Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Санкт-Петербург






418П-МуЧаЧе9/20/2001 8:09:30 AM
Rownt --> (417) Буду признателен :) Как говорится - добро пожаловать :)

417Rownt9/20/2001 6:49:02 AM
П-МуЧаЧе --> (405) Вернулся.... Как ни странно, действительно есть...:) Подготовлю к публикации, обязательно представлю...

416П-МуЧаЧе9/19/2001 11:49:15 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

В 1856-1863 годах «Экспедиция заготовления государственных бумаг» была технически переоборудована. Помимо бумажных денег, предприятие начало изготовлять также облигации государственных займов, вексельную и гербовую бумагу, марки, бланки паспортов и другие ценные бумаги. О высокой технической оснащенности предприятия свидетельствует изданная в 1856 году типографией «Экспедиции» миниатюрная книга – сборник басен И.А.Крылова. Эта книжечка размером с почтовую марку набиралась серебряным шрифтом, она соответствовала высшим требованиям наборного и печатного искусства.

В дореволюционное время в корпусах «Экспедиции» было сосредоточено всё производство ассигнаций и ценных бумаг России.

Правительственные круги заботились о том, чтобы «политическая крамола» не проникла в среду рабочих этого особо важного государственного предприятия. На работу в «Экспедицию заготовления государственных бумаг» можно было устроиться только по рекомендации двух здешних служащих или рабочих, лично знающих новичка. Если он не оправдывал доверия администрации, все трое подлежали увольнению... Наборщики, печатники, шрифтолитейщики, служащие «Экспедиции» получали более высокое вознаграждение, чем работники других предприятий. Рабочим предоставляли казенные квартиры, щедро выдавались денежные премии и даже награждали орденами и медалями.

В 1919 году «Экспедиция заготовления государственных бумаг» была реорганизована. Печатное и художественное отделения были переведены в Москву. В Петрограде сохранилось лишь бумагоделательное отделение. Заметим попутно, что теперь в России бумажные деньги печатают лишь две фабрики «Гознака» - в Москве и Перми. А монеты выпускаются только петербургским и московским монетными дворами.

В наши дни наследница «Экспедиции заготовления государственных бумаг» - фабрика «Гознак» на Фонтанке выпускает бумагу высшего качества, а также другую продукцию. Изготовляемая (на «Гознаке» говорят «отливаемая») здесь бумага отличается особой прочностью. Эксперимент свидетельствует: если газетную бумагу двадцать раз согнуть в одном и том же месте, она разорвется. А бумага для денег, «отливаемая» на «Гознаке», должна выдержать не менее шести тысяч таких сгибов. И все же необходимо регулярное обновление находящихся в обращении бумажных денег.


415П-МуЧаЧе9/17/2001 5:56:47 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Далее мы пойдем мимо корпусов крупного предприятия – фабрики «Гознак», ведущей свою историю от основанного здесь в 1818 году предприятия, которое называлось «Экспедиция заготовления государственных бумаг».

Учреждению этого предприятия предшествовало введение в России во второй половине XVIII века бумажных денег, которые именовались ассигнациями. Такие знаки, заменяющие собой металлические деньги, существовали очень давно. Так за 300 лет до нашей эры в древнем государстве Карфагене они изготавливались из кожи, потом деньги начали изготовлять в Китае из бумаги, там же изобретенной. А в европейских странах бумажные деньги появились совсем недавно – в XVIII веке. Это объяснялось тем, что быстро шло развитие торговли и промышленности, а имевшихся в обращении золотых и серебряных монет стало недостаточно для потребностей товарооборота. И в употребление вводились денежные суррогаты, вначале в виде частных векселей, а затем – так называемых банкнот, то есть кредитных свидетельств, которые выпускались банками взамен получаемых денежных вкладов. Купцы и путешественники избавились от риска, связанного с хранением в больших количествах монет из драгоценных металлов, а также со сложностями транспортировки больших количеств монет при коммерческих расчетах.

В начале царствования Екатерины II (напомним: она взошла на престол в 1762 году) в стране не было бумажных денежных знаков, в обращении находились лишь монеты, количество которых было явно недостаточно для развития коммерческих операций. Во второй половине XVIII века в России относительно быстро развивалось товаро-денежные отношения, и проблема находящейся в обращении денежной массы приобрела большое значение. Предприимчивые купцы, да и некоторые дворяне не могли начать выгодные предприятия из-за отсутствия наличных денег, которые можно было занять под большие проценты.

Правительство Екатерины II жестко ограничило выдачу из казны золотых и серебряных монет. Они шли преимущественно на оплату заграничных расходов. А для внутреннего употребления выпускались медные деньги.

Не только купцы испытывали неудобства в связи с перевозкой и хранением денежных сумм в мелкой монете. В дни повсеместной ежемесячной «получки» - в 20-е числа каждого месяца извозчики в Петербурге были нарасхват: чиновникам надо было со службы увозить домой жалованье. А, к примеру, 25 рублей в медной монете весили полтора пуда – 24 килограмма!

По инициативе графа П.И.Шувалова в России началось осуществление политики кредита – выпуск кредитных знаков.

Слово «кредит» в переводе с латинского означает «доверие». Лица, пользовавшиеся доверием (кредитом) в денежных делах, нередко расплачивались не деньгами, а расписками. И правительство решило, подобно частным лицам, пускать в ход свои расписки. В декабре 1768 года начался выпуск бумажных денежных знаков под названием ассигнаций. В 1769 году учрежден Ассигнационный банк. Было изготовлено миллион рублей ассигнаций, по предъявлении которых банки должны были выдавать желающим соответствующую сумму монетами. Современник свидетельствовал, что этот первый опыт выпуска бумажных денег удался вполне: «Видя, что выдача против них монеты производится исправно, публика получила к ассигнациям величайшее доверие и предпочитала их неудобной существующей у нас монете».

Бумага для ассигнаций в 1768-1785 годах изготовлялась на фабрике в Красном Селе, а затем, с 1785 года, - на казенной «бумажной мельнице» в Царском Селе. Печатание и штемпелевание ассигнаций производилось в сенатской типографии (в начале нынешней Галерной улицы), где для этого были отведены особые комнаты.

Эти денежные знаки были несовершенны. Они печатались в одну краску, на очень тонкой бумаге. Требовалось лишь, чтобы водяные знаки при печатании не оказались вверх ногами, чтобы строки текста были ровными, а штемпели ставились точно на свои места.

Неудивительно, что подделать такие деньги было легко. И этим занимались не только некоторые из фаворитов Екатерины II. Фальшивки изготовлялись даже неграмотными умельцами-крестьянами.

После появления множества фальшивых ассигнаций курс их падал (к концу XVIII века один бумажный рубль расценивался в 60 копеек серебром) прежде всего потому, что бумажные деньги не имели соответствующего обеспечения драгоценными металлами.

Печатные машины работали безостановочно. В начале XIX века выпускалось так много ассигнаций, что курс бумажного рубля упал до 20 копеек серебром. Правительство, наконец, поняло, что надо изъять из обращения обесцененные ассигнации и выпустить новые деньги, подделка которых была бы невозможна. Для этого надо было организовать новое, технически хорошо оснащенное бумажное производство. И в 1815-1818 годах на набережной Фонтанки по проекту инженера А.А.Бетанкура возвели фабричный корпус, в котором поместили бумажную мельницу, привезенную из Царского Села, и машины, печатавшие бумажные деньги в сенатской типографии.


414П-МуЧаЧе9/14/2001 4:14:56 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

За Военно-морским госпиталем к Фонтанке с юга подходит улица, носящая имя выдающегося ученого в области теории и техники реактивных летательных аппаратов, воздухоплавания, аэродинамики К.Э.Циолковского.

В прошлом на месте этой улицы, от Фонтанки к Обводному каналу и далее, пересекая его, текла к реке Екатерингофке (в одноименном парке) речка Таракановка. Таракановка, как признавала Городская дума, находилась «в весьма плохом санитарном состоянии». Вода в ней была настолько засоренной, что борьба с холерой, брюшным тифом и другими заболеваниями в этом микрорайоне была совершенно бесплодной. Смертность тут была в 12 раз выше, чем в центральных районах города. И Городская дума приняла решение: засыпать Таракановку между Фонтанкой и Обводным каналом. Решение это выполнили в 1908 году. Таракановку засыпали, что, кстати, обусловило уменьшение численности островов, на которых раскинулся Санкт-Петербург.

Итак, на том месте, где протекала зловонная Таракановка, пролегла улица, названная Таракановской. В 1909 году ее замостили булыжником, установили редкие керосиновые фонари. В 1932 году Таракановскую улицу озеленили. Она превратилась в широкий бульвар и с 1952 года носит имя К.Э.Циолковского.

Петербург нередко называют Северной Венецией, имея в виду обилие рек, каналов, островов, на которых стоит город. Но точности ради надо сказать, что Венеция расположена на 116 (по другим данным – на 118) островах. В начале 1860-х годов было подсчитано, что Санкт-Петербург расположен на 101 острове. И это число стало привычным, традиционным. И даже спустя сто лет часто повторяли, что город стоит на 101 острове... Но за прошедшие годы засыпаны многие речки, каналы, острова исчезли. На трассе нашего маршрута – засыпанная речка Таракановка, в 1969-1970 годах – Введенский канал, который в районе Витебского вокзала шел от Обводного канала к Фонтанке.

Инвентаризация, которая была завершена к 1 января 1972 года, показала, что в черте города насчитывалось 42 острова. Но в это число позже были внесены коррективы. В 1975 и 1977 годах газеты сообщили о рождении двух новых островов. Они возникли в результате выборки грунта при создании каналов дренажной сети в лесных массивах Лахтинского разлива. В будущем на одном из этих островов планировалось создание зеленой зоны отдыха, а второй предположено застроить жилыми домами. На 1 января 1990 года город раскинулся на 44 островах. Это число был бы значительно меньшим при осуществлении задуманного дореволюционной городской управой столичного Санкт-Петербурга проекта засыпки Екатерининского (ныне Грибоедова) и Крюкова каналов и создании на месте Крюкова канала проспекта Николая II.

Далее на набережной Фонтанки размещен комплекс лечебных заведений. Дом №154 построен в начале XX века по проекту архитектора Л.Н.Бенуа. В нем находится Центральная Балтийская бассейновая больница. Она основана в 1861 году по инициативе Н.И.Пирогова. В доме №148, принадлежавшем статс-даме Зубовой, в 1798 году открылось первое в Петербурге повивальное училище. При нем был родильный дом ан 20 коек и повивальная школа. В 1904 году это училище переместили в специально для него построенное здание на Стрелке Васильевского острова. Ныне это широко известный Институт акушерства и гинекологии.


413П-МуЧаЧе9/14/2001 11:09:43 AM
15 сентября (суббота) в 21:00 - праздник закрытия фонтанов в Петродворце.

412П-МуЧаЧе9/13/2001 11:15:45 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Вернемся к Старо-Калинкину мосту. От него по Старо-Петергофскому проспекту можно дойти до Нарвских ворот, а там, повернув направо, пройти в старинный, ныне полузаброшенный пейзажный парк. Некогда территория, занятая им, и находившийся тут дворец принадлежали супруге Петра I. Отсюда название – Екатерингоф. Позже громадный парк, с множеством речек и прудов, стал излюбленным местом майских прогулок петербургского бомонда и отдыха простых обывателей столицы.

На углу набережной Фонтанки и Старо-Петергофского проспекта высится монументальное здание. В начале XVIII века тут стоял учрежденный Петром I Прядильный двор, где 80 женщин под присмотром старой голландки ткали пряжу и кружева, по качеству ну уступавшие голландским. Позднее, в середине XVIII века, когда ткачество здесь прекратилось, в бывший прядильный дом заточали женщин за «разгульную жизнь», где их подвергали медицинскому осмотру и, при необходимости, лечению. Постепенно этот дом приобрел в городе известность, как «Калинкинская больница», в ней лечили «прилипчивые» - кожно-венерические – болезни. По статусу этого заведения больные в течение всего времени в нем могли находиться в масках, не называя своего имени и звания. В этой больнице имелось всего 60 мест. Позже для нее было выстроено здание на 340 больных (ныне дом №23 по Рижскому проспекту).

Невзрачный прядильный дом обветшал. Его снесли. На его месте в 1836 году возвели новое здание для военно-морского госпиталя. Примечательна история первой в России больницы для моряков. Текст на сохранившейся медной доске гласит:

«Императорская Адмиралтейская Госпиталь учрежденная Государем Петром Великим в 1715 году со сказанием от Его Величества при закладке оной громким голосом здесь всякий изможденный служивый найдет себе помощь и успокоение которого ему досель не было дай только Бог чтобы никогда многие не имели нужды сюда быть привезены».

Сперва госпиталь находился в северной части города – на Выборгской стороне, в казармах, а потом в доме, построенном для него Доменико Трезини. Сохранилось свидетельство, что в нем работали: старший лекарь, три подлекаря и обучалось шестеро лекарских учеников. С 1836 года морскому госпиталю отдано здание возле Старо-Калинкиного моста, где он находится поныне. Здание это (Старо-Петергофский проспект, дом 1) неоднократно перестраивалось.

Это лечебное заведение сыграло видную роль в развитии отечественной медицинской науки и практики. В 1858 году при госпитале было создано первое в России общество морских врачей, которое способствовало прогрессу многих разделов общей медицины. Сотрудники госпиталя едва ли не первыми в России использовали эфир и хлороформ для обезболивания при операциях, здесь же в числе первых в стране были открыты зубоврачебный и рентгеновский кабинеты.

В 1925 году при госпитале открылась первая в стране школа штатных санитаров, начали свою работу школы медицинских сестер, санитарных инструкторов и лекарских помощников.

В наше время в госпитале ежегодно может лечиться около 10 тысяч человек: ветеранов и воинов флота.


411П-МуЧаЧе9/7/2001 12:12:18 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Итак, по Старо-Калинкину мосту мы перешли на левый берег Фонтанки. До 1780-х годов на землях по левому берегу возникли три предместья: от взморья до расположения Измайловского полка – Лифляндское, от него до Невской перспективы – Московское, а от него до Невы – Александро-Невское. В черту города они вошли лишь в 1810 году.

Уже известная нам Калинкина деревня в XVIII веке занимала территорию не только нынешней площади Репина, но и часть Лифляндского предместья. И на левом берегу Фонтанной речки в лачугах, землянках, мазанках, шалашах (лишь в редких случаях – в бревенчатых избах) селились пригнанные по петровским указам в Санкт-Петербург, сволоченные с родных мест (отсюда – «сволочь») работные люди – строители нового города и рабочие казенных и купеческих мануфактур. Вопреки строгим запретам нередки были побеги из новой столицы, и в 1707 году Петр I в указе предписал: «взамен бежавших... брать отцов и матерей, и жен, и детей или кто в их доме живет, и держать в тюрьме, покамест те беглецы сысканы и в Петербург высланы не будут».

Из размещавшихся здесь, на территории Калинкиной деревни, предприятий до нас не дошло ни одно. А, к примеру, на участке дома №162 в XVIII веке стояла крупнейшая пивоварня столицы (кстати, укажем, что для производства новых сортов пива испрашивалось царское разрешение!). Это предприятие просуществовало до 1801 года. Рядом с ним (с 1817 до осени 1821 года) в доме с мезонином - №164, принадлежавшем статскому советнику Отто, находился Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В нем служил воспитателем и преподавателем русской словесности и латинского языка поэт, будущий декабрист В.К.Кюхельбекер. Здесь бывал А.С.Пушкин, он навещал своего младшего брата Льва, который воспитывался в Благородном пансионе. Тут Пушкин познакомился с юным Михаилом Глинкой, будущий композитор также учился здесь.

А дальше – вдоль берега Фонтанки и особенно на отходящей от него Эстляндской, ныне улице Степана Разина, по-своему привлекательная (особенно в летнюю и осеннюю пору) городская застройка, словно привнесенная в Петербург из глухой провинции.

Западнее устья Фонтанки находится малоизвестный петербуржцам Подзорный остров (при шведах он назывался Овечьим островом). На этом маленьком островке, там, где сливаются воды Большой Невы, Фонтанки и речки Екатерингофки, Петр I повелел построить дворец. Строительство началось в 1722 году, завершилось посте смерти Петра, в 1729 году. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют, что дворец был построен «покоем» (в плане он имел форму буквы «П»), в дворцовом саду было четыре павильона, по периметру проходила балюстрада.

Первый историк Петербурга А.И.Богданов в книге «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год...» (издание 1779 года) пишет: «Подзорный дворец каменный построен на самой воде при взморье, подле самого Екатерингофа... Особливый дом и на особливом месте простроить изволил и на нем небольшую башенку поставил яко бы некая обсерватория морская могла быть... чтобы с оных палат с вышеупомянутой башенки мог в зрительную трубу смотреть в море на идущие в Петербург и обратно корабли». В этой связи возникло название Подзорного острова. Подзорный дворец простоял до конца XVIII века. К сожалению, от него не осталось даже руин. В XIX веке островок был застроен, на нем размещались склады Адмиралтейской верфи.


410П-МуЧаЧе8/10/2001 3:14:16 PM
Ну, что же. Пора сделать передышку. Тем более, что она совпадает с моим отпуском.

Всех, кому была интересна "Прогулка по Фонтанке", приглашаю не её продолжение, которое начнется в последних чилслах августа.

409П-МуЧаЧе8/10/2001 3:12:33 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

К площади Репина примыкает остров, занятый кораблестроительным Адмиралтейским объединением. Это одно из старейших предприятий города. В 1795 году на нем была установлена первая в Санкт-Петербурге паровая машина, а двадцать лет спустя здесь сошел на воду первый русский пароход «Елизавета». В 1957 году на этой верфи был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

В центре площади небольшой сквер, который старожилы издавна называют Плешивым. Сквер создан на средства купца и домовладельца Ландрина (ему принадлежали доходные дома, обрамляющие площадь с северо-востока).

Сам Ландрин пришел в Санкт-Петербург на заработки из глубинной русской деревни, стоявшей на берегу реки Ландры. Отсюда его словно бы нерусская фамилия. Ландрин освоился в столице, начал торговать вразнос, с лотка. Замети, что гимназисты и малоимущий люд хорошо раскупали леденцы без обертки – те, которые за рубежом именовались монпансье. Дела предприимчивого лоточника пошли в гору, спустя несколько лет он открыл свою фабрику леденцов на Екатерингофском проспекте доме №7. А позже возникло «Товарищество Георгий Ландрин». Оно построило крупнейшую в России кондитерскую фабрику. Ее адрес – Большой Сампсониевский проспект, дом 95. Предприятие действует по настоящее время.

На южной стороне сквера высится каменный обелиск – верстовой столб. Попытка исследовать историю этого столба была сделана в 1915 году журналом «Столица и усадьба» (в №47). Автор публикации утверждал, что якобы у этого верстового столба 28 июня 1762 года остановилась со своими сподвижниками жена Петра III Екатерина Алексеевна, выехавшая из Петергофа, чтобы заручиться в столице поддержкой лейб-гвардии для свержения с трона своего мужа и самой занять престол. Но автор этой публикации допустил ошибку: в 1762 году на этой площади верстового столба не было. Указ об установке верстовых столбов между столицей и пригородными резиденциями – Петергофом и Царским Селом был дан лишь 22 октября 1772 года, через 10 лет после воцарения Екатерины II. Только в 1777 году на левом берегу Фонтанки, которая была южной границей города, у Обухова моста, установили первый верстовой столб на дороге, ведущей в Царское Село. Верстовой столб на площади Репина появился еще позже. На его мраморной доске начертана цифра – 26. Таково число верст до Петергофа. Здесь же (как и на верстовом столбе у Обуховского моста) были укреплены солнечные часы с недвижной стрелкой. Сперва он стоял на левом берегу Фонтанки у Старо-Калинкина моста. В 1870-х годах, почти век спустя, в связи с прокладкой конно-железной дороги к Нарвской заставе, решено было расширить Петергофский проспект. Поэтому верстовой столб у Старо-Калинкина моста перенесли на его нынешнее место.

Через эту площадь в XVIII и XIX веках проходила дорога на Петергоф, Нарву и далее в Прибалтику. Вот почему Сатро-Калинкин мост, перекинутый через Фонтанку, имел и имеет важное коммуникационное значение. Он без больших изменений сохранил свой первоначальный внешний облик. В 1892-1893 годах мост подвергся коренной реконструкции: были разобраны даже арки и «быки», устои, гранитные башни, стоявшие на этих «быках», были восстановлены. После этой операции ширина моста составляла 15,2 метра. И все же пропускная способность его был недостаточна при возросшем движении. В 1907-1908 годах Старо-Калинкин мост вновь расширили, теперь до 39 метров (при длине моста в 65,5 метра).

За два века своего существования Старо-Калинкин мост понес существенные утраты. Исчезли каменные скамьи у парапетов, обелиски с фонарями, были утрачены и памятные доски на башнях моста, которые обозначали даты начала сооружения моста (Н. 1786) и окончания строительных работ (О. 1788). Эти утраты были восстановлены в 1960-х годах в ходе реставрационных работ, осуществленных под научным руководством И.Н.Бенуа.

Ограждениями моста служат решетки с гранитными тумбами, сработанные по типу традиционных ограждений набережных Фонтанки. Внимательные горожане, конечно, знают в рисунках ограждений Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова. Их спутать невозможно...

Вот и завершилась наша прогулка по нечетной стороне набережной Фонтанки. Оглянемся, полюбуемся пейзажем «у морских ворот» Петербурга и двинемся в обратный путь, теперь уже по четной стороне – по загородному (в давние времена) левому берегу реки.


408П-МуЧаЧе8/9/2001 2:39:10 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Простившись с домом №185, подойдем к Мало-Калинкину мосту, перекинутому через канал Грибоедова при впадении его в Фонтанку. Это один из старинных мостов города. Он сооружен в 1783 году по проекту инженера И.Н.Борисова (одновременно со строительством набережных канала). Правда, впоследствии мост претерпел некоторые изменения. Во второй половине XIX века средний деревянный подъемный пролет был заменен постоянным. А в 1907-1908 годах, когда в Петербурге началось трамвайное движение, и надо было на мосту настилать трамвайные пути, старые деревянные конструкции на каменных опорах были заменены металлическими (прежние опоры сохранились). Мост украшают четыре гранитных обелиска, установленные на закругленных гранитных «быков», и кованые перила. Фонари на этом мосту восстановлены в 1952 году по типу прежних.

Название этого небольшого моста объясняется тем, что рядом с ним находится Старо-Калинкин мост и площадь, именовавшаяся Калинкиной, - по названию деревни, раскинувшейся здесь еще в допетровскую эпоху. Известно, что деревня эта существовала и в XVII веке, но на одних картах она называлась «Кальюла», на других – «Каллина». С начала XVIII века утвердилось название деревни – Калинкина. С 1952 года площадь носит имя великого художника России И.Е.Репина.

Репин жил здесь в доме №3/5 с сентября 1882 года, когда переехал из Москвы в Петербург, до 1895 года. Сперва он снимал квартиру №1 на втором этаже, а позже №5. В первой квартире было семь комнат, самая большая из них, угловая, служила мастерской, где еженедельно собирались друзья и ученики Репина. Частым гостем здесь был художник В.А.Серов.

И.Е.Репин просил домовладельца надстроить здание, соорудить над ним мансарду. Это было сделано в 1887 году. В светлом помещении мансарды Репин создал ряд великих шедевров, среди которых: «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие картины. Здесь же на квартире Репина проходили заседания правления «Товарищества передвижных художественных выставок».

В конце XVIII века в облике площади доминировал «Съезжий дом» (проще сказать: полицейский участок) с пожарной каланчой. Его шестиколонный портик несколько оживлял скромный пейзаж этой окраины. Но в середине XIX века здание было перестроено – оно превратилось в неуклюжую кирпичную громаду Коломенской пожарной части.

Вблизи площади, на Лоцманской улице, находится Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Часть его помещений до перестройки занимали корпуса провиантских складов, построенных В.П.Стасовым в 1820 году. Название улицы (она протянулся от площади Репина до реки Пряжки) объясняется тем, что тут, вблизи Финского залива, в XVIII-XIX веках находилась слобода, где жили лоцманы – специалисты по проводке судов по капризным фарватерам Финского залива, Невы и протокам в черте Санкт-Петербурга.

407П-МуЧаЧе8/7/2001 3:27:10 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

К.И.Росси поселился в этом доме в начале 1840-х годов. Дом принадлежал уже сенатору П.Д.Трофимову, купившему это строение у А.В.Путятиной, племянницы Клокачева. К тому времени этот дом числился в Третьей Адмиралтейской части столицы. «Путеводитель по Санкт-Петербургу и его окрестностям», изданный в 1843 году, так характеризует этот район:

«Первая и Вторая Адмиралтейские части как бы нарочно предназначены для жительства высшего класса общества. Присутственные места, канцелярия гражданского и военного управлений, обширные магазины, лавки и лучшие кондитерские сосредотачиваются в первых двух Адмиралтейских частях. Оттого и квартиры здесь гораздо дороже, чем в других частях.

... Третья Адмиралтейская часть отличается большей численностью и может называться главным пунктом промышленной деятельности Петербурга... Жители ее принадлежат к среднему и низшему классам общества, мещанам и крестьянам, производящим розничную торговлю. Внутренние помещения в домах, особенно дворы, малоудобны, тесны и даже отвратительны для глаз своей нечистотой».

Колоритный облик ее во второй половине XIX века дан Ф.М.Достоевским в повести «Бедные люди».
Макар Девушкин рассказывает в своем письме:

«Чтобы как-нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке. Вечер был такой темный, сырой... Дождя не было, зато был туман, не хуже доброго дождя... Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки, какой-нибудь слесарный ученик в полосатом халате, испитой, чахлый... с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, поджидавший купца на перочинный ножичек или колечко бронзовое, - вот какова была публика... Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где это все могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками и гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы... Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, надо головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня!»

Итак, Росси, украсивший своими творениями аристократические кварталы столицы, жил на ее некомфортабельной периферии. Когда он квартировал в этом доме, его неотступно преследовали семейные горести. В марте 1846 года в Ревеле (Таллинн) после долгой болезни умерла жена. В том же году в далеком Ливорно, в Италии, от чахотки умер его любимый старший сын Александр. Карлу Росси шел семьдесят первый год, силы были на исходе. Донимала нужда (не было денег на похороны жены, заложил все вещи). Великому зодчему пришлось пойти на то, чтобы (через агента) продавать билеты в принадлежавшую ему ложу во втором ярусе Александринского театра. Бывали неприятные инциденты: иногда случайные пользователи ложи Росси, мягко говоря, нарушали порядок, который должен был приличествовать императорскому театру. Старому архитектору приходилось объясняться.

Пятого апреля 1849 года Росси почувствовал себя плохо. Диагноз был неожидан и суров: холера... Спасти его не удалось. Утром 6 апреля он скончался. Его похоронили на Волковском кладбище.

Эта смерть прошла незамеченной. Только газета «Северная пчела» (№76 от 9 апреля 1849 года) кратко упомянула об этом. И еще: в «Календаре на 1850 год» было сообщение о смерти «коллежского советника Карла Ивановича Росси, архитектора, известного по постройкам многих публичных зданий в Санкт-Петербурге». Даже известный Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона (1890-1907 гг.) в соответствующем томе забыл упомянуть великого зодчего...


406П-МуЧаЧе8/3/2001 4:31:56 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Остановимся у дома №185 на набережной. Дом этот овеян светлой и грустной памятью о двух великих деятелях русской культуры. Здесь жил Пушкин, звезда которого восходила. Здесь спустя два десятка лет на закате жизни в тяжелой нужде и забвении кончил свои дни Карл Иванович Росси.

Этот дом принадлежал вице-адмиралу Клокачеву, командиру придворной флотилии при Александре I, позже занимавшему генерал-губернаторские должности в Архангельске и Вологде.

До сих пор остаются весьма загадочными отношения Клокачева и жены Павла I Марии Федоровны. Известно, что в Вологду, где в 1823 году скончался адмирал, срочно было направлено доверенное лицо вдовствующей императрицы с поручением забрать все бумаги покойного и доставить в Петербург. Что и было исполнено.

Пушкин поселился у своих родителей после окончания Лицея и жил в 1817-1820 годах. Тогда это здание было трехэтажным, на высоких подвалах (верхние этажи надстроены позднее). Пушкины занимали квартиру из семи комнат, по-видимому, во втором этаже. Три парадные комнаты своими десятью окнами были обращены на Фонтанку, остальные – во двор. По свидетельству соседа (жившего в первом этаже): «Дом их всегда был наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой – пустые стены или сломанный стул, многочисленная, но оборванная пьяная дворня с баснословной неопрятностью, ветхие рыдваны тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана».

Безалаберность быта родителей поэта усугублялась их постоянными распрями и скупостью отца. Александр занимал комнату окном во двор, где был небольшой сад. Сохранилось её описание, сделанное переводчиком В.А.Эртелем: « У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкою на голове. Возле постели на столе лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». В этой комнате Пушкин работал над поэмой «Руслан и Людмила», готовил к печати поэтический сборник. Однако когда поэма вышла отдельным изданием, Пушкин за свои стихи уже был выслан из Петербурга.


405П-МуЧаЧе8/3/2001 8:30:39 AM
Rownt --> (404) А вдруг эта прогулка будет сопровождаться фотографиями? :) Если Вы сможете их потом показать в этой диске, буду весьма благодарен :)

404Rownt8/3/2001 5:35:12 AM
Все....Стало не втерпеж. Завтра же лечу в Питер. В воскресенье буду на месте. Беру с собой распечатку логов и..."вдоль фонтанки..". Буду свою ребенку просвящать...

403Печальный Демон 7/31/2001 10:13:10 PM
= il Cattivo = --> (397)
Спасибо и взаимно.:-)

402Печальный Демон 7/31/2001 10:07:10 PM
И ещё небольшое дополнение.
Сегодня в Петербурге живут четверо участников того самого блокадного исполнения симфонии: Галина Ершова, Виктор Козлов ,Ксения Матус, Михаил Парфенов.


401Печальный Демон 7/31/2001 10:02:56 PM
Вот тоже небольшая история из жизни города и подвига его жителей.
Блокаду Ленинграда Шостакович встретил в городе. Её начало совпало с написанием Седьмой симфонии, к репетициям которой автор приступил осенью 1941 года. Когда исполнение героической симфонии
(9 августа 1942 года ,дирижировал К. И. ЭЛИАСБЕРГ)
транслировалось из блокадного Ленинграда, вся страна переживала трагедию заточенных в городе людей. Это был настоящий подвиг, поскольку голодные и истощенные музыканты ежедневно ходили на репетиции, предпочитая заниматься любимым делом, чем медленно умирать дома.Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою симфонию", - написал композитор.И ещё не большая подробность.Как раз на день исполнения произведения у немцов был запланирован вход в побеждённый и поверженный город,но как Вы понимаете это у них не получилось.

400Печальный Демон 7/31/2001 9:14:34 PM
Если будет интересно вот не большой экскурс в историю основания Мариинского театра.

14 октября 1860 года в Петербурге оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя" открылся Мариинский театр
Открытие в Петербурге русской оперы было очень важным и долгожданным событием. Но оперно-балетная труппа возникла в Петербурге значительно раньше. Ее история восходит к 1742 году, когда императрица Елизавета Петровна издала "высочайший указ" об учреждении в Петербурге русской оперно-балетной труппы. Первая постановка была представлена в 1783 году - опера Джованни Паизиелло "Мир луны". От времени возникновения труппы до постройки самого здания прошло почти сто лет. Поначалу спектакли ставились в Большом (Каменном) театре, который долгое время одиноко возвышался на Карусельной площади, как в то время именовалась нынешняя Театральная площадь .По повелению Александра II архитектором Альбертом Кавосом для труппы было построен новый театр на месте здания цирка, стоявшего напротив парадного подъезда театра Ринальди. Новый театр получил название Мариинского по имени императрицы Марии, жены Александра II. Мариинский театр со временем обрел повсеместную известность своими исполнителями. На его сцене пел прославленный Федор Шаляпин, танцевали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников.

399П-МуЧаЧе7/30/2001 2:27:34 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Заслуживает внимания отмеченный мемориальной доской дом №131 по набережной Фонтанки. В нем, в квартире №8, с 1950 по 1979 годы жил композитор В.П.Соловьев-Седой. Он написал более 400 песен, 6 оперетт и музыкальных комедий, музыку к 50 кинофильмам. В квартире композитора в кабинете с темно-красными стенами на открытых полках хранится его обширный архив: нотные автографы, письма, статьи.

С правой стороны по нашему движению в воды Фонтанки впадает Крюков канал, прорытый предпринимателем Семеном Крюковым в 1719-1720 годах от Невы до Мойки. В 1782-1787 годах канал продлили до соединения его с Фонтанкой. Предполагалось, что канал будет служить в качестве транспортной артерии. Но эти расчеты не оправдались. Вот почему перед первой мировой войной в Городской думе оживленно дебатировался проект засыпки Крюкова канала и создания ан этой трассе проспекта Николая II. (Обсуждалось также предложение о засыпке Екатерининского – ныне Грибоедова – канала и устройства на его месте проспекта Александра II).

Вблизи Фонтанки на набережной Крюкова канала примечателен дом №23. Он отмечен мемориальной доской, надпись на которой гласит: «В этом доме 6 мая 1800 года скончался великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов». На мраморе доски барельефный портрет Суворова работы скульптора Н.В.Дыдыкина, под ним – мечи: один – древнерусский, вложенный в ножны, другой – обнаженный, с орденом Суворова на рукояти. Доска установлена в 1950 году. Ее автор – архитектор И.И.Варакин.

Далее, на пересечении с Лермонтовским проспектом, над Фонтанкой навис Египетский мост. Одноименный, построенный в 1826 году мост (цепной, висячий, однопролетный), в январе 1905 года рухнул во время прохождения по нему эскадрона конногвардейского полка. Эту аварию пытались объяснить ритмичными ударами конских копыт. Но такое несостоятельное объяснение отвергнуто (лошади в ногу не ходят!). Причиной аварии (с человеческими жертвами) были раковины в металлических конструкциях моста. Спустя полвека, в 1955 году, на оси Лермонтовского проспекта был сооружен новый Египетский мост. Авторы проекта В.В.Демченко, П.А.Арешев и В.С.Васильковский использовали сохранившихся от прежнего моста чугунных сфинксов работы скульптора П.П.Соколова, установив их на гранитных пьедесталах. Мост украшен также чугунными обелисками с фонарями на кронштейнах, решетками художественного литья, розетками и другим декором. Длина Египетского моста – 44 метра, ширина – 27 метров.


398П-МуЧаЧе7/30/2001 9:30:50 AM
Trianon --> (394) Не в курсе :) Если просветишь - буду благодарен :)

397= il Cattivo =7/30/2001 9:20:09 AM
Печальный Демон --> (393) приветствую однофамильца ;о))

395П-МуЧаЧе7/30/2001 9:03:32 AM
Печальный Демон --> (393) С удовольствием выслушаем всё, что Вы захотите рассказть :)

394Trianon7/29/2001 9:20:46 PM
П-МуЧаЧе --> (392)
1800 м. Самый короткий маршрут?

Страницы: <<< 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 >>>
Яндекс цитирования