Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа — то, что мы почти совсем перестали петь хором. А если и поем, то несмело, а часто и неслышно, по-видимому, исходя из неразумной, непонятной мне мысли, что пение — искусство.
Наш салонный аристократ спрашивает даму, поет ли она. Старые застольные демократы говорили: "Пой!" — и человек пел. Я люблю атмосферу тех, старых пиров. Мне приятно представлять, как мои предки, немолодые почтенные люди, сидят вокруг стола и признаются хором, что никогда не забудут старые дни и тра-ля-ля-ля-ля, или заверяют, что умрут во славу Англии и ого-го-го-го.
Даже их пороки (благодаря которым, боюсь, многие слова этих песен оставались загадкой) были теплей и человечней, чем те же самые пороки в современном баре. Ричарда Свивеллера я во всех отношениях предпочитаю Стенли Ортерису. Я предпочитаю человека, хлебнувшего пурпурного вина, чтобы из крыльев дружбы не выпало пера, тому, кто выпил ровно столько же виски с содовой и просит не забывать, что он пришел один и на свой счет поить никого не обязан.
Старинные веселые забулдыги (со всеми своими тра-ля-ля) веселились вместе, и людям от этого было хорошо. Современный же алкоголик (без всяких этих тра-ля-ля) - неверующий отшельник, аскет-атеист. Лучше бы уж он курил в одиночестве опиум или гашиш. Но старый добрый хор хорош не только тем, что это народное искусство. Была от него и другая польза.
У хора — даже комического — та же цель, что у хора греческого. Он связывает эту, вот эту историю с миром, с философской сутью вещей. Так, в старых балладах, особенно в любовных, всегда есть рефрен о том, что трава зеленеет, или птички поют, или рощи цветут весной. Это — открытые окна в доме плача, через которые, хоть на секунду, нам открываются более мирные сцены, более широкие, древние, вечные картины.
У многих деревенских песен про убийства и смерть удивительно веселый припев, как пенье петуха, словно хор протестует против столь мрачного взгляда на жизнь. В "Беркширской беде" долго поется про злодейку-сестру и преступного мельника, но тут врывается хор:
А я буду верен любимой моей, Если не бросит меня
Это в высшей степени разумное решение должно обратить нас в мир нормального, напомнить нам, что не только беда есть в Беркшире. Несчастную девицу утопили, мельника (к которому мы успели искренно привязаться) — повесили, но рубином сверкает вино, цветут у речки сады.
Сердитое нетерпение застольного припева совсем не похоже на ту покорность судьбе, которую проповедуют гедонисты вроде Омара Хайяма. Но есть в них в общее: и там и тут человек выглядывает за пределы беды. Хор смотрит поверх голов утопленницы и повешенного и видит бесчисленных влюбленных, гуляющих по лугам.
Вот этого смягчения, очеловечивания мрачных историй совершенно нет у нас. Современное произведение искусства обязано, как говорят теперь, быть насыщенным. Не так легко объяснить, что это такое. Грубо говоря, это значит, что оно должно выражать одну идею, по возможности неверную.
Современные трагические писатели пишут в основном рассказы; если бы они писали пространней, где-нибудь да прорвалась бы радость. Рассказы эти вроде уколов: и быстро, и очень больно. Конечно, они похожи на жизнь — на то, что случается с некоторыми людьми в наш славный век успеха и науки.
Они похожи на болезненные, большей частью короткие современные жизни. Но когда изысканные натуры перевалили через страшные случаи и стали писать страшные книги, читатели заволновались и потребовали романтики. Длинные книги о черной нищете городов поистине невыносимы. У "Беркширской беды" есть припев. У лондонской его нет.
Люди обрадовались повествованиям о чужих временах и странах, обрадовались отточенным, как меч, книгам Стивенсона. Нет, я не так узок, я не считаю, что только романтики правы. Надо время от времени вспоминать и о мрачной нашей цивилизации. Надо запечатлеть смятение одинокого и отчаявшегося духа, хотя бы для того, чтобы в лучшие времена нас пожалели (а может, преклонились перед нами).
Но мне хотелось бы, чтобы хоть изредка вступал хор. Мне бы хотелось, чтобы после мучительной, как агония, нездоровой до жути главы врывался голос человеческий и орал читателю, да и писателю, что это еще не все. Упивайтесь жестокостью и сомнением, только бы вовремя звенел припев.
Например, мы читаем: "Гонория бросила томик Ибсена и тяжело побрела к окну. Она ясно поняла теперь, что ее жизнь не только сложней, но и холодней и неприютней, чем жизнь бескрылых мещан. И тра-ля-ля-ля!"
Или: "Молодой священник горько усмехнулся последним словам прабабушки. Он знал слишком хорошо, что с тех пор, как Фогт установил закон наследственной косматости козлов, религиозная этика строится на совершенно новых основаниях. И о-го-го-го-го!"
Или так: "Юриэль Мэйблум мрачно смотрел на свои сандалии. Он понял наконец, как бессмысленны и бесчеловечны путы, связывающие мужчину и женщину; понял, что каждый из них должен идти своей дорогой, не пытаясь перекинуть мост через бездну, разделяющую души". И тут ворвется оглушительный хор бессмертного человечества: "А я буду верен любимой моей, если не бросит меня".
Примечания: Данный текст воспроизведен по изданию: Честертон Г. К., Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Вечный Человек. Эссе / Пер. с англ.; Сост. и общ. ред. Н. Л. Трауберг. — СПб.: Амфора, 2000. В бумажном издании этой странице соответствуют страницы: 387-389.
Всем привет из Минска, родной Беларуси, где пахнет настоящим хлебом, где правильное молоко и пиво, где те самые кукурузные палочки, что были в детстве. Это ж надо, всё сохранить.
Он великий ленивец был, с чувством прекрасного и вечной тоской, что не умеет создавать нужные вещи. Не могу оторваться! у меня точно такое же ощущение, как у него. А ты ведь другой, наверняка. Сидим, вздыхаем с шефом. Она лечится Голсуорси. Мы не понимаем друг друга ни в чём, но в лекарствах - схожи :) книжные души! кресло-качалка - универсальная вещь, ага. Можно с ногами забраться.
lg --> (1996) это Ты про вчерашний песенный "Субботний вечер" ? ... не смотрел.. а Честертоном Ты меня .. ээ.. наверное увлечёшь-таки.. :) (а то ж я совсем не образованный, можно сказать - многого не читал, что надо бы было бы)
кресло-качалка - это "уют", "медитация" своеобразная.. психорасслабон,... и, своего рода "свобода".. но "чего-то не хватает" всё равно всегда, да! :))
кресло качалка - это одиночное плавание по волнам своих мыслей.. улёт! но вдвоём - ну никак (на колени только кошку или кота разве-что.. :) собака - и та только рядом с креслом-качалкой.. в общем медитация..
Нашла-таки в Lg-раде "Вечного человека" Честертона! Качалась с ним в старом кресле в старом доме под "Субботний вечер". И что ты думаешь?! Ящиковые герои окрасились неожиданным ореолом изящества! Каждая песня звучала гимном солнцу, детству и всему самому лучшему. Спасибо, Ёжка, за Остера, за ковыряние в носу и т.д.
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
ЭТА КНИЖКА ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ.
x x x
Кто не прыгал из окошка Вместе с маминым зонтом, Тот лихим парашютистом Не считается пока. Не лететь ему, как птице, Над взволнованной толпой, Не лежать ему в больнице С забинтованной ногой.
x x x
Если всей семьей купаться Вы отправились к реке, Не мешайте папе с мамой Загорать на берегу. Не устраивайте крика, Дайте взрослым отдохнуть. Ни к кому не приставая, Постарайтесь утонуть.
x x x
Не бери чужое, если На тебя глядят чужие. Пусть они глаза закроют Или выйдут на часок. А своих чего бояться! Про своих свои не скажут. Пусть глядят. Хватай чужое И тащи его к своим.
--> (1975) --> (1987) --> (1990) . . и ещё одна ПРЕКРАСНЕЙШАЯ BОZHJA KOROVKA !! :))) . . и под стать, кстати, номеру данного поста, . ипостасью своей чем-то напоминающему год 1991-й
песТня про "грани ушек" :) ........................................
Божья коровка - Гранитный камушек
В этот вечер снова ждет тебя другой, Это он украл любовь у нас с тобой. Не ходи к нему на встречу, не ходи, У него гранитный камушек в груди.
Он пусть ходит за тобою по пятам, Ты не верь его обманчивым словам. Он слова тебе красиво говорит, Только каменное сердце не болит. Он слова тебе красиво говорит, Только каменное сердце не болит.
Ты останешься одна среди берез, Ты прольешь еще не мало горьких слез. Он тебя не пожалеет не простит, Твое сердце разобьется о гранит. Он тебя не пожалеет не простит, Твое сердце разобьется о гранит.
Твое счастье разлетиться на куски, Ты с ума сойдешь от горя и тоски. Не ходи к нему на встречу не ходи, У него гранитный камушек в груди. Не ходи к нему на встречу не ходи, У него гранитный камушек в груди.
У него гранитный камушек в груди. У него гранитный камушек в груди.
Это - круто налившийся свист, Это - щёлканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох, Это - слёзы Вселенной в лопатках, Это - с пультов и флейт - Фигаро Низвергается градом на грядку.
Теперь приведём текст Ахматовой:
Это - выжимка бессонниц, Это - свеч кривых нагар, Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар...
Это - тёплый подоконник Под черниговской луной, Это - пчёлы, это - донник, Это - пыль и мрак, и зной.
В стихотворении Ахматовой было передано и впечатление от стихов В. Нарбута, которому оно посвящено. Передано обаяние малорусского пейзажа ("под черниговской луной"). Все, что попадает в очерченный тайный круг, названный в первом стихотворении, преображается, обретает особый смысл причастности к тайнам ремесла. ...... ...." ... (сору) Я.О. Глембоцкая, М.Н. Дарвин Русская словесность. - 2001. - № 3. - С. 10-14. http://www.akhmatova.org/articles/glembotskaia_darvin.htm
а ещё в этой радиопередаче на "Радио России", упомянутой тут --> (1986) говорилось, что диоптрий будет поменьше в очках, если потреблять ЗЕЛЁНЫЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ цвета, которые даёт нам СОЛНЦЕ.
такая вот простая "аЖбука ЖиЖни" меЖ дуделом подаётся по центральному радиоканалу ДЛЯ ВСЕХ
:)
и кстати, иннтересно, почему "матерные" песенки вызывают в худшем случае улыбку, а вот выделенные "Жирным Болдом" простые РУССКИЕ СЛОВА БРОСАЮТСЯ В ГЛАЗА, а??
lg --> (1982) интересное какое совпадение, точно в тему этим тут воп-росам --> (1985) --> (1984) --> (1983)
прямо сей момент на "Радио России" очередная "рекламная радиопостановка", убеждающая слушателей купить "лечебный прибор", (с выражением читают текст и вопросы задают "артисты" :) так вот рекла-мир-уют в данный момент ЛЕЧЕНИЕ ГЛАЗ ПРИ ПОМОЩИ СВЕТА! :)
эххма.. интересно тесно есно сно но о..
фразу - "светотеневая иннервация сетчатки глаз прибором, который нужно купить" - если отдельно произнести - это нормально.
а "светотеневая иннервация сетчатки глаз с помощью знаков (букв)" - это звучит как "нонсенс" что ли?? :)
эххммааа...
прогрессс... торговли...
"капс" им не нравится видите ли...
игрунцы-торгаши здоровьем..
ню-ню..
посмотрим ещё чуток, "что деньг рядущий нам гот овит"
lg --> (1982) и кстати, lgшка- путешественница! :)))
можешь ли объяснить "официальные" причины смены по всей России "провер-очных таб-лиц" для зрения (в офталь-молочки-ских каб-инетах) с бук-венных таб-лиц на "кружочки с б-оковы-ми с дыр-очками на четыре стороны"??
ПРИЧИНЫ?! что врачам объяснили - почему такие знаки выбраны были??
В тридевятом царстве жила lgшка- путешественница. Quakeла она в своём болоте, комариками питалась. А если hotelось ей мир посмотреть, друзья-аисты помоgoogle. Так меж дуделом и познакомилась она с тремя магами. Первый звался Белый№1. Второго кликали просто- Белый. А третий был чёрный, то ли Африка повлияла, то ли что, неведомо ей. Жил он в матрЁшке, звался серЁшкой, дружил со Скорпей Ёшкиной и воспитывал Ёшкиного кота.