В сообщении №340 упоминается "парнорама Невского проспекта" В.С.Садовникова. Мне удалось найти только её фрагмент. Может быть, кто-то знает, где (в сети) можно посмотреть всю панораму?
Дом №27 по набережной Фонтанки сооружен около 1788 года для одного из первых бургомистров северной столицы – Гаврилы Степановича Зимина. Он умер в 1806 году и в 1810-х годах дом перешел в собственность министра финансов Д.А.Гурьева (рецептом своей знаменитой манной каши с фруктами, миндалем и специями граф был известен не менее, чем служебной деятельностью). В 1825 году принадлежавший Гурьеву дом арендовал австрийский посол Лебцельтерн, женатый на Зинаиде Лаваль – родной сестре жены С.П.Трубецкого, одного из лидеров декабристского Северного общества. Сразу после поражения восстания на Сенатской площади здесь находился С.П.Трубецкой и в ночь на 15 декабря был арестован.
В 1903 году от наследника Гурьева дом перешел к княгине М.А.Шаховской. В 1930-х годах по решению Ленинградского исполкома дом надстроили двумя этажами. Также на два этажа поднялся дом №29/66.
На знаменитой литографской ленте «Панорама Невского проспекта», созданной в 1830-х годах на основе акварелей В.С.Садовникова, на месте современного углового дома №29/66 изображен трехэтажный дом, построенный купцом Петром Шаровым в 1806 году. Ранее земельный участок, занятый домом, принадлежал поэту и вельможе Г.Р.Державину, но он решил строиться в другом месте и продал землю П.Шарову. На панораме этот дом четко прорисован, над первым этажем, на углу, висит двуглавый орел и здесь же вывеска: «Аптека». Орел свидетельствовал, что аптека не частная, а государственная. Это старейшая аптека Санкт-Петербурга. Первоначально она помещалась в Петропавловской крепости, в 1730-х годах ее перевели в здание на углу нынешних Миллионной улицы и Аптекарского переулка (по аптеке он получил свое название). Дом на Миллионной для аптеки в 1732 году построил Доменико Трезини, в 1789-1796 годах его перестроил Джакомо Кваренги. Вскоре после сооружения (по проекту В.П.Стасова в 1817-1819 годах) знания казарм Павловского полка на Марсовом поле соседний дом, в котором находилась аптека, передали под квартиры для офицеров, а аптеку перенесли к Аничкову мосту. Здесь входо в аптеку был не с угла, а с Невского проспекта – на картинке панорамы хорошо видно, что над второй дверью от угла находится вывеска: «Вход в аптеку». Размещалась аптека на втором этаже. Кстати, другие вывески на этом угловом доме свидетельствуют, что в помещении нынешней булочной (на углу Караванной улицы) размещался магазин под неопределенной вывеской: «Продажа разных товаров», находились здесь и красильня, и часовая фабрика, и мужской портной, и французский, и итальянский магазины... В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И.Лихачев поручил архитектору А.В.Иванову перестроить дом, сделать его пятиэтажным, приспособленным для сдачи внаем мебелированных комнат. Со стороны Караванной улицы находился вход в размещенную в этом доме гостиницу «Париж». В ней 27 февраля 1881 года, за два дня до убийства народоваольцами Александра II, был арестован А.И.Желябов – один из лидеров партии «Народная воля» (именно поэтому в советский период Караванная улица называлась улицей Желябова). В годы перед Великой отечественной войной в первом этаже здания находился Дом десткой и юношеской книги, позже разместилась Книжная лавка писателей. В 1970-х годах при капитальном ремонте здания было существенно реконструировано: возобновлены лепные украшения на фасадах, балконные ограды и другие элементы внешнего декора.
П-МуЧаЧе --> (332) Просматривая фотографии любезно предоставленные господином WOL мы обнаруживаем фотографию Петропавловской крепости над которой возносится к небесам шпиль Петропавловского собора - усыпальницы монарших особ и их законнорожденных отпрысков, но вот что интересно хоронили их как то весьма своеобразно.... в общем неужели никому из Питерцев не пришел в голову вопрос почему там все так безсистемно?
П-МуЧаЧе --> (328) да, я знаю .. я ж там жил недалеко ... плюс там теперь здание оргкомитета ЧМ по хоккею-2000 .. с педофилической, простихосподи, скульптурой перед ним ...
По пути к Невскому проспекту мы задержимся у дома №25. Он был построен в 1791 году, трёхэтажным, под фронтоном. От простройки конца XVIII века до наших дней сохарнились парадный вход на старинную лестницу, украшения над окнами и балкон на третьем этаже. Треугольный фронтон над домом был уничтожен позже, когда надстраивали четвертый и пятый этажи. В 1814 году дом приобрела Е.Ф.Муравьева – вдова попечителя Московского университета. Она со своей большой семьей переехала сюда из Москвы и заняла второй этаж здания. В третьем (в те годы – верхний) этаже в феврале 1816 года поселился прибывший в Санкт-Петербург литератор и учёный Николай Маихайлович Карамзин, чьё имя священно для Россиян.
Целью приезда Карамзина в северную столицу было испросить санкцию императора Александра I на издание за казённый счёт написанных им восьми томах многотомной «Истории Государства Российского». Царь наградил Карамзина орденом Святой Анны I степени и повелел выдать ему 60 тысяч рублей на расходы по изданию первых восьми томов его труда. Иронизируя по поводу сближения историка с государем, революционный демократ А.И.Герцен язвительно писал, что Карамзин читал Александру I «дерзостные страницы, в которых клеймил тиранию Ивана Грозного и возлагал иммортели на могилу Новгородской республики. Александр слушал его с вниманием и волнением и тихонько пожимал руку историографа. Александр был слишком хорошо воспитан, чтобы одобрять Ивана, который нередко приказывал распиливать своих врагов надвое». Позволим себе заметить, что труд Карамзина, особенно для своего времени, был уникален. Общеизвестно критическое высказывание А.С.Пушкина в адрес Карамзина. Но вместе с тем Пушкин назвал труд Карамзина «подвигом честного человека». Он писал, что Древняя Россия найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. В.А.Жуковский указывал, что «Историю Государства Российского» «можно назвать воскрешением прошедших веков народа».
Конечно, не все положения, следующие из трудов Карамзина бесспорны. Карамзин, повторяя взгляды Руссо, писал, что «демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристокартическое – для средних, а монархическое – для больших». Однако некоторые мысли историографа сохранили свою актуальность и в наши дни. К примеру, он писал: «...Всякие насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот»; «... дерзкие подняли секиру на священное дерево, говоря: «Мы лучше сделаем!» «И хуже будет!». Карамзин высказывался за эволюционный путь развития: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Первые восемь томов «Истории» в начале 1818 года вышли из печати. Весь трёхтысячный (огромный по тем временам!) тираж, несмотря на высокую стоимость (за все восемь томов – 55 рублей), был распродан за 25 дней.
В доме №25 по набережной Фонтанки Н.М.Карамзин жил до 1823 года, когда занимаемые им помещения третьего этажа пришлось освободить в связи с предстоящей свадьбой сына хозяйки дома – Никиты Муравьева, в будущем видного участника движения декабристов. Здесь собирались будущие декабристы, в их числе братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, Н.И.Тургенев, П.И.Пестель. В одной из сохранившихся строф десятой главы «Евгения Онегина» А.С.Пушкин упоминает об этих собраниях «у беспокойного Никиты...». Здесь Никита Муравьев работал над программой Северного общества декабристов, названной им «Конституцией. Для этого он изучил многие действовавшие в то время конституции, основные законы революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую и другие конституции. Никита Муравьев (как и все другие декабристы) был врагом крепостнических порядков. В своем проекте программы Северного общества он писал: «Крепостное состояние и рабосвто отменяются. Раб, прикоснувшись к земле русской, становится свободным». Сословия также должны быть отменены («Все русские равны перед законом»). Понятие «русский» по «Конституции» Никиты Муравьева означало не национальную принадлежность, а подданство государства Российского. В составленном Никитой Муравьевым проекте программы Северного общества предусматривалось, что после револиционного переворота в стране установится конституционная монархия. Однако, в отличие от составленной П.И.Пестелем «Русской правды» - более радикальной программы Южного общества, «Конституция» Никиты Муравьева не обсуждалась и не была утверждена Северным обществом.
Дом №25 по набережной Фонтанки был одним из нелегальных центров движения декабристов. После поражения восстания декабристов семья Муравьевых подверглась разгрому. Никиту осудили на смертную казнь, замененную двадцатилетней каторгой, брата его – Александра – к двенадцати годам каторжных работ. К декабрьским событиям 1825 года были причастны и родичи: Сергей, Матвей и Ипполит Муравьевы-Апостолы, Артамон и Александр Николаевичи Муравьевы. Ипполит застрелился (после неудачного восстания Черниговского полка на юге), Сергей был повешен на кронверке Петропавловской крепости, а остальных сослали в Сибирь.
Е.Ф.Муравьева покинула Петербург, переехав в Москву, торопливо продав свой дом на Фонтанке. Из Москвы она посылала сыновьям и их товарищам по декабристскому делу обозы с продвольствием, теплыми вещами и книгами. Ей больше не пришлось увидеть своих сыновей. Никита умер в Сибири в 1843 году, на пять лет опередив смерть матери.
= il Cattivo = --> (327) Добавлю, что эту церковь отреставрировали год назад. Теперь проезжая по набережной Фонтанки, можно любоваться аккуратной площадью перед ней :)
Rownt --> (326) "От площади перед цирком на левый берег Фонтанки переброшен мост Белинского. Раньше он именовался Симеоновским, по названию соседней церкви «во имя Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы». Церковь возвели в честь Анны - старшей дочери Петра I. Этот собор был орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны."
Как называется церквушка на Моховой, расположенная от цирка через мост?.... Родился я в тех краях, на колокольню забирался... голубиные перья на улицу лопатой выбрасывал...а названия до сих пор не знаю...
П-МуЧаЧе --> (322) :)) А очень сложно в текст вставлять ссылочки на фотографии? Я видела массу сайтов с питерскими фото, если бы перед тем, как выкладывать очередную выдержку из книги, нашлись бы соответствующие фото - было бы интереснее. Готова помочь в поисках, только заранее высылай почтой названия :)
От площади перед цирком на левый берег Фонтанки переброшен мост Белинского. Раньше он именовался Симеоновским, по названию соседней церкви «во имя Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы». Церковь возвели в честь Анны - старшей дочери Петра I. Этот собор был орденским храмом российских кавалеров ордена Святой Анны.
Первый мост почти на этом же месте был сооружен в 1733 году, он был деревянный. В 1780-х годах во время строительства гранитных набережных берега Фонтанки соединили семью каменными трёхпролётными мостами: Симеоновским (ныне мост Белинского), Аничковым, Чернышевым (ныне Ломоносова), Семеновским, Обуховским, Измайловским и Калинкиным (ныне Старо-Калинкинский). Все они сооружались по одному типовому («образцовому») проекту. Имя его автора не установлено. Предположение, что им был французский инженер Ж.Перронэ, не подтвержается документами. Эта работа осуществлялась под руководством генерала Федора Баура – участника сражений на реках Ларге и Кагуле во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. После смерти Баура работу продолжил полковник К.Ф.Модерах. Из всех мостов этой серии сохранились лишь мосты им.Ломоносова и Старо-Калинкинский. Первый более близок к своему первоначальному виду.
Построенный в 1785 году прежний Симеоновский мост был трёхпролётным. Каменные опоры его облицованы гранитными плитами, боковые арочные пролёты покрыты камнем, средний пролёт – деревянный, он был подъемным (чтобы пропускать суда с мачтами). На устоях моста соорудили гранитные башни. В 1859 году эти башни разобрали, подъемную часть в центре моста заменили каменной аркой. В 1890 году, чтобы расширить проезжую часть, тротуары моста вынесли на консоли. Тогде же установили металлические кованные перила. Длина современного моста 56 метров, ширина 19,06 метра.
Покидая площадь Белинского, мы пройдем мимо стоящего напротив цирка большого доходного дома. Еще в 20-х годах позапрошлого века на месте этого доходного дома стоял дворец вельможи Д.Л.Нарышкина. Своими фасадами он был обращен на Караванную набережную, как именовался тогда этот участок набережной Фонтанки.
На месте соседнего дома №7 по набережной Фонтанки в начале XIX века размещались лаковые мастерские и двор спичечного и столярного дел мастера фон Болеса. Существующее теперь здание в дореволюционные годы принадлежало известной меценатке миллионерше графине С.В.Паниной. Она была членом ЦК возглавлявшейся П.Н.Милюковым партии конституционалистов-демократов, товарищем (то есть заместителем) министра призрения во Временном правительстве А.Ф.Керенского. В доме часто устраиваились музыкальные и литературные вечера, на них выступали Ф.И.Шаляпин и другие корифеи музыкального и вокального искусства. Паниной принадлежал учрежденный ею Лиговский народный дом (Тамбовская улица, дом №63) – ныне Дворец культуры железнодорожников. В своём особняке на Фонтанке Панина бывала редко – она жила в доме №23 по Сергиевской улице (ныне улица Чайковского). В 1918 году Панина эмигрировала, и в здании на набережной Фонтанки с 1920-х годов до войны размещался Дом работников печати – клуб журналистов и полиграфистов. В послевоенные годы тут помещался Дом обороны, пребывавший в ведении Доброваольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В 1993 году тут начала свою деятельность камерная филармония Санкт-Петербурга.
Почти рядом – дом №11. С ним связана деятельность вошедшего в историю отечественной культуры идейно-художественного общества «Мир искусств». Здесь в квартире на третьем этаже по парадной лестнице в 1900-1904 годах находилась редакция журнала «Мир искусств» - центр одноименного творческого объединения, в состав которого входили ведущие художники рубежа XIX-XX веков, и в их числе В.А.Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.В.Добужинский и ряд других мастеров, имена которых составляют славу русского искусства. Одновременно этажом выше здесь же проживал выдающийся деятель русской культуры, вдохновитель «Мира искусств», энергичный организатор зарубежных выставок российских живописцев и зарубежных гастролей русских артистов С.П.Дягилев. Знаменитые Дягилевские сезоны, во время которых Париж мог познакомиться с театральным искусством России, её балетом, навсегда остались в истории культурных связей двух стран.
Вблизи Аничкова моста несколько зданий связаны с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, литераторов, участников освободительных движений. Так, в доме №17 в 1840-х годах жил В.Г.Белинский, в доме №19 проживали Н.А.Некрасов и И.И.Панаев с женой, здесь же находилась редакция прогрессивного журнала «Современник» (он с 1847 года издавался Некрасовым и Панаевым).
Далее, на углу Итальянской улицы и набережной Фонтанки – дом №21, одно из самых старейших зданий по трассе нашего маршрута. Место это пустовало до конца XVIII века. В 1795 году здесь (вероятно, по проекту Джакомо Кваренги) был построен особняк, ставший собственностью вельможи Д.Л.Нарышкина. В начале 1820-х годов к нему пристроили корпус с белоколонным залом во втором этаже. Плафон над залом написан живописцем И.К.Скотти – постоянным сотрудником зодчего К.И.Росси. В 1840-х годах дворец перешел дочери Нарышкина – Шуваловой по мужу. После частичной перестройки (по проекту архитектора Б.Симона) фасад здания обрёл свой современый облик. Последняя валделица его – графиня Барятинская. В 1918 году дворец был национализирован. В семнадцати его залах развернули экспозиции Музея быта, где были представлены картины, бронза, фарфор, старинная мебель. Музей просуществовал до 1923 года. Его художественные коллекции передали другим хранилищам. В довоенные годы тут размещался Клуб иненерно-технических работников. В 1941 году в здание попала бомба, которая разрушила перекрытие колонного зала. В 1948-1949 годах зал (включая многофигурный фриз и живописный плафон) полностью восстановили, в 1960-х годах в здании провели дополнительные реставрационные и реконструктивные работы, после чего здесь в 1965 году открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
Соседний дом - №23. Он построен по заказу купца Зиновьева. С 1840-х годов до 1917 года здание принадлежало семейству Абазы – «русского дворянского рода молдавского происхождения». А.А.Абаза был прогрессивным госудаственным деятелем, активным участником подготовки и осуществления крестьянской реформы 1861 года. В 1880 году он стал министром финансов. Жена его Юлия сздала здесь привлекательный для петербургской художественной элиты салон, который охотно посещали П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн и другие выдающиеся деятели русской культуры.
Продолжим путь от Инженерного замка. В старину здесь, вдоль берегов Фонтанки, стояли дома дворцовых служителей, находились оранжереи, где выращивались бананы и ананасы, размещались погреба с бочками и бутылками зарубежных вин. А на том месте, где теперь стоит здание цирка, в первой половине XVIII века находился Слоновый двор.
Первый слон был привезён в Петербург в 1714 году и помещён в Зверовой двор у Почтового двора (на нынешнем Марсовом поле). Его подарил Петру персидский шах. Слон от Астрахани шёл «своим ходом» в специально для него сшитых кожаных сапогах. По пути многие крестьяне эту живую диковину принимали за божество, падали перед ним на колени и толпами провожали его от селения к селению... На корм слону был определён годовой паёк: сухого тростника (?) – 1500 пудов, пшена сорочинского – 137 пудов, сахара – 38 пудов, соли – 45 пудов, а также выдавались: шафран, корица, кордамон, орехи и, кроме того, 40 ведер виноградного вина и 60 ведер водки, кстати лучшего качества, так как «слоновщик», или «слоновой мастер», как называли перса, обслуживавшего слона, забраковал очередную порцию, доставленную в слоновник, потому, что «к удовольствию слона водка неудобна, понеже явилась с пригорью и некрепка». В 1741 году из Персии в Санкт-Петербург прибыл новый подарок – караван из 14 слонов. Слоновый двор расширили. Возле Фонтанки расчистили площадку для прогулки слонов и сделали деревянный настил – спуск в реку для купания обитателей Слонового двора. Возле Слонового двора были сооружены постройки для жительства персов – «слоновых мастеров». Место их поселения стало называться Караван-сарай (отсюда возникло название Караванной улицы). Площадка перед Слоновым двором у Фонтанки впоследствии превратилась в площадь, носящую сейчас имя Белинского. В 1744 году Слоновый двор перевели на то место, где в наше время перед главным фасадом Московского вокзала находится гостиница. В этой связи нынешний Суворовский проспект ранее назывался Слоновым (до начала XIX века).
В Санкт-Петербурге, и в частности, в районе Караванной улицы, издавна возводились постройки для цирковых представлений, кукольных тетров, приезжих зверинцев. Много таких балаганов было на Адмиралтейской площади (заметим, что сад у стен Адмиралтейства был создан лишь в 1870-х годах). В них показывали не только спектакли, устраивались и другие зрелища. К примеру, об одном из них реклама сообщала, что внутри балагана за алтын можно можно увидеть Исаакиевский собор в натуральную величину! Доверчивая публика охотно выстраивалась в очередь и отдавала трёхкопеечные монеты. А внутри балагана хозяин приоткрывал прорезь в парусиновой стене балагана и показывал публике стоящий рядом Исаакиевский собор. Посетителям, выходившим из балагана, стыдно было признаться в том, что легко поддались обману, и они подтверждали: да, видели собор в натуральную величину.
В городе часто гастролировали приезжие дрессировщики, фокусники, канатоходцы. В марте 1827 года газета «Северная пчела» сообщила читателям, что цирковой артист и антрепренер Жак Туринер «останется здесь, если не навсегда, то по крайней мере на долгое время и выстроит свой манеж напротив Симеоновского моста, на углу площадки, окружающей с сей стороны Инженерный замок». Вскоре, в декабре 1827 года, деревянное здание Симеоновского цирка было построено. Но оно быстро обветшало, и в 1842 году его разобрали. Спустя 25 лет началось строительство нового здания цирка. Один из его совладельцев Гаэтано Чинизелли арендовал у городских властей участок на набережной Фонтанки, где раньше стоял цирк Туринера. За это Чинизелли обещал городской управе «устроить на свой капитал сквер на Манежной площади». Это обязательство он выполнил – сквер сохранился до наших дней. На арендованном месте Чинизелли по проекту архитектора В.А.Кенеля простроил здание цирка. Оригинальным и смелым техническим достижением для того времени был цирковой купол диаметром 47,5 метра. Но надо признать, что своим внешним обликом здание не послужило украшению Санкт-Петербурга. К тому же постройка внесла огорчительный диссонанс в ансамбль Инженерного замка. Цирк Чинизелли открылся в декабре 1877 года. В 1960-х годах здание было частично перестроено.