Все дискуссии Новые Избранные Архив Авторизация Чат


Санкт-Петербург




Страницы: <<< 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 >>>




316П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/18/2001 5:06:15 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Пушкин в июле 1818 года был избран действительным членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (заметим, что Вольным оно называлось потому, что было неподвластно какому-либо правительственному учреждению). И 8 августа того же 1818 года поэт посетил Михайловский замок, где в одном из залов состоялось заседание Вольного общества. Кстати, это общество по месту его заседаний петербуржцы иногда называли Михайловским. Здесь в присутствии Пушкина 8 августа были прочитаны стихи В.К.Кюхельбекера и главы из «Записок» морского офицера В.Б.Броневского. Вторично (и в последний раз) Пушкин посетил заседание Вольного общества в Михайловском замке 19 сентября 1818 года.

Вскоре в замке разместилось Военно-инженерное училище, и с 1823 года он стал именоваться Инженерным. В учлище обучалис будущие писатели Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, выдающийся русский электротехник, изобретатель дуговой лампы Н.Н.Яблочков, физиолог И.М.Сеченов, композитор Ц.А.Кюи. Здесь получил образование выдающийся ученый, фортификатор, погибший в гитлеровском концентрационном лагере, - генерал Д.М.Карбышев.

Ряд помещений замка в XIX веке был занят Герольдмейстерской конторой. Это учреждение занималось сложной деятельностью, связанной с родовыми гербами. Владеть родовыми гербами имели право только дворяне. Герб представлял собой сочетание различных элементов, призванных символизировать происхождение рода, его заслуги, его значимость. В России родовые гербы появились в конце XVII века. После утверждения Петром Великим Табели о рангах (1722 г.) в состав дворянского сословия вливались новые и новые роды. Геральдика – наука о гербах. Приобрела большую значимость в России. В 1722 году был учреждена (состоявшая при Сенате) Геролдмейстерская канцелярия, ведавшая всем комплексом вопросов, связанных с Гербами. Было установлено, что для правомочности родового герба должны быть соблюдены следующие условия: 1) доказана подлинность происхождения и заслуг данного дворянского рода; 2) герб должен быть составлен в соответствии с требованиями геральдических правил; 3) герб должен утверждаться и быть зарегистрированным уполномоченным на это государственным органом. Таким упомянутым правительственным органом являлась учрежденная в 1722 году Герольдмейстерская контора при Сенате. Для утверждения герба представлялись должные документы, в том числе справка об истории и заслугах претендующего на герб дворянского рода и соблюдение в представляемом проекте герба всех правил геральдической науки. К красочному рисунку герба, представляемому на утверждение, прилагалось соответствующее описание с истолкованием всех его элементов. После изучения и утверждения этих представленных материалов герб обретал законную силу. Он изображался на фронтонах особняков богатых дворян, на воротах, на дверцах карет, на посуде, столовом серебре, на личных печатях и, наконец, на надгробиях... Естественно, что малоимущие дворяне свом родовым гербом практически почти не пользовались...

В 1917 году Инженерный замок стал пристанищем одного из боевых отрядов Временного правительства – добровольческого женского Ударного батальона смерти, которым командовала унтер-офицер и Георгиевский кавалер Мария Бочкарёва.

Это здание – великолепный памятник зодчества, одно из красивейших в Санкт-Петербурге. Каджый из четырёх фасадов получил своеобразную архитектурную трактовку. Главный фасад ориентирован на юг. На рубеже XVIII-XIX веков перед ним простиралась площадь – место излюбленных Павлом I парадов и разводов караулов. С таким назанчением площади хорошо сочеталась строгость оформления южного фасада замка. Въезд, обрамленный огромными примыкающими к стене обелисками темного камня и украшенный арматурой из воинских доспехов. Барельефы в тимпане фронтона, исполненные скульптуром П.Стаджи, изображают Историю, которая заносит на свои скрижали славу России. Дворцовая церковь и её вестибюль образуют полукруглый выступ в западном, обращенном на Садовую улицу фасаде. В церковь ведет сложная по конфигурации наружная лестница. Рассматривая этот фасад, мы обратим внимание на его левую часть. Над западными воротами замка размещалась библиотека Павла, а левее ее на том же этаже находились личные апартаменты императора, в том числе спальня, где произошла трагедия 11 марта 1801 года. Вдоль этого фасада был прорыт канал, названный Церковным. Он соединял Мойку и Воскресенским каналом, пролегавшим от фигурных проудов Третьего Летнего сада до Фонтанки. Каналами была окружена и Плац-парадная площадь перед южным фасадом замка. Все эти каналы были засыпаны в 1820-х годах, когда под руководством К.И.России велись обширные работы по реконструкции микрорайона Михайловского замка, и Садовая улица была продлена до Марсова поля. С несколько суровым оформлением южного фасада замка контрастирует его северный фасад, обращенный к Летнему Саду. Его формление более интимно. Два ризалита (выступа) его центральной части соединены колоннадой из колонн розового олонецкого мрамора. Высокий аттик (стенка над карнизом) декорирован скульптурой. Широкая лестница, нисходящая от колоннады, украшена изваяниями Геркулеса и Флоры на высоких постаментах. Относительно скромный восточный фасад замка оживлен выступом, образованным стенами размещенного за ним овального зала, предназначенного для императорской столовой. Вот почему обращенный на набережную Фонтанки восточный фасад замка нередко называют Столовым.

В начале 1990-х годов Михайловский (Инженерный) замок стал филиалом Русского музея. В 1994 году в Инженерном замке, занимая Воскресенский и Тронный залы, размещалась Центральная Военно-морская библиотека с ее уникальым книжным фондом.

Перед главным (южным) входом в Михайловский замок по приказу императора Павла установлен Памятник Петру I работы скульптора Б.-К.Расстрелли (отца великого зодчего). Первоначально памятник предполагалось поместить на площади перед зданием Двенадцати коллегий (то есть – у восточного фасада нынешнего Университета, на Стрелке Васильевского острова). Но дочери Петра царице Елизавете статуя не понравилась, и несколько десятилетий она находилась в амбаре Литейного двора. Это первая конная статуя в России. Пётр изображён полководцем-триумфатором, властным и грозным. Он увенчан лавровым венком – символом славы. В правой руке – жезл полководца. Горностаевая мантия ниспадает на меч, на рукояти которого - изображение льва. Вместо седла – покрывало, украшенное кистями. Конь выступает величаво и торжественно. Четырехугольный постамент (архитектор В.И.Волков) облицован мраморными плитами розового, зеленого и белого тонов. Постамент украшают бронзовые барельефы, запечатлевшие решающие битвы Северной войны: под Полтавой (1709г.) и на море у полуострова Гангут (1714 г.). Эти барельефы созданы группой ваятелей под руководством М.И.Козловского. На барельефе, изображающем битву под Палтавой, на первом плане – царь Петр, повернувшись к А.Д.Меньшикову, шпагой указывает на отсупающих шведов (которые, как писал Петр об этом сражении, «хребет свой показали»). В левой части барельефа – раненый король шведов Карл XII, которого на носилках уносят с поля боя. В небе парят гении победы, они трубят славу русскому воинству. На другом барельефе – сражение у Гангута (ныне этот полуостров называется Ханко). Слева изображен Петр на флагманском корабле. Справа – русские моряки на борту плененного шведского корабля поднимают флаг России. По приказу Павла I на постаменте сделана надпись: «Прадеду правнук» и указан год установки монумента – «1800».


315П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/18/2001 3:24:50 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Наконец, созрел заговор, возглавляемый высокопоставленными государственными и военными деятелями. Страх за свою судьбу, неприязнь и личная ненависть к Павлу толкали их на цареубийство. Оно было осуществлено в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Заговорищики сменили верные Павлу караулы в Михайловском замке. Собрались у командира Преображенского полка генерала П.А.Талызина. Многие тосты были подняты за успех предстоящего дела. А затем, находясь в значительном подпитии, участники пиршества распахнули окно и, взяв за углы скатерть с обилием блюд, вин, хрустальных бокалов и фарфоровой посуды, вышвырнули её на заснеженную улицу и двинулись к Михайловскому замку.
Противоречивы сведения о числе заговорищиков, проникших в царскую резиденцию. По одним данным – 180, под другим – 60...
Подавив внутренние караулы, почти не оказавшие сопротивления, заговорищики ворвались в спальню Павла. Постель его была пуста, император спрятался за каминным экраном. Отбросив экран, они увидели испуганного императора. Тот вскричал: «Что вам нужно?!» Князь Платон Зубов (последний фаворит Екатерины II) ответил, что его деспотизм сделался нестерпимо тяжелым для нации. Вот почему они здесь и требуют его отречения. Павел стал возражать. Спор длился около получаса. Многие заговорщики были пьяны, их не интересовал затянувшийся спор. А император говорил всё громче, сильно жестикулируя. И тогда брат Платона Зубова – Николай, человек громадного роста и необыкновенной силы, ударил Павла по руке и сказал: «Что ты так кричишь?..» Оскорбленный Павел оттолкнул левую руку Николая Зубова, и тогда пьяный заговорщик, сжимая в правом кулаке массивную золотую табакерку, нанёс удар в левый висок императора. Павел рухнул на пол. В ту же минуту камердинер Зубова вскочил ногами на живот лежащего Павла, а офицер Скарятин снял висевший над кроватью шарф императора и затянул его на шее упавшего. Павел стал задыхаться. Он с трудом поднялся с пола, попытался просунуть руку между шеей и стягивающим её шарфом, хрипя: «Воздуху, воздуху!» Кто-то из заговорщиков схватил несчастного за самые чувствительные части тела и стиснул их... Пронзительная боль заставила Павла выпростать руку из-под шарфа. Убийцы туго затянули шарф и поволокли по комнате бездыханное тело, злобно пиная его ногами... Ненависть заговорщиков к Павлу была столь острой, что они наслаждались истязая убитого. Труп Павла был настолько изувечен, что уборка тела, гримировка и другие процедуры потребовали более тридцати часов, и лишь после того тело Павла было показано убитой горем вдове... Для свержения павловского режима, как сказал один из современников, понадобилось всего два часа...
Наследник престола Александр Павлович жил в нижнем этаже Михайловского замка, занимал в нем весь угол, обращенный к Фонтанке и современному Летнему саду. Когда с Павлом все было покончено, сюда пришел один из главарей заговора. «Ступайте царствовать!» - сказал он Александру... На этом закончим повествование о печальной странице истории Михайловского замка.


312П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/15/2001 5:25:08 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

В свою новую резиденцию император Павел въехал 1 февраля 1801 года. Но здесь ему довелось прожить лишь около сорока дней...

Уже самое начало царствования Павла было ознаменовано публикацией нелепых распоряжений нового монарха. Офицерам запрещалось ездить в каретах (тлько верхом, или в санях, или на дрожках!). Всем обывателям предписано было носить косичку. Запрещалось ношение круглых шляп, сапог с отворотами, длинных панталон. Запрещались завязки на башмаках и на чулках (только пряжки!). Волосы приказывалось зачесывать только назад. При прохождении (или при проезде) вдоль фасадов царского дворца шляпу надо было нести в руках. При встрече с царской каретой надлежало (независимо от дождя или стужи) выходить из карет и делать глубокие реверансы. Запрещались бакенбарды, женщинам предписывалось не носить синие юбки с белыми блузами. Столь же строго запрещены были жилеты (Павел говрил, что от жилетов произошла Французская революция). В театрах апплодировать можно было только после того, как начнет апплодировать император. Во времена Екатерины Великой арест офицера применялся лишь в самых крайних случаях. После ареста следовал военный суд и изгнание провинившегося из армии (или из гвардии), а при Павле арест офицеров стал обычным, пустяковым делом. Малейшее нарушение распорядка, малейшая ошибка на параде немедля наказывались арестом. Отправляясь на строевые занятия (не говоря уже о парадах!) офицеры запасались деньгами и бельем – каждому грозил императорский окрик: «Налево кругом! В Сибирь шагом марш!...» Военные гауптвахты, свидетельствует современник, зачастую бывали совершенно переполненными арестованными офицерами и генералами. Вот, к примеру, перечень безумных выходок императора Павла лишь за несколько дней в 1800 году: 4 марта семь генерал-лейтенантов и двадцать восемь генерал-майоров уволены со службы; 7 марта один полный генерал, восемь генерал-лейтенантов и двадцать два генерал-майора уволены в отставку; 8 марта два полных генерала, один генерал-лейтенант и семь генерал-майоров уволены в отставку... Так что далеко не все приказы Павла были столь невинны, как его сумасбродные распоряжения вроде нижеследующего: знатным семьям обедать не в два, а в три часа пополудни... Перечень подобных поступков и распоряжений императора Павла может быть значительно продлен... И он, конечно, понимал, что такими способами не добиться всеобщей преданности монарху.

Михайловский замок казался Павлу надежным убежищем. Он стерегался выезжать за пределы Третьего Летнего сада, его прогулки верхом ограничивались этим пространством. Он перестал выезжать и на свидания со своей любовницей – княгиней А.П.Гагариной. По воле Павла она оставила дом своего мужа и поместилась в Михайловском замке, под самым кабинетом императора (их апартаменты соединялись потайной лестницей).

В интересах объективности следует сказать, что император Павел отнюдь не был чудовищем, лишенным каких-либо положительных качеств. Он был образованным человеком, в совершенстве владел французским и немецким (в меншьей степени – латинским) языками, обладал обширными знаниями в области истории, географии, математики. Отметим и то, что он был превосходным наездником. Нельзя умолчать о набожности Павла. В минувшем веке посетителям Инженернго замка показывали место, где Павел обычно стоял на коленях, погруженный в молитвы.

Современник и в свое время приближенный к императорскому двору Н.А.Саблуков (он в чине полковника командовал эскадроном конной гвардии) в мемуарах пишет, что император Павел был великодушным, готовым прощать обиды и признать свои ошибки. Он ценил правду, ненавидил ложь, заботился о правосудии, беспощадно пресекал злоупотребеления, в особенности казнокрадство и взяточничество. Но, к сожалению, эти качества подавлялись несдержанностью, чрезвычайной раздражительностью императора, его неразумной требовательностью безропотного повиновения. От малейшего противоречия он приходил в невероятный гнев. Нередко после таких выходок он сожалел о своей вспыльчивости, но всё же не имел силы воли обуздать свой нрав. Весьма своеобразно переплетались невероятные и смехотворные выходки императора Павла с его несомненным желанием торжества справедливости. Через несколько дней после вступления на трон Павел приказал: в нижнем этаже Зимнего дворца (куда он переселился из Гатчины) пробить и оборудовать окно, в которое каждый имел бы возможность опустить прошение на царское имя. Ключ от комнаты, в которой находилось окно, Павел хранил у себя и ежедневно в начале седьмого часа утра лично собирал поданные прошения, прочитывал их и накладывал резолюции. Резолюции эти публиковались в газете для объявления просителю. Нередко император приказывал сообщать ему о том, возымела ли действие его резолюция.

В царствование Екатерины II офицеры гвардейских полков стремилис жить в показной роскоши, что вело к неоплатным долгам и разорению. Эту роскошь Павел не терпел. Он запретил офицерам носить дорогие шубы и ранее общепринятые муфты. Введенный им офицерский мундир стоил не более 22 рублей. До воцарения Павла, по меткой характеристике знаменитого своими мемуарами ученого и писателя А.Т.Болотова (1738-1833 гг.), гвардейская офицерская служба нередко представляла собой «сущую кукольную комедию». И Павел, взойдя на трон, «начал пробуждение всех гвардейцев из прежнего их дремания, сна и лени. Все должны были совсем позабыть прежний свой и избалованный совсем образ жизни, но приучить себя вставать рано, быть до света в мундирах... наравне с солдатами быть ежедневно в строю». При Екатерине на военной службе нередко не столько служили, сколько в ней числились. Родители записывали в гврадейскую службу еще не родившихся детей. И, таким образом, у этих еще не родившихся гвардейцев шли «выслуга лет» и продвижение по службе. (Заметим, что Николай II возродил стародавнюю практику, правда, только в отношении своего сына. В 1900 году, получив от придворного прорицателя Филиппа Вашо, привезенного из Франции, долгожданную весть о том, что ожидающая ребенка царица принесет, наконец, наследника престола, приказал внести еще не рожденного сына в списки личного состава Конногвардейского полка. Но, вопреки предсказанию, царица разрешилась от бремени очередной дочкой. Штатный прорицатель был уволен. Лишь в 1904 году царица родила мальчика. К моменту рождения у него насчитывалось около четырех лет стажа в прохождении военной службы). Возвращаясь к событиям павловского времени, скажем еще, что до его реформ взрослые мужчины, записанные в гвардию, в большинстве случаев не служили, а лишь числились в строю, проводя время в своих имениях. После воцарения Павла немедля были отчислены из армии все лица, которые лишь значилис в полках, получая жалованье и повышения в чинах. Запрещено было числить в полках младенцев и неродившихся. Кстати, отчисление от полков малолетних и еще не родившихся было произведено остроумно: все они, состоявшие в списках, были вызваны на царский смотр и уволены «за неявкою»... После такой чистки только в одной конной гвардии из списков был исключен 1541 фиктивный офицер. Павел повел также энергичную борьбу с злоупотребелениями службой, взяточничеством и бюрократизмом. Ко времени его воцарения только в Сенате находилось около 11 тысяч дел, не рассмотренных на протяжении многих лет. Павел заставил руководителей канцелярий, департаментов, коллегий работать с пяти часов утра до глубокой ночи, чтобы разобрать эти дела и принять по ним справедливые решения. Для снижения цен на подорожавший хлеб Павел приказал продавать хлеб в казенных магазинах. Частные (таких было большинство) хлебопекарни не выдержали конкуренции, произошло очень значительное удешевление хлеба. Была удешевлена также и соль. По инициативе Павла принимались меры для сбережения лесов. Начались торговые отношения с Америкой. Как видим, Павел не был лишен практического ума. Некоторые его побудительные мотивы отличались добрыми намерениями.

Однако, гораздо чаще он давал волю своему бешеному и сумасбродному характеру. Н.М.Карамзин в «Записках о древней и новой Руси» писал, что император Павел «господствовал всеобщим ужасом, не следуя уставам, кроме своей прихоти». Это не могло не породить ненависти к нему. Известны тридцать попыток покушения на его жизнь...


311П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/15/2001 1:00:42 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Продолжая нашу прогулку, перейдем через мост над истоком реки Мойки – он построен в 1820-х годах по проекту инженера П.П.Базена. Слева от нас – мост через Фонтанку. В старину тут находился лодочный перевоз. Лишь в 1823-1825 годах на этом месте построили эффектный мост, висевший на цепях. В начале XX века возникла необходимость проложить по мосту трамвайные рельсы. Но конструкция его не была рассчитана на пропуск сравнительно тяжеловесных трамвайных вагонов. Поэтому в 1908-1912 годах на месте Цепного моста по проекту инженера А.И.Пшеницкого и архитектора Л.А.Ильина возвели ныне существующий Пантелеймоновский мост. Авторы, использовав мотивы классицизма, декорировали мост арматурой из воинских доспехов. Длина моста 43 метра, общая ширина его 23,4 метра.

За Мойкой возвышается одно из прекраснейших зданий Санкт-Петербурга – Инженерный замок.

Сменивший на троне Екатерину II её сын Павел боялся жить в Зимнем дворце, где многое напоминало ему о дворцовых заговорах и переворотах. И в 1797-1800 годах по его приказу возвели замок на территории Второго Летнего сада, который располагался чуть южнее Первого Летнего сада, примыкая к нему. Третий Летний сад – это нынешний Михайловский сад. Был и Четвертый Летний сад, от него сохранились лишь немногие деревья между зданием бывшего Екатерининского института – ныне филиал Российской Национальной библиотеки (дом №36 по набережной Фонтанки) и домом №57 на Литейном проспекте.

Этот замок-крепость повелением Павла был назван Михайловским – в честь архистратига (ангела высшего чина) Михаила. Как сообщается в древних христианских сказаниях, он первым поразил восставшего против Бога сатану – дъявола Люцифера. Кстати, на Руси архистратиг Михаил почитался и как покровитель полиции.

Авторство здания, как принято считать, принадлежит зодчему В.Ибаженову, при активном участии В.Бренны. Потайные ходы внутри замка, окружавшие его земляные валы и каналы с подъемными мостами казались Павлу надежной защитой от возможных покушений на его особу. И, надо сказать, у императора Павла были весомые основания принимать меры для обеспечения своей безопасности. От торопился покинуть Зимний дворец. Строительство велось ускоренными темпами. Для новой резиденции императора выламывался драгоценный паркет из залов Таврического дворца, ранее принадлежавешго ненавистному Павлу фавориту Екатерины князю Г.А.Потемкину; к месту строительства Михайловского замка тянулись бесчисленные телеги с кирпичем от возведенного недавно в Пелле дворца с мраморными плитами, приготовленными для облицовки второго этажа тогда еще недостроенного здания Исаакиевского собора (предшественника современного одноимённого храма). Взамен увезенных на строительство Михайловского замка мраморных плит верхний этаж Исаакиевского собора был уродливо облицован кирпичём... Это дало повод современнику (по-видимому, капитану-лейтенанту Акимову) сочинить сатирически острое двустишие:

Двух царствований памятник приличный –
Низ мраморный, а верх кирпичный.

Заметим, что двустишие это нередко дается в разных вариантах. Это объясняется тем, что эти две строки были написына на французском языке на дощечке, кем-то прибитой к дверям еще не законченного строительством Исаакиевского собора. Известны несколько вариантов перевода этих двух строк французского текста... Приводимый здесь – наиболее приближен к оригианалу.

Ещё не сказано последнее слово о том, какова была роль каждого из названных выше зодчих при возведении Михайловского замка. Заметим, что существует версия, утверждающая, что первые наброски облика фасадов Михайловского замка (все фасады совершенно различны!) сделал сам Павел.

К сожалению, великолепное художественное оформление интерьеров замка сильно пострадало, в большинстве помещений оно утрачено. Но, пожалуй, лучше других сохранился интерьер освященной в 1800 году дворцовой церкви (фасад со стороны Садовой улицы) с великолепным иконостасом, выполненным из лазурита, порфира и черно-белого мрамора. В нём представлены прекрасные живописные работы: по обеим сторонам Царских ворот – изображения Богоматери и Спасителя, на боковых дверях алтаря – архангелов Михаила и Гавриила. Над Царскими вратами запечатлена «Тайная вечеря» кисти талантливого живописца Ивана Акимова. Здесь же – замечательное творение выдающегося мастера Андрея Иванова «Моление о чаше». В начале 1990-х годов реставраторы возвратили стенам храма первоначальную светло-голубую окраску, отреставрировали плафоны и мраморные барельефы.


310П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/14/2001 4:20:10 PM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Летний сад и Летний дворец, как уже говорилось, были центром общественной жизни Петербурга, здесь устраивались учрежденные Петром I в 1718 году ассамблеи – собрания. По заранее составленным «графикам» периодически (около двух раз в неделю) ассамблеи проводились также в домах знатных жителей Петербурга.

Правом посещения ассамблей пользовались все вольные люди – не только дворяне, но и купцы и даже «начальные» мастеровые, солдаты, матросы. Однако, лакеям и слугам вход был запрещен. Хозяину ассамблеи воспрещалось встречать и провожать гостей, он обязан был предоставлять помещения, угощение, напитки, шахматы, шашки и другие настольные игры. На ассамблеях не допускалось чинопочитание, тут царила полная свобода поведения и общения. Во многом благодаря ассамблеям в Петербурге создавалась «людскость» - общительность, которой не знала допетровская Русь.

Женщины получили право наравне с мужчинами участвовать в ассамблеях. Правда, случались, по-видимому, досадные оплошности, о чём свдидетельствует любопытный петровский указ: «Замечено, что жены и девицы, на ассамблеях являющиеся, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указую: впредь перед ассамблеей мыться в бане с мылом, со тщанием и не только за чистотой верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

Непрестанно заботясь об убранстве Летнего сада, император решил украсить его фонтанами со скульптурными группами на сюжеты Эзопа – древнегреческого баснописца (раба по преданию). Скульптуры эти, отлитые (по-видимому, в 1721 году) из свинца и позолоченные (их насчитывалось больше шестидесяти), размещались на аллее у берега Фонтанки, вблизи нынешнего Кофейного домика. У входа на аллею была установлена вызолоченная статуя горбатого Эзопа в натуральную величину. Пётр учёл, что не все посетители Летнего сада знают сюжеты басен Эзопа, и поэтому, как свидетельствует современник, повелел «подле каждой фигуры поставить столб с белой жестью, на которой четким русским письмом написана была каждая басня с толкованием». Пётр любил эту аллею, «он часто прохаживался там один по целому часу». Для снабжения фонтанов водой, вероятно в 1719-1720 годах, построили водовзводную, в два этажа, башню на переброшенной через Фонтанку арке. Именно в этой связи возникло название – Фонтанная река или проще – Фонтанка... Наводнение 1777 года – одно из самых разрушительных в истории Санкт-Петербурга, повредило фонтаны, и вскоре после того их разобрали и, вероятно, отдали в переплавку.

Во второй половине XVIII века Летний сад оказался причастным к отечественной агрономии. В статье, напечатанной 7 сентября 1764 года в «Санкт-Петербургских ведомостях», рассказывалось, что «в здешнем императорском саду... старший садовник Эклебен прошлого года посеял на небольших полосках пшеницу и рожь на пробу искусства своего в размоножении разного севу. Сие так ему удалось, что почти всякое зерно взошло многочисленными колосами наподобие кустов». И, для примера, газета сообщила, что в одном из кустов «из единого посеянного зерна вышло 2375 зерен». Статья констатировала, что «и в наших северных краях натура в рассуждении хлеба плодовитее быть может старательным искусством». Газета рекомендовала продолжить опыты «в знатном количестве для общей пользы». Как и следовало ожидать, придворный садовник Андрей Эклебен не получил государственной поддержки, несмотря на опубликованное в печати предложение – биться об заклад (под залог всего своего имущества, движимого и недвижимого!) «для лучшего уверения, что всё сие производится без всякой хитрости и подлогу». Летний сад, конечно, не предназначался для агротехнических экспериментов...

Южный вход в Летний сад в 1839 года украшает декоративная ваза, изваянная в шведском городе Эльфдале из розового порфира. Высота её 4,85 метра. Ваза не мнолитна – она собрана из пяти отдельно выточенных частей. Это – подарок Николаю I от шведского короля Карла-Фридриха-Иоанна.

В 1885 году, в дни, когда отмечалось десятилетие со дня смерти великого баснописца, в Летнем саду был открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову, сооруженный на собранные по подписке народне средства. Этот монумент – последняя крупная работа выдающегося скульптора П.К.Клодта. Общий эскиз памятника и рисунки горельефов для пьедестала выполнил друг П.Кклодта – художник А.А.Агин, прославленный иллюстратор «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. На постаменте памятника предствалены персонажи тридцати шести басен И.А.Крылова (из общего числа окло двухсот, созданных баснописцем). Так, на лицевой стороне пьедестала представлены «проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка» - герои знаменитой басни «Квартет». Несколько выше – главный персонаж басни «Лиса и виноград» и т.д. Окаймляющая памятник ограда – более поздняя, она сооружена лет черз двадцать после открытия монумента, чтобы предотвратить порчу бронзовых горельефов


309П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/14/2001 9:23:49 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Прогуляемся по Фонтанке, начиная от её истока, идя по правой, нечётной стороне набережной.

Здесь через неё переброшен Прачечный мост – это первый трёхпролётный мост в городе. Название своё он получил в связи с тем, что во время его постройки вблизи, на левом берегу Фонтанки, на углу нынешней улицы Чайковского, находился Прачечный двор, проще сказать – дворцовые прачечные. Мост сооружён в 1766-1768 годах Т.И.Насоновым, возможно по проекту архитектора Ю.М.Фельтена (сына повара Петра I). Длина моста 40,9 метра. Мост сохранился до наших дней без всяких изменений, лишь несколько смягчены уклоны его проезжей части. Плавные очертания арок моста эффектно замыкают перспективу Фонтанки в сторону Невы.

Здесь же, у истока Фонтанки, расположен Летний сад. Это один из самых интересных и поэтических уголков Петербурга. Он – свидетель жизни многих ушедших поколений.

В летнем саду находится одноимённый дворец. Первоначально на его месте в 1703 году возвели деревянное строение для летнего проживания царя Петра. Нынешнее двухэтажное здание Летнего дворца построено по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого их этажей одинакова – и в первом, и во втором этажах по шести залов, а также по кухне, коридору и комнате для дежурных денщиков или фрейлин.
В первом этаже находились комнаты Петра I, во втором – его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанные изразцом кухни, вестибюль, украшенный художественной резьбой, архитектурное убранство Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи и живопись на потолках.

В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра I, токарные станки, сконструированные механиком А.К.Нартовым. Этот выдающийся мастер конструировал станки для самого императора.

После смерти Петра I в Летнем дворце часто заседал Верховный Тайный совет – высшая власть в стране в 1727-1730 годах. В середине XVIII века здесь размещались мастерские и, говоря современным языком, общежитие дворцовых белошвеек. В конце XVIII века и в начале XIX века
Летний дворец использовался как дача для перебургских сановников.

Летний сад раскинулся на площади 11,7 гектара, отделён от набережной Невы прекрасной оградой, сооружённой в 1770-1784 годах по проекту Ю.М.Фельтена (по-видимому, при участии П.Е.Егорова). Тридцать шесть монументальных колонн-монолитов из гранита, украшенных ритмично чередующимися вазами и урнами, сединены звеньями изумительно легкой на вид, словно парящей в воздухе решетки, - это один из лучших в мире образцов художественной обработки (литья и ковки) металла. Сохранилось любопытное свидетельство о том, что в начале XIX века в воды Невы вошла английская яхта и стала на якорь у Летнего сада. Владелец яхты – лорд и меценат, не сходя на берег, восхищенно осмотрел ажурную решётку сада и... приказал выбирать якорь, брать курс на Лондон. Лорд заявил с удовлетворением, что цель его путешествия достигнута и ничего более прекрасного увидеть нельзя... В 1920-х годах американские бизнесмены за эту ограду Летнего сада предлагали 100 паровозов, так необходимых тогда для нашей страны, разорённой гражданской войной и иностранной интервенцией. Но народных комиссар просвещения А.В.Луначарский от имени Советского правительства категорически отверг это предложение.

Работы по сооружению Летнего сада начались в 1704 году. Сад создавался в «регулярном» стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. Для убранства сада со всех концов России и из западноевропейских стран доставлялись редкостные деревья и цветы, мраморные изваяния. Петр I не жалел средств для Летнего сада – центра общественной и культурнй жизни Петербурга того времени, он мечтал создать сад «лучше, чем в Версале у французского короля».

Петр приобрёл для Летнего сада найденную в Италии античную статую Венеры (III век до нашей эры). Изваяние вначале поступило в Ватикан, и папа Римский отказался уступить его России. Тогда Петр I предложил обменять эту статую языческой богини любви на вывезенные из Ревеля (ныне Таллин) «мощи» монахини Бригитты, которую католическая церковь считала святой. Заметим попутно, что на окраине Таллина сохранились руины монастыря, где несколько веков пребывала Бригитта. По несколько измененному её имени местность в районе этого монастыря именуется «Пиритта». Отказ от предложенного Петром обмена уронил бы престиж папы Римского в глазах набожных католиков. Обмен состоялся, статую Венеры доставили в Летний сад. Впоследствии она хранилась в Таврическом дворце и в связи с этим получила наименование Венеры Таврической, а с 1950 года находится в Государственном Эрмитаже (ныне в зале №109).

Многие из скульптур, укращающих Летний сад, установлены здесь еще в начале XVIII века. Ваятели и художники того времени умело использовали язык аллегорий. В этом плане характера выполненная скульптором П.Баратта в 1722 году по заказу Петра I стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа – аллегорическое изображение победы России над Швецией в Северной войне (1700-1721 годы). Центральная фигура в виде юной женщины с рогом изобилия в левой руке символизирует Россию, а опрокинутый факел в правой руке – окончание войны. Статуя Победы с пальмовой ветвью – символ мира, ногой она попирает поверженного льва (символизирующего Швецию).

Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьей канавки скульптурная группа «Амур и Психея». Один из мифов Древнего Рима (пересказанный во II веке Луцем Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви Амура. Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не должна была видеть его лица. Злые сестры внушили Психее, что муж её – отваратительное чудовище. Ночью Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и поразить его ударом кинжала. На брачном ложе она видит прекрасного Амура, и ненависть уступает место любви... Но нарушен запрет, и Психее отныне не суждено встретить любимого. Это изваяние создано в конце XVII века, автор его неизвестен. Скульптурная группа ассиметрична: откинувшийся влево спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему так порывисто, что, кажется, трепещет в воздухе край её плаща. Вся эта композиция – характерный образец стиля барокко.

Многие статуи Летнего сада не сохранились, иные изваяния перемещены. В частности, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году В.П.Стасов, восстанавливая Главную («Посольскую») лестницу дворца, декорировал её взятыми из Летнего сада четырьмя мраморными статуями.


308П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/14/2001 9:20:22 AM
Прогулки по Петербургу.

Вдоль Фонтанки.

Фонтанка – одна из 93 реки протоков Петербурга (а кроме нее, в городе более 20 каналов, свыше 100 прудов и озер). В древности эту реку называли безымянный ёрик (заметьте: без прописной буквы). Ёриком тогда именовали малые речки, которые вытекали из большой реки и в неё же впадали. Такова Фонтанка – она берет начало от Невы, охватывает дугой центральную часть города и вновь впадает в Неву у Финского залива.

Берега этой реки были обжиты давно. В XVII веке у истока безымянного ёрика стояли деревни Враловщина и Кандуя, ниже по течению, на месте нынешнего Александринского театра – деревня Усадница, а возле устья – деревня Калина. Это обозначение сохранилось в наименовании моста у площади Репина.

Однако в районе современного Вознесенского проспекта и прилегающих к нему улиц даже в 1720-х годах между Фонтанкой и современным каналом Грибоедова простиралось обширное топкое болото, поросшее мелким кустарником.

Современное название Фонтанка получила вскоре после 1719 года от фонтанных труб, которые были протянуты над ней и вели воду от Лиговского канала (засыпанного в 1890-х годах) к фонтанам Летнего сада. До того в Санкт-Петербурге эта речка называлась Малой Невой.

Старинные карты свидетельствуют, что безымянный ёрик (да и Малая Нева) протекал по поросшей лесом и кустарником местости, он был мелководным, болотистым протоком, местами значительно шире нынешней Фонтанки. В наши дни ширина этой реки составляет от 35 до 70 метров, глубина её от 2,6 до 3,5 метра. А общая её протяженность – 6,7 километра.

До середины XVIII века Фонтанка фактически являлась юго-восточной границей города, центр которого с Петербургской стороны переместился на Адмиралтейский остров. За Фонтанкой находилась Московская сторона. В стоявших на берегах Фонтаник лесах укрывались разбойники, нападавшие на прохожих и проезжих. И плиция приказала владельцам дач на Фонтанке вырубить прилегающий лес, «дабы ворам пристанища не было».

Лишь во второй половине XVIII века, когда граница Санкт-Петербурга отодвинулась к нынешнему Загородному проспекту, Фонтанка оказалась внутри городских границ.

В 1780 году под руководством военного инженера Ф.В.Баура (Бауэра?), приглашенного Екатериной II из Германии, началось сооружение гранитных набережных Фонтанки. После смерти Баура строительство завершили инженеры И.Борисов и К.Модерах.
На этой стройке в 1787 году произоошла едвал ли не первая рабочая стачка в столице России. Свыше четырёх тысяч работных людей было занято забивкой свай и облицовкой берегов камнем. Непомерно тяжкий труд и грошовая заработная плата вызвали возмущение. Рабочие послали к Зимнему дворцу 400 «челобитчиков», поручив им просить у Екатерины II защиты от произвола подрядчика. Дело кончилось тем, что делегатов посадили под стражу «за учинение скопа и заговора».

Фонтанка вошла в историю Петербурга как важная городская магистраль, запечатлевшая основные этапы формирования архитектурного облика города, набережные её связаны с важными истоическими событиями, с жизнью и деятельностью многих выдающихся лиц в истории России.


307П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/14/2001 9:17:05 AM
Лето - время путешествий. Уверен, что в Питер соберутся приехать многие отльцы. Их вниманию, да и всем, кому это просто интересно, предлагаю несколько скомпилированные выборочные главы из книги "Прогулки по Петербургу", автор П.Я.Канн.

304SherryВыборкаИнфоПочта 6/8/2001 3:30:14 PM
Деми --> (303) Я бы добавила вот так :) Почему-то ФиТиваль. Для них пиво - фетиш? ;))

303ДемиВыборкаИнфоПочта 6/8/2001 2:46:19 PM
Прошу прощения, но Пивной фестиваль будет 10 июня 2001 года.

302±MNNN Нелюбимый КотВыборкаИнфоПочта 6/6/2001 8:45:56 PM
П-МуЧаЧе --> (301) Гидрик --> (300)
Это... А отмечать когда бум??? Диплом-то??? ;о)))))

301П-МуЧаЧеВыборкаИнфоПочта 6/6/2001 8:24:49 AM
Гидрик --> (300) Вот, что я Вам скажу, уважаемая :) Во-превых, поздравляю с защитой диплома :))) Во-вторых, заезжали бы в гости. Там и разберемся, кому что будет... и сколько :)

300ГидрикВыборкаИнфоПочта 6/4/2001 5:13:19 PM
Скажите уважаемый учитель....какое место в Питере самое посещаемое, и какое не осещаемое! И что нам всем за это будет?:)))))

299±MNNN Нелюбимый КотВыборкаИнфоПочта 5/30/2001 3:31:12 PM
Alex-99 --> (298)
Есть. И очень много. Версии ранжируются в диапазона от 4 до 96 градусов... ;о)))

298Alex-99ВыборкаИнфоПочта 5/30/2001 3:55:54 AM
±MNNN Нелюбимый Кот --> (297) интересная версия :))

Еще версии есть?

297±MNNN Нелюбимый КотВыборкаИнфоПочта 5/29/2001 11:36:45 PM
Alex-99 --> (296)
Могилы расположены хаотично потому что кто-то слишком любит пиво... ;о))))

296Alex-99ВыборкаИнфоПочта 5/29/2001 1:14:20 PM
Я тут во время февральского посещения сподобился побывать в Петропавловской крепости... внимание вопрос, почему тамошние могилы расположены как-то хаотично? Или там все-таки присутствует какой то смысл именно в таком их размещении, но просто он ускользнул от моего внимания? Может, найдется добрый человек, просветит меня... мое спасибо гарантировано, вопрос материального вознаграждения в виде n-го количества пива обсудим позже :)

295= il Cattivo =ВыборкаИнфоПочта 5/25/2001 11:56:19 AM
Спасиб ,Свет ))
Но как всегда - самое важное - последней строкой, мелким шрифтом на полях ))))

Но какое-то от всего этого ощущение ... как от пира во время чумы .. а может это я просто не привыкший? ))

на 12-00 пик активности. Невский, Дворцовая, Восстания, Петергоф ... разводят народ, чтоб не толпились )) и это правильно ))

294ДемиВыборкаИнфоПочта 5/25/2001 11:01:14 AM
День рождения Санкт-Петербурга

Программа на 27 мая 2001г.:
10:00 - церемония возложения цветов к памятнику Петру I на площади Декабристов ("Медный всадник").
10:15 - пятый губернаторский смотр кадетских корпусов (у "Медного всадника").
12:00 - старт "карнавал-парада" от площади Восстания до Дворцовой площади.
12:00 - "Парад парусов" и гребная регата на приз петровского фрегата "Штандарт" у Петропавловской крепости.
13:30 - поздравление губернатором Санкт-Петербурга горожан с Днем города (Дворцовая площадь). Карнавал-парад.
14:00 - "Город мастеров" на Заячьем острове.
14:40 - награждение победителей Карнавал-парада на Дворцовой площади.
15:00 - танцевальный марафон "Танцующий город" на Дворцовой площади.
23:00 - праздничный фейерверк.
12:00 - пуск фонтанов в Петергофе.

В период с 27 мая по 3 июня 2001 года Санкт-Петербург становится карнавальной столицей мира 2001.
В Смольном прошла рабочая конференция на тему "Санкт-Петербург - Карнавальная Столица Мира -2001". В период с 27 мая по 3 июня 2001 года Санкт-Петербург становится карнавальной столицей мира 2001, поскольку именно в Санкт-Петербурге состоится XXI Конвенция Ассоциации европейских карнавальных городов (FECC) - организации, объединяющей на сегодняшний день 46 стран мира. Ожидается приезд делегаций и карнавальных лидеров более чем из 30 стран.
1 июня, в День защиты детей, состоится Международный детский карнавал на Васильевском острове и ночной карнавал-парад на Невском проспекте.
2-3 июня в Пушкине (Царское Село) пройдет VII Международный Царскосельский Карнавал губернатору обрежут галстук. Это предусмотрено сценарием Карнавал-парада, который пройдет 27 мая в День города на Невском проспекте и Дворцовой площади. После церемонии отрезания галстука, как символа чопорности и официоза, губернатор примет "Карнавального Фельдмаршала" и даст сигнал к началу карнавала. Программа первого дня карнавала насыщена шествиями, концертными выступлениями, конкурсами, пиротехническими эффектами.
28 мая в Смольном губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев примет делегацию Конвенции европейских карнавальных городов, а вечером в Екатерининском дворце (г. Пушкин) пройдет торжественная церемония открытия ХХI Конвенции FECC. В дальнейшем праздник переместится на Васильевский остров и в Павловский парк. Карнавальная неделя завершится 3 июня Фестивалем фейерверков на Большом пруду Екатерининского парка.
1-ый Петербургский карнавал на Невском и Дворцовой

Пивной фестиваль - 16 июня.

Страницы: <<< 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 >>>
Яндекс цитирования