Был очень рад когда обнаружил этот дисскус.Так как сам очень хотел и поговорить,и рассказать про этот город.Так как без Него я уже не смыслю своего существования.Это последний оплот культуры и исскуства в нашей стране.Если бы не Санкт- Петербург я бы покинул страну.Хотя очень люблю Россию.И только приехав в Питер я понял,что не всё потеряно. Во первых меня сразу поразили люди и их общение между собой.Скажу честно такой вежливости я не видел нигде.Не знаю,замечают это сами коренные Питерцы,но я как приезжий всё заметил сразу, впервые же минуты когда выходил из Аэропорта. Во вторых архитектура.Тут просто нет слов.Здесь надо молча ходить и восхищаться.Каждое здание по своему прекрасно и со своей историей. Тут же можно перечислять: музеи,соборы,мосты и т.д. этим можно заниматься вечно.Но если позволите то в будущем я остановлюсь на теме которая для меня ближе всего ,Это классическая музыка и всё,что связывает этот город с Ней.Спасибо.
Сегодня утром обнаружил интересное явление. Оказывается у нас по городу ходит музейный травмайчик: маршрут №5 от Садовой площади до площади Тургенева. Такой симпатичный трамвайчик доисторических времен с кондуктором, вагоновожатым, который ведет трамвай стоя, и без дверей. Стоимость проезда - 4 рубля, как в любом другом трамвае.
Дом №119 по набережной Фонтанки также принадлежал Министерству путей сообщения. Внутренняя структура здания поражает обилием коридоров, тупиков, закоулков...
Перейдя переулок, который в прошлом именовался Малковым, в связи с тем, что на нем в середине XIX века находился дом майора Малкова, а с 1952 года переулок этот носит имя героя Великой Отечественной войны И.М.Бойцова (1912-1944 гг.), мы окажемся у дома №123, сооруженного на месте трущобного Александровского рынка, корпуса которого были разобраны в 1932 году. Ныне здесь – студенческое общежитие.
На противоположной стороне Вознесенского проспекта – послевоенная постройка, дом №127, увенчанный башней. В ночь на 6 ноября 1941 года гитлеровские самолеты бомбили набережные Фонтанки, рассчитывая уничтожить мосты. Но мосты не пострадали, однако был разбит дом на участке 127. Послевоенное здание с башней удачно оформило перспективу, открывающуюся с Измайловского проспекта в сторону Адмиралтейства.
Старый Измайловский мост в 1788 году был заменен гранитным, по типу моста Ломоносова. В 1861 году гранитные башни разобрали, ликвидировали деревянное подъемное устройство, положив настил на кирпичный свод. В таком виде мост сохранился до наших дней. Перильными ограждениями на мосту служат чугунные литые решетки. Длина моста – 70,5 метра, ширина – 15,86 метра.
В середине XVIII века деревянный особняк Юсуповых уступил место каменному дворцу в стиле барокко. За ним устроили регулярный сад с подстриженными газонами, цветниками и прудами, с геометрической сетью аллей. В 1790 году, когда участок перешел к Н.Б.Юсупову (владельцу подмосковного «Архангельского»), дворец у набережной Фонтанки был перестроен по проекту Джакомо Кваренги. Зодчий сохранил стены старого дворца, сделал к нему пристройки, уничтожил все элементы декора стиля барокко и придал зданию облик, типичный для классицизма. Кваренги акцентировал садовый фасад шестиколонным портиком, поддерживающим фронтон, другие фасады дворца украсил галереями с дорическими колоннами. При этом парадный двор со стороны набережной Фонтанки он обнес глухой стеной, которая прикрыла хозяйственные постройки по сторонам въездных ворот.
В 1810 году свой дворец Юсуповы продали казне, и в нем разместился Корпус путей сообщения (ныне Петербургский университет путей сообщения). Однако в 1823 году этот Корпус перевели в специально для него построенное здание на нынешнем Московском проспекте (дом №9), а бывший дворец Юсупова Министерство путей сообщения переоборудовало под квартиры министра и начальников департаментов.
Один из последних потомков Юсуповых Феликс, носивший пышный титул: князь Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, в начале XX века уже не претендовал на это бывшее родовое поместье. Он жил во дворце на набережной Мойки, где при его участии в 1916 году был убит Распутин.
Дальше нас ожидает Обуховская площадь, расположенная на оси Московского проспекта. Создание её также было предусмотрено планом архитектора А.В.Квасова. Здесь размещался конный, впоследствии – толкучий рынок. «Толкучка» отсюда была перенесена в обширные корпуса Александровского рынка, построенные в 1867 году на берегу Фонтанки за Малковым переулком. Эти корпуса, как мы узнаем впоследствии, не сохранились.
Площадь названа по имени строителя перекинутого через Фонтанку Обуховского моста, одной из старейших в Петербурге постоянных переправ. Она соединяла город с Саарской першпективой – позже – Царскосельским, Забалканским, Международным (это не исчерпывающий перечень прежних названий!), нынешним Московским проспектом.
В 1738 году мост официально назвали Саарским, но это название не закрепилось. Вначале он был деревянным, с поперечной, в 70 см шириной целью по середине. Щель (как и в других местах) служила для пропуска мачтовых судов и днем закладывалась досками. В 1785 году мост был перестроен в камне, с гранитными башнями, как нынешний мост Ломоносова. В 1865 году его деревянную подъемную часть заменили постоянным настилом, опиравшимся на кирпичный свод, облицованный гранитом. Рост транспортных потоков потребовал расширения проезжей части. К тому же выяснилось, что своды моста имеют прогрессирующую осадку. Поэтому в 1939 году по проекту В.В.Демченко и Л.В.Носкова был сооружен новый Обуховский мост (длина 67м, ширина 30,6м). Прежнее архитектурное оформление моста не сохранилось. Теперь перилами служат сплошные гранитные парапеты. На устоях моста воздвигнуты гранитные обелиски с круглыми фонарями на кронштейнах.
В послевоенные годы на площади у Обуховского моста разбит сквер. Вместо разрушенного во время войны дома №111 в 1949 году выстроили расположенный по дуге корпус Петербургского государственного университета путей сообщения (авторы проекта В.И.Кузнецов и В.В.Позняков). В результате возникла гармоничная по архитектуре полукруглая площадь.
Далее по набережной Фонтанки примечателен архитектурный комплекс конца XVIII века, состоящий из трёх небольших домов. В неплохо знакомом петербуржцам Таллинне на улице Пикк также рядом стоят три дома с высокими, круто срезанными кровлями. Таллиннцы называют их «Три сестры». Такое же название, пожалуй, было бы уместно для трёх домов по набережной Фонтанки под номерами 97, 99 и 101. Они внешне очень похожи. Здания сохранили свой первоначальный вид, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома №99 – более позднего времени. Все три смежных дома решены в традиционных формах классического русского зодчества. Композиция фасадов строга и симметрична, декоративное оформление сдержанно, хороши пропорции согласованных по высоте зданий.
Во второй половине XVIII века значительная часть этого участка принадлежала директору придворной Певческой капеллы М.Ф.Полторацкому. Из своего владения он выделил дворовый участок нынешнего дома №101 и дал его в приданое дочери Елизавете, в 1780 году вышедшей замуж за А.Н.Оленина. Здесь Е.М.Оленина в 1790-1793 годах построила трехэтажный каменный дом под фронтоном. До последних лет принято было считать, что именно здесь, в доме №101, весной 1819 года молодой А.С.Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней племянницей жены Оленина – Анной Керн, которая приехала в столицу с Украины со стариком-мужем – генералом Ермолаем Федоровичем Керном. Недавние архивные находки свидетельствуют, что в 1813 году Оленины приобрели еще один, смежный особняк – нынешний дом №97, в котором поселились и жили до осени 1819 года. Вероятнее всего, что первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла именно в этом доме.
А.Н.Оленин, выдающийся деятель русской культуры, в 1811 году стал директором Публичной библиотеки, а 1817 года – президентом Академии художеств. В его доме частыми гостями были И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, В.П.Стасов, К.П.Брюллов и многие другие ученые, поэты, художники, архитекторы.
В вечер первой встречи с А.П.Керн юный Пушкин не привлек ее внимания, стихов Пушкина она, вероятно, не знала. И когда Анна Петровна покидала гостеприимный дом Олениных, Пушкин долго стоял у подъезда, провожая взглядом карету, увозившую Керн. Позже, находясь в ссылке в селе Михайловском, Пушкин в стихе, обращенном к А.П.Керн, писал:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...
Эти стихи в 1849 году М.И.Глинка положил на музыку.
Заметим, что А.С.Пушкин был неравнодушен к дочери А.Н.Оленина – Анне. Она была в числе тех современниц, которых Пушкин обессмертил своими стихами. В 1828 году поэт хотел жениться на Аннет Олениной, просил её руки, но получил родительский отказ. Аннет Оленина вдохновила Пушкина на создание стихов 1828 года: «Вы избалованы природой...», «Увы, язык любви болтливый...», «Ты и вы» («Пустое вы сердечным ты...»), «Не пой, красавица, при мне...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Город пышный, город бедный...». В альбом Аннет Олениной Пушкин написал несколько стихотворений, в их числе: «Что в имени тебе моём?» и «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Аннет не разделяла чувств поэта. Много позже она писала в своем альбоме:
«Бог даровал ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица его. Да и прибавьте к тому же ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава, природного и непринужденного, и неограниченное самолюбие...» – вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия.
Деми --> (383) Это не обычная стена :) Брандмауэр - стена из несгораемого материала, разделяющая смежные строения или части одного строения в противопожарных целях.
В компьютерной сфере это слово стали использовать для названия устройств или программ, которые помогают отделить внутреннюю вычислительную сеть от внешней (от всего Интернета) для того, чтобы предотваратить несанкционированное проникновение.
У брандмауэра дома №97 есть проход на Сенной рынок. Рынок занимает территорию от Сенной площади почти до набережной Фонтанки. Здесь размещалась так называемая Вяземская лавра, описанная Всеволодом Крестовским в его романе «Петербургские трущобы».
Обычно лаврой назывались мужские монастыри высокого ранга. В России имелись лишь четыре лавры. И Вяземская лавра, конечно, не входила в их число. Название это носило иронический характер, тем более что порядки в Вяземской лавре были далеки от монастырских. Описывая Сенную площадь, Крестовский рассказывал, что «по краям площади, в громадных многоэтажных и не менее улицы грязных домах мигали огоньки в окнах и фонари над входными дверьми, означая собой целые ряды харчевен, трактиров, съестных, перекусочных подвалов, винных погребов, кабаков с портретными и тех особенных приютов, где лепится, прячется, болеет и умирает всеми отверженный разврат, из которого почти нет возврата в более чистую сферу и где знают только два исхода: в тюрьму да на кладбище...» В «хоромах» Вяземской лавры (Ночлежный дом Бугрова), принадлежавших наследникам князей Вяземских, проживало более десяти тысяч обездоленных людей. Они спали на полу, на камнях, под нарами, они просыпались утром с одним и тем же горестным вопросом – как прожить наступивший день?..
«Мы нисколько не погрешим против истины, - отмечал Крестовский, - если скажем, что дома князя Вяземского служат извечным и главным приютом всевозможных и разнородных пролетариев Петербурга, большей частью голодных и холодных людей этого города...».
Так было не только в XIX веке. В начале XX века при санитарном обследовании дома князя Вяземского оказалось, что в квартирах, снимаемых кустарями-корзинщиками, даже не имелось нар или, тем более, кроватей. Кустари спали на верстаках и платили за то место, на котором стоял верстак. Всего в этом доме в тесноте, в смраде и сырости жило до трех тысяч человек, снимавших по полкровати или живших на своем рабочем месте... Тут имелись семьи в 3-4-5 человек, снимавшие одну кровать. Такие же ужасные жилища, по свидетельству санитарных врачей, можно было встретить и во всех других частях города.
На территории Сенного рынка сохранились некоторые постройки, в которых, как можно предположить, влачили свое горестное существование обитатели Вяземской лавры.
Цоколь - это продолжение фундамента от уровня земли до уровня пола первого этажа.Наружная часть цоколя должна быть прочной и долговечной, устойчивой против действия атмосферных и грунтовых вод.
Деми --> (375) Всё верно - спасибо :) Остается добавить, что слово "пилястра" - женского рода и означает оно: "прямоугольный выступ стены в виде вделанной в нее колонны" :)
В последних фрагментах "Прогулок по Петербургу" часто упоминаются различные архитектурные термины. Все ли понимают их значение? Сможет кто-нибудь объяснить, что такое:
- "пилястры" и какого они рода в единственном числе?
Так называемый «дом Лихачева» - дом №83 – построен в конце XVIII века. Вначале он был двухэтажным. Внутри здания сохранилась лестница начала XIX века. Вход в неё ведет из-под арки. Верхняя площадка лестницы декорирована каннелированными колоннами дорического ордера, изящные перила скомпонованы из пересекающихся кругов строгого рисунка.
Вблизи находится дом №87 («дом Лебедева»). Он представляет собой интересный образец гражданской архитектуры первой трети XIX века, характерный для зрелого классицизма. Превосходен по своим пропорциям обращенный на Фонтанку фасад здания. Центр его выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Установленные на высоком цокольном этаже, они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно – круглые и (между пилястрами) прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами – лепные маски. Фасад здания строго и торжественен. Имя автора и дату этой постройки установить не удалось.
Далее Фонтанку с Сенной площадью соединяет проложенная в 1874 году улица, названная в 1952 году именем М.А.Ефимова (1909-1943 годы), героя Великой Отечественной войны, балтийского летчика-истребителя. Ранее улица называлась Горсткиной, по фамилии местного домовладельца.
Продолжая прогулку, мы выйдем к Семеновскому мосту. На пересечении набережной с Гороховой улицей два дома - №№ 79 и 81 – построены с отступом от красной линии. В результате перед нами возникал прямоугольная площадь. Создание двух площадей на берегах Фонтанки при пересечении её с Адмиралтейской перспективой (позже названной Гороховой улицей) было предусмотрено еще в 1769 году А.В.Квасовым, главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, при составлении им проекта планировки района между реками Мойкой и Фонтанкой. Небольшой ансамбль площади у Семеновского моста в его нынешнем виде сложился в основном в 1830-х годах. На участке, который принадлежал некоему Куканову, стоял дом №79. К нему архитектор Мельников в 1831-1832 годах пристроил корпус, главным фасадом ориентированный на Фонтанку. Его колоннада, поднимаясь над цоколем, проходит через два этажа и несет широкий балкон четвертого этажа.
Традиции классицизма отчетливее прослеживаются в облике соседнего дома №81, построенного в 1780-1790-х годах на участке, принадлежавшем богатейшему откупщику Савве Яковлеву. Однако в списки памятников архитектуры Петербурга это здание вошло как дом Евментьева, по фамилии одного из последующих владельцев. На фасаде дома №81 эффектен поставленный на цоколь восьмиколонный портик с фронтоном. Внутри дома сохранилось круглое в плане помещение парадной лестницы, в нижнем этаже оно декорировано шестью свободно стоящими колоннами. Металлические лестницы (постройки 1856 года) ведут на второй этаж к площадке, плавно повторяющей изгиб стен ротонды. Стены третьего этажа украшены пилястрами и завершены купольным перекрытием. Великолепный коринфский портик дома №81 и колоннада дома №79 придают этим зданиям выразительность и монументальность.
Семеновский мост получил свое название в связи с размещением поблизости (в районе нынешнего Загородного проспекта) Семеновского полка. Мост этот в 1788 году был возведен в граните, по типу моста Ломоносова, с деревянным подъемным перекрытием в середине (для пропуска мачтовых судов). В 1857 году мост был реконструирован, гранитные сооружения уступили место железным фермам и другим, более современным для того времени конструкциям. В 1949 году мост вновь перестроили, причем тротуары вынесли на консоли, сменили перильные ограждения, установили чугунные, художественного литья.
Территория Апраксина двора заслонена от набережной Фонтанки домами №№ 57, 59 и зданием Академического Большого драматического театра имени прославленного режиссера Г.А.Товстоногова, который в 1956-1989 годах возглавлял творческий коллектив этого театра.
Дом №59 – значительный по протяженности пятиэтажный корпус – построен в 1964 году. Его авторы – архитекторы С.И.Неймарк и В.Ф.Хрущев. Лишенный декоративного убранства фасад подчеркивает административное, деловое назначение постройки. В городе это здание известно как Дом прессы.
На месте Академического Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова в 1870-х годах находился театр, простроенный по проекту архитектора Л.Фонтана. В 1901 году здание было уничтожено пожаром, но вскоре восстановлено, и в нем в 1919 году по инициативе А.М.Горького при участии М.Ф.Андреевой и А.В.Луначарского был создан Большой драматический театр. Литературное руководство в нем осуществлял А.А.Блок. Организаторы театра стремились познакомить нового зрителя с лучшими произведениями классической драматургии. В наше время это один из наиболее ценимых зрителями театров Петербурга.
Напротив театра через Фонтанку переброшен Лештуков мост. В названии его сохранилась несколько искаженная в просторечии фамилия лейб-медика царицы Елизаветы Петровны – Лестока, который владел участком земли на противоположном берегу Фонтанки. Сооруженный в 1907 году, этот пост значительно обветшал, на его месте строится новый.
В центре площади, на месте, первоначально предназначенном для церкви, разбит сквер. С 1892 года здесь стоит памятник М.В.Ломоносову, отлитый по модели ваятеля П.П.Забелло. Бронзовый бюст великого ученого установлен на пьедестале из серого мрамора с гранитным основанием. На лицевой стороне пьедестала укреплен бронзовый барельеф, изображающий деревенского мальчика, погруженного в чтение книги. На тыльной стороне памятника – посвященный Ломоносову стих А.С.Пушкина «Отрок».
Создание Чернышевой площади, соединенной с Невским проспектом, Садовой улицей, Загородным проспектом, сыграло важную роль – набережные Фонтанки были включены в систему транспортных коммуникаций центральной части Санкт-Петербурга.
Покидая площадь Ломоносова, мы осмотрим одноименный мост. О нем нам уже немало известно. Мы обратим внимание на то, что увенчанные куполами гранитные павильоны служили не только декоративным целям, придавая сооружению романтический облик. В этих гранитных башнях в свое время находились подъемные механизмы разводной деревянной средней части моста. В 1911 году эта разводная часть уступила место перекрытию из металлических балок и стабильному дорожному настилу.
Между домом №2 на площадь Ломоносова и домом №57 по набережной Фонтанки находится Торговый переулок. Он ведет в Апраксин двор, территория которого в свое время принадлежала семье графов Апраксиных. Род этот происходил от ханов Золотой орды. Один из предков этого семейства служил у князя Рязанского и получил прозвище «Апракса», что по-татарски означает «белый». Потомки этого рода обрусели. При Петре I граф Ф.М.Апраксин получил чин генерал-адмирала. А один из его наследников – Ф.А.Апраксин в 1744 году стал генерал-лейтенантом и «за усердную службу» получил от казны обширный (9,1 гектара) участок земли по тогдашней окраине столицы, ставший известным под названием Апраксин двор. Для одного из Апраксиных в XVIII веке эта вотчина стала за его проступки местом ссылки, которое ему было запрещено покидать самовольно. В XIX веке здесь образовался крупнейший рынок Петербурга. После опустошительного пожара 1862 года территория Апраксина двора интенсивно застраивалась. Вскоре после покушения Д.В.Каракозова на Александра II у Летнего сада (4 апреля 1866 года) в знак царской благодарности ремесленнику Комиссарову (который якобы толкнул руку Каракозова, и тот, поэтому промахнулся) в Апраксином дворе была построена «Комиссаровская» трехклассная ремесленная школа с квартирами для учителей. Это здание, надстроенное и частично измененное, сохранилось до наших дней. В предвоенные годы в Апраксином дворе насчитывалось около 40 корпусов и 650 лавок.