной решетки и тумбы, державшие перила. Осколки бомбы повредили гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны погибшие звенья решетки были заново отлиты и установлены на прежних местах. Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места на пьедесталах.


349Деми6/27/2001 1:34:14 PM
История Летнего Сада


347Деми6/27/2001 11:40:42 AM
По Невскому проспекту от Адмиралтейства до Казанского собора

Если в Европе все пути ведут в Рим, то в Петербурге все дороги сходятся на Невском проспекте. Образ центральной магистрали города начал формироваться еще во времена основателя города, императора Петра I, и за время существования города претерпел серьезные изменения. За нашей спиной здание Адмиралтейства, золотой шпиль которого (по образному выражению Пушкина – "Адмиралтейская игла")
увенчан корабликом. Этот кораблик традиционно считается символом нашего города. Внешний облик здания формировался на протяжении около 100 лет. Заложенное в 1704 г. еще по чертежам Петра I, Адмиралтейство было первой русской верфью на Балтике. Здесь строились первые российские корабли, зарождался российский флот.
Здание Адмиралтейства перестраивалось трижды; и то, что мы видим сейчас – творение великого русского зодчего Захарова. Архитектуру многие сравнивают с музыкой. Здание Адмиралтейства хочется сравнить с торжественной симфонией, которая посвящена нашему городу.
Планировка центра города и его главных улиц и площадей тесно связана с Адмиралтейством. Прямыми как трезубец бога морей Нептуна лучами расходятся от него магистрали города, и одна из них – Невский проспект.

Адмиралтейство

Перед нами Невский проспект дом 1 – здание было построено в 1910 году по
проекту архитектора Цейдлера для коммерческого банка, затем здесь находился Главленинградстрой. Сегодня в нем вновь разместился банк – Банк
МЕНАТЕП–Санкт-Петербург, а вместе с ним - прочие серьезные организации....

фотография

Напротив нас, на противоположной стороне Невского (Невский проспект дом 2), – торцевая часть здания Главного Штаба, которое является частью ансамбля Дворцовой
площади. Это здание было построено великим зодчим К. Росси и оформляет собой всю Дворцовую площадь, на которую мы еще вернемся.

ген.штаб

Петербург часто называют Северной Венецией. Это естественно, поскольку кроме большого количества рек, каналов и частых наводнений с Венецией наш город роднит также перекличка стилей застройки: в архитектурном убранстве Петербурга присутствует множество деталей, позаимствованных российскими архитекторами у
итальянских зодчих. Перед нами пример: угловое здание по Невскому проспекту дом 7/9, фасады которого выдержаны в стиле архитектуры итальянского Возрождения. Здание было построено в начале нашего века (1911-1912гг.) по проекту российского архитектора М.М. Перетятковича для банкирского дома купца первой гильдии
М.И. Вавельберга.

фотография

Оставим справа Малую Морскую улицу и двинемся дальше по Невскому. Взгляните: на противоположной стороне проспекта, на стене большого серого дома (Невский проспект дом 14), до сих пор сохранена надпись, сделанная в суровые годы блокады Ленинграда (1941-44 годы): "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее
опасна".

Мы с вами попали на перекресток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Большая Морская пересекает Невский и упирается в Дворцовую площадь. Пройдем эти несколько десяткой метров – и окажемся под аркой здания Генерального Штаба. Взгляните наверх: два свода арки и стена здания составляют в вертикальной проекции
треугольник, один из фасадов арки является завершением Большой Морской, а другой обращен в сторону Дворцовой площади. Это единственная в мире триумфальная арка, одновременно являющаяся составной частью двух разных архитектурных ансамблей. (Построена по проекту К.И. Росси, оформляли скульпторы С.С. Пименов и Демут-Малиновский).

Вернемся на Невский. Угловое здание на противоположной от нас стороне проспекта – кинотеатр "БАРРИКАДА" – Невский 15. На месте этого дома когда-то находился деревянный Зимний дворец (это было временное сооружение, в котором
императрица Елизавета Петровна жила, пока строился каменный Зимний дворец на берегу Невы), огромное деревянное здание в стиле барокко (1755 г. арх.
Б. Расстрелли). Здесь, на сцене дворцового театра выступала первая в России профессиональная труппа актеров во главе с Ф. Г. Волковым и А.П. Сумароковым.

Мимо магазина "Старая Книга" и "Литературного кафе" (раньше в этом доме размещалась кондитерская Вольфа и Беранже, откуда Пушкин и Данзас направились к месту дуэли, на Черную Речку) – выйдем на мост через реку Мойку. Название этой
речки происходит от старинного русского слова "МЪЯ", что в переводе на современный язык означает "мыть". Здесь, на берегу Мойки, в XVIII веке питерские женщины стирали белье. Мост, на котором мы стоим, называется Полицейский или Зеленый. Это первый в России городской металлический мост, который был сооружен в 1806-1808 гг. по проекту архитектора В.И. Гесте, а спустя 100 лет реконструирован по проекту архитектора Л.А. Ильина и инженера В.А. Берса. Есть в нашем городе и другие "цветные" мосты - Синий и Красный. Все они через Мойку, и все они получили свое название по тому цвету, в который были когда-то окрашены их ограды.

Сразу за мостом перед нами открывается панорама широкой части Невского проспекта с его величественными площадями и роскошными дворцами. Прямо перед нами – Строгановский дворец (Невский проспект 17), возведенный в 1752-1754 гг. архитектором Б. Расстрелли. Он построен в стиле и вкусе той поры, когда в моде были напудренные парики и пышные камзолы. Особый смысл имели такие детали оформления, как родовой герб на фронтоне, львиные маски и аристократические профили на фасаде, - все это должно было подчеркнуть богатство и знатность владельца.

Особая ценность Строгановского дворца в том, что на всем Невском проспекте это
единственное здание середины XVIII столетия, первоначальный внешний вид которого
сохранился почти полностью. В советское время в этом здании располагался проектный институт, и интерьеры дворца были закрыты для любопытных. Сегодня, после долгих реставрационных работ и поисков прежней утвари, Строгановский дворец принимает экскурсантов: во дворце работает постоянно действующая выставка восковых фигур. Один из внутренних подъездов дворца охраняет пара гранитных львов: тут был некогда парадный вход. Центральная часть двора украшена мраморными скульптурами и фонтаном - сегодня во внутреннем дворике дворца располагается кафе.
Строгановский дворец

лев

Напротив Строгановского дворца мы видим голубое здание – церковь голландской общины церковном корпусе с жилыми помещениями когда-то размещалась выставка-продажа живописи, организованная Обществом поощрения художников. Сейчас в этих корпусах расположились библиотека им. А.А. Блока и художественная галерея, в которой можно увидеть и приобрести работы лучших питерских художников и скульпторов.

Оставим позади еще несколько зданий и обратим взгляд на Лютеранскую церковь,
которую возвели в 1832-1838 гг. по проекту архитектора А.П. Брюллова на месте первой в Петербурге кирхи, построенной в далеком 1730 году. В советское время в здании церкви был устроен бассейн, сейчас же она возвращена верующим и отреставрирована.

церковь

Еще несколько шагов по Невскому – и перед нами открывается величественный вид на один из самых ярких памятников архитектуры XVIII–XIX веков – Казанский собор (1733-1737 гг., арх. М.Г. Земцов, 1801-1811 гг. Арх. А.Н. Воронихин). По замыслу архитектора собор (прототипом для создания которого являлся собор Св. Петра в Риме) должны были украшать две симметричные колоннады, однако у государства, на
деньги которого велось строительство, не хватило средств, и в результате была возведена только одна из них – со стороны Невского проспекта.
Казанский

Обратим внимание на два памятника, которые находятся перед Казанским собором. Это монументы двум героям Отечественной войны 1812 года – Кутузову и Барклаю де Толли. Со статуей Барклая связан забавный исторический анекдот: скульптор
Орловский, который делал эти памятники по государственному заказу, очень не любил Барклая, и решил скрыть в своем произведении насмешку над известным полководцем. Поэтому, при взгляде на статую от левого крыла колоннады собора, фигура Барклая представляется наблюдателю в довольно неприглядном виде. Злая шутка скульптора была особенно заметна, когда в центре сквера перед собором работал фонтан.

Барклай

Фотографии Невского проспекта:

Невский проспект

Невский проспект - 1887г

345Деми6/27/2001 10:13:17 AM
панорама Петербурга

344Деми6/27/2001 9:48:28 AM
История жизни Садовникова В. С. и вид Петербурга


Страницы: <<< 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 >>>
Яндекс цитирования