Все дискуссии Новые Избранные Архив Авторизация Чат


Опыт личного миропонимания




Страницы: <<< 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16




100ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/6/2001 3:51:21 PM
(задумчиво) На самом деле, очень интересно подумать о том, что и мое личное обучение, и движение в неизвестное с точки зрения человечества - субъективно для меня одинаково сложны и одинаково выглядят...
* * *
В случае обучения можно схитрить и заглянуть "в ответы" задачника. Или почитать умную книжку...
* * *
Но ведь чтобы понять, что пишется в умной книжке - нужно что-то иметь в своей голове. Как я не устаю повторять - человек может усвоить только то, что уже готов усвоить...
* * *
В этом смысле я мельком думал об этой дискуссии - можно ли мои реплики отсюда "стащить" (буде это кому-то понадобится:)))). Стащить можно, безусловно - только для этого нужно понимать не меньше меня. А если человек столько понимает - тогда пусть тащит, так скажем:))))))))

99ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/6/2001 3:46:09 PM
(продолжение)..., что очень важно различать, где кончается мое обучение - и начинается реальное движение в неизвестное. Это большая тема и достаточно темная:))))
* * *
Есть еще один нюанс. Все мудрые люди, которых я читал, подчеркивают, что мудрость (просветление, преображение и пр.) наступает постепенно и фрагментарно.
* * *
Это а) помогает легче относится к "отдельным":)))) личным несовершенствам; б) разные люди даже близкого уровня просветления по-разному "фрагментированы"...
* * *
Мысль же о том, "то ли она на самом деле так далеко зашла, то ли это так все просто..." - она, имхо, неконструктивная и ненужная. Проще и правильнее допустить, что действительно зашла - это помогает сохранять светлое и чистое состояние души. А для того, о ком ты думаешь - все едино, как ты понимаешь:))))))))

98ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/6/2001 12:17:09 PM
Мираж --> (97) я сейчас читаю Канта, я уже писал об этом. Начал еще и Фромма "Человек для себя" - везде одно и тоже - человек есть существо дуалистичное, дихотомичное, парадоксальное, одновременно субъект и объект.
* * *
Наличие самосознания и разума, свободной, автономной воли - необходимо предопределяет бесконечные проблемы человеческого существа. Это вроде "платы" за удовольствие быть разумным.
* * *
Если ближе к затронутой тобою теме - то именно наличие свободной воли обязатально предполагает построение ЛИЧНОЙ философии, психологии, антропологии, мировоззрения и т.д. В общем - у человека только ОДИН путь постижения - только через СЕБЯ.
* * *
Мне знакомо твое ощущение - когда смотришь, поражаешься и немного завидуешь продвинутости. От чувства зависти спасает уверенность в себе и мир в душе. Но это психологические нюансы...
* * *
Суть же проблемы в двух моментах:
- ценность имеет не видение, осознание, понимание какой-то проблемы. Это миноритарная ценность. Главное же - это общее ВИДЕНИЕ, единая система миропонимания.
- (я об этом писал) ...

97МиражВыборкаИнфоПочта 3/5/2001 8:57:43 PM
Голоc --> (93)

* "Создание именно личного миропонимания..."
А я сейчас верчусь вокруг вопросов предназначения... Похоже, что о том же. :)

* Ты говоришь о сборке мозаики из ВСЕГДА имеющейся мозаики, а у меня стоит вопрос о том, что все достугнутое на пути настолько банально, что даже говорить об этом неудобно. На днях разговаривал с одной знакомой и поражался её "продвинутости". А потом сижу и думаю: то ли она на самом деле так далеко зашла, то ли это так все просто...


96ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/5/2001 4:27:08 PM
2.7. Способность верить
Не уверен, что смогу связно изложить этот вопрос…
* * *
Можно весьма подробно описать способность мыслить, например – это рациональное умение. А способность верить есть просто свойство души, свойство психики, Самости.
* * *
Я вот сейчас углядел дискуссию в одном из форумов – человек пишет о «самоистязании», когда неспособен отрешиться от сомнений о том, насколько правильно он двигается к им же намеченной цели. Со стороны судить трудно, но первое, что приходит в голову – это именно неспособность человека поверить…
* * *
В тоже время, я полагаю, что можно научиться верить. При том обязательном условии, что в структуре личности была заложена (генетически, родителями, Богом – я не знаю) основа для этого. Если ребенок растет в неблагоприятной обстановке – то ему будет, я полагаю, крайне сложно обрести такое качество.
* * *
Глядя «в себя», мне кажется, что суть в непонятной способности моей психики просто откинуть сомнения, причем сделать это не рационально – а именно эмоционально. Суть эмоций, конечно, не в том, что у меня выражение лица меняется или я кричу как АрхимедJ Нет, суть в том, что я не просто отказываюсь от сомнений, я БЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свой выбор. И я готов ЗАПЛАТИТЬ за возможные издержки такого выбора.
* * *
Я думаю, что именно практикуясь в такого рода выборе – и возможно «научиться» верить. Возможно, вначале вам понадобиться некоторое душевное усилие, чтобы «отключить» сомнения, поэтому есть смысл начинать с более легких ситуаций. Затем эта способность будет возрастать… Естественно, что есть предел в способности поверить – есть, например, много вещей, в которые я верю, колеблясь. А есть вещи, в которые я либо не могу, либо не хочу верить.
* * *
Кстати, последний момент – «не хочу верить» - он очень важный и для личности и для жизни. Если вам твердят, что друг вас предал – и вы легко в это верите, то хуже от этого будет только вам. Если же вы проявите стойкость и именно откажетесь, «не захотите» поверить в измену – то у вас появляется шанс. Шанс потому, что вам только «говорили», что друг вас предал. Важно смочь не спешить с такими «выводами»…
* * *
Важно подчеркнуть, что для невротика способность верить может быть блокирована. Для того, чтобы поверить – нужно иметь ОСНОВУ в себе, своем характере, своей Самости.
* * *
В Вере есть и другой аспект. Внешне он выглядит противоположным вышеизложенному – но это обманчивое, я полагаю, противоречие.
* * *
Мне иногда кажется, что некоторые люди верят, слепо «передавая управление» авторитету (характерный пример – вера в Бога). Иногда я думаю, что это Вера – «низшего сорта». Но это не так! ведь суть Веры – в ее «пригодности» для верующей личности. Это единственный, в сущности, критерий – если Вера не предназначена для других людей, а только для себя.
* * *
Можно, очевидно, говорить, что в такой Вере не хватает компоненты «ответственности»…
* * *
Зата в такой вере – ДОВЕРИИ – есть очень важный момент. А именно – способность БЕЗОГЛЯДНО доверить самого себя другому. Это исключительно важная способность. Нельзя сказать, что ее нет в «ответственной Вере» - нет, она там есть, просто ее не так хорошо видно.
* * *
Я думаю, здесь все тот же диалектический путь – дойти по пути ответственности, самодостаточности, автономности до способности отказываться, ИСКРЕННЕ отказываться от этих черт.
* * *
Можно несколько уйти в сторону и поговорить о стратегии «одинокий волк». Некоторые люди полагают, что такой подход, способ жизни – единственно приемлемый для по-настоящему сильного и мудрого человека. Я тоже одно время так думал…
* * *
Теперь думаю иначе – по-настоящему сильный тот человек, который может быть слабым, позволить себе быть слабым, зависимым, который может и умеет принимать помощь, быть благодарным. Это, кстати, весьма сложно и указывает на высокий уровень личностного развития…
* * *
Стратегия «одинокого волка» ведет, я убежден, в тупик, в изоляцию. Страшного в этом ничего нет, сильный человек достаточно легко может компенсироваться, тупиковость выражается в том, что достигается мЕньшая степень совершенства. Если, конечно, исходить из того, что человек поставил себе целью приближаться к истинному совершенству.
* * *
Вообще, думая сейчас о способности верить, я осознаю, что в нем «намешано» так много всего, что можно и нужно подчеркнуть именно БАЗОВЫЙ характер этого свойства. Эта способность лежит в основе нормального, зрелого, базового миропонимания, отношения к жизни. Она позволяет овладеть искусством жить…
* * *
И все же считаю нужным упомянуть о таком свойстве, как наивность. На некотором этапе развития я считал, что быть наивным – плохо, смешно, глупо, стыдно. Сейчас считаю, что быть наивным – хорошо, именно здорОво, правильно.
* * *
Можно выделить как два «сорта» наивности – от отсутствия понимания и от глубокого понимания.
* * *
Естественно быть наивным, если ничего не понимаешь в чем-то. Это не стыдно! человек не может знать все обо всем. Если меня беспокоит возможность корыстного использования моей честной наивности – то я постараюсь оценить личные качества партнера. Но не скрывать своей наивности.
* * *
Быть наивным от глубокого, глубочайшего понимания – это «высший пилотаж». Я думаю, что это основа непосредственного, созерцательного отношения к жизни. На этом основывается способность видеть непостижимость, бесконечность, таинственность человека, мира, жизни, истины…
* * *
За такой наивностью, я полагаю, иногда скрывается способность человека убрать «завесу» ума, сознания – и позволить себе воспринимать мир, жизнь. Я много раз читал о том, что ум, сознание человека приносят ему вред, отравляют жизнь, много раз читал об «остановке внутреннего диалога», искусстве «не думать». Это большая тема, несколько в другой плоскости от данного разговора.
* * *
Хочу только сформулировать свою точку зрения, без обоснования – наивность заключается не в том, чтобы именно не думать. Она заключается в том, что человек ОЧЕНЬ ХОРОШО, правильно думает. И при этом является аутентичной личность. Тогда умение думать, анализировать как бы уходит на задний план, как уходит на задний план способность ходить на собственных ногах. Об этом важно упомянуть в связи с тем, что это общее свойство практически всех обсуждаемых здесь черт, свойств зрелой личности.
* * *
Такая личность может целенаправленно фокусировать внимание и усилия на развитии той или иной черты, причем делать это циклично. Но когда фокус переносится на другую часть Самости – черта, свойство, умение никуда не пропадает, оно остается в структуре Самости и выполняет свою роль в обеспечении интегрированного функционирования данного уникального человека.


95ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/3/2001 3:35:01 PM
Хочу сказать пару слов по поводу п.89. Каждый человек может найти себе любую другую формулу - а мне понравилась эта, я ее уже много раз вспоминал.
* * *
Лично мне она как-то очень эффективно помогает пропускать мимо то, что раньше меня задевало. Важно лишь вовремя сказать себе "Я не хочу (не ловлю) ловить этот мяч". И представить, как резиновый мячик с синей и красной половинками, разделенными полосками, падает на пол и, подпрыгивая, укатывается от меня:)))))))

94ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/3/2001 3:32:47 PM
83. Улыбайтесь
Вы должны проявить желание измениться, стать более легкомысленным.
Не ожидайте, что люди будут настроены дружелюбно по отношению к вам. Тогда, если вы встретитесь с подобными настроениями, вас это уже не смутит.
84. Полюбите растение
Взращивание растения есть блестящая возможность попрактиковаться в беззаветной любви.
85. Измените свое отношение к проблемам
Настоящее счастье наступает не тогда, когда исчезают все проблемы, а когда мы изменим свое отношение к ним, когда мы видим в них потенциальный источник дополнительных знаний, возможность выработки терпения.
Проблемы могут научить нас быть терпеливыми, спокойными и благородными.
86. Во время спора постарайтесь проявить уступчивость и прежде понять точку зрения оппонента
Высказав внимание к чужому мнению, вы дадите своему собеседнику почувствовать, что ваши любовь и уважение к нему выше необходимости отстоять собственную точку зрения.
Сделав шаг к взаимопониманию первым, вы разрываете спираль упрямства.
87. Переосмыслите понятие "важное дело"
Мы проводим жизнь в погоне за достижениями, наградами, призами, одобрением окружающих, постепенно упуская из виду, что же действительно значимо.
Вместо того, чтобы нагружать себя исключительно внешними задачами, постарайтесь сделать акцент на том, что действительно имеет значение в этой жизни.
88. Прислушивайтесь к своим чувствам (Они пытаются вам что-то сказать)
Ваши чувства ведут себя как барометр, указывающий на погоду в вашей душе.
Вместо того, чтобы засучив рукова бросаться на борьбу с жизнью, отступите, сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь. Помните, что жизнь - это не чрезвычайное происшествие.
89. Если вам кинули мяч, не обязательно ловить его
Воспитание в себе способности реагировать на жизнь спокойно подразумевает осознание предела своих возможностей и ответственности за участие в разрешении чужой проблемы.
90. Еще один спектакль окончен
Когда вы радуетесь, будьте готовы к тому, что, как бы ни было прекрасно счастье, оно рано или поздно сменится другим состоянием. И, встречая это новое состояние, вы уже не испытаете разочарования.
91. Наполните свою жизнь любовью
Вместо того, чтобы ждать любви от других, мы должны стать источником притяжения любви.
Открыв в своем сердце способность любвить, сделав любовь своим высшим приоритетом, вы сделаете важный шаг к тому, чтобы получить любовь, о которой мечтаете.
92. Оцените силу воздействия собственных мыслей
Несчастье - это чувство, которое сопровождает ваши негативные мысли о собственной жизни.
Напомните себе о том, что не жизнь мрачная, а ваши мысли о ней. Это будет вашим первым шагом на пути к счастью.
93. Откажитесь от идеи, что "чем больше - тем лучше"
Развивайте в себе способность быть благодарным тому, чем вас наградила жизнь.
Мерилом счастья является разница между тем, что у вас есть, и тем, что вам хочется.
94. Постоянно задавайтесь вопросом: "Что действительно важно?"
Если вы будете регулярно задавать себе вопрос: "Что действительно важно?" - вы обнаружите, что сделанный вами выбор иногда вступает в конфликт с жизненными целями.
95. Доверьтесь своей интуиции
Доверять интуиции - значит слушать внутренний голос, который непременно знает, что нужно делать, какие шаги предпринять, какие измнения совершить в жизни.
Начните доверять интуиции прямо сегодня, и вы увидите, как изменится ваша жизнь.
96. Смиритесь с тем, "что есть"
Жизнь - это вовсе не то, что нам хотелось бы видеть. И чем скорее мы смиримся с этим фактом, тем скорее наступит покой в наших душах.
Придумывая себе жизнь, мы упускаем возможность наслаждаться настоящим.
97. Не лезьте не в свое дело
Стратегия "не лезь не в свое дело" позволяет исключить из своей жизни сплетни, пересуды и перешептывания за спиной, придирчивость.
98. Постарайтесь увидеть необычное в обычном
Суть в том, что каждый из нас видит жизнь такой, какой хочет видеть.
Жизнь прекрасна и удивительна. Нас окружает так много чудес, за которые мы должны быть ей благодарны.
99. Выкроите время для работы над собой
Если вы будете ждать, пока исполните все свои обязанности, у вас не останется времени, чтобы заняться собой.
Я пришел к выводу, что, выкраивая в своем дневном распорядке хотя бы немного свободного времени, вы обязательно сможете уделить его самосовершенствованию.
100. Проживите день так, как будто он последний
Как ни грустно это сознавать, но никто из нас не знает, когда ему суждено умереть. И при этом мы живет так, словно у нас в перспективе вечность.
Мы слишком трезво и рационально подходим к своим обязанностям и в итоге спешим делать то, что вовсе не так важно.
"Жизнь слишком сложная штука, чтобы относиться к ней чересчур серьезно".

93ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/3/2001 10:24:05 AM
Я последние дни нахожусь под впечатлением... Под впечатлением встречи с человеком, исключительно близким мне по духу. Очень приятное ощущение - общение с человеком, который сознает и понимает больше тебя. И при этом нет эмоционального неприятия или отталкивания - он словно родной, что-ли...
* * *
Этот человек - Джон Энрайт, гештальттерапевт, "гештальтист", как они сами себя обозначают. Только он - насколько я почувствовал - превратил Гештальт в философию и вышел далеко за рамки терапии. В этом смысле он сделал то, что делаю сейчас я.
* * *
Я вот "общался" недавно с профессиональным психотерапевтом - и очень ясно ощутил эту границу. Он воспринимает людей как пациентов и занимается именно "косметическими улучшениями", использует техники, упражнения, подходы для того, чтобы скорректировать нечто в пациенте.
* * *
А я в дискуссии о Вере и в других местах:)) неоднократно заявлял о том, что суть в создании именно личного миропонимания, личной философии.
* * *
Только в таком случае становится возможным реализация того принципа, о котором - формально! - говорят все врачи. Что лечить надо не симптомы, не болезнь - но человека. Личность - если говорить о психологическом консультировании.
* * *
Примеров практически буквального совпадения моих мыслей с мыслями Энрайта очень много. Меня вчера вечером обрадовало внезапное сознавание того, в чем заключается саморазвитие, движение вперед.
* * *
Я - опять же неоднократно и опять же это давно известно - говорил о том, что инсайт состоит не в том, что ты узнаешь что-то новое, чего раньше не знал. Нет! ты не получаешь новой информации - ты иным способом упорядочиваешь, осознаешь имеющуюся (давно имеющуюся, ВСЕГДА!) у тебя информацию (в широком смысле этого слова).
* * *
И приводил пример puzzle - когда нужно собрать связную картинку из кусочков. Смысл в том, что ВСЕ кусочки у тебя есть - а вот единой картины нет. Да, в случае обычного паззла и картинка есть, она на обложке коробки нарисована:))))) Так что здесь задача совсем простая:))))))))
* * *
Не так давно я писал и о том, что цель жизни можно сформулировать как "любящее постижение сущностей".
* * *
И вот вчера вечером я прочитал:
" Задача Гештальта - в расширении сознания, в большей интеграции, большей целостности, более интенсивной инрапсихической коммуникации."
"Перефразируя, можно скзаать, что идеал совершенства - величайшее препятствие для переживания того совершенства, которое уже есть."
"Называть что-то хорошим или дурным - это высокомерие, поскольку никто из смертных не может обладать реальной уверенностью в оценке событий и побуждений."
"Я изменяюсь, сохраняю лучшее из прошлого и двигаюсь в направлении все большего принятия того, что есть."
* * *
Вот последняя формулировка - это оно самое и есть! Когда я думал об этом - мне и пришло в голову, "закоротило", что это, в сущности, тоже самое, что и "любящее постижение сущностей".
* * *
Это у меня в голове было неосознанное представление о том, что этих сущностей (которые нужно с любовью постигать) - вроде как нет. А ОНИ ЕСТЬ!
* * *
Прелесь Энрайта еще и в том, что он - практикующий психотерапевт с огромным опытом. Он приводит множество конкретных упражнений, наблюдений, которые позволяют донести до других людей смысл того, о чем о пытается говорить. И это крайне ценно.
* * *
Вынужден заметить попутно, что редактор книги, некто М.Папуш ведет себя несколько странно. Он, в частности, несколько раз позволяет себе подстрочные комментарии такого смысла, что, мол, старина Джон не понимает (не видит), что...
* * *
"Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны"(с)
* * *
Ценность того, что сделал Энрайт, главным образом, в том, что он самораскрывался в этой книге. Он, кстати, об этом очень глубоко и точно говорит. А не пытался удовлетворить высокие эстетические и содержательные критерии г-на Папуша...

92ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/2/2001 3:00:29 PM
2.6. Обретение уверенности в себе одновременно со смирением
Уверенность в себе – это чувство и состояние Самости. Из такого подхода (и использования слова «уВЕРенность») следует, что и эта черта, характеристика человека базируется прежде всего на Вере.
* * *
Суть этого состояния точно выражается словами «уверенность в себе» - когда у человека есть субъективное ощущение того, что он контролирует ситуацию и способен справиться с потенциальными проблемами.
* * *
Парадоксальность и субъективность этого состояния хорошо видна из того очевидного факта, что ни один человек не способен справиться с ЛЮБЫМИ проблемами. Из этого, кстати, следует, что существует граница, пределы уверенности в себе, которые зрелый человек знает, ощущает, чувствует.
* * *
Поэтому сама по себе уверенность в себе не служит практическим, реальным «инструментом» для решения жизненных проблем. Фактически такое устойчивое состояние личности делает возможным более успешное решение таких проблем. Это очевидно из самого простого примера – если человек не умеет пилотировать самолет, то никакая уверенность в себе ему не поможет. Способность сохранять душевное равновесие, присутствие духа может помочь найти приемлемый выход…
* * *
Из такого рассмотрения с очевидностью следует, что возможны отклонения в обе стороны – и в сторону недооценки собственной уверенности, и в сторону переоценки. Это одинаково плохо, поэтому – как и во всей проблемео зрелой личности вообще – ключевое значение имеет чувство меры.
* * *
С одной стороны, человек может на практике успешно справляться с жизненными задачами, что не помешает ему всю жизнь в душе оставаться робким, сверхосторожным, неуверенным в себе. С другой – переоценка своих сил, непонимание пределов собственных возможностей легко может привести к тому, что в простонародной пословице звучит как «сдуру можно и … сломать»
* * *
В очередной раз я говорю здесь фактически о внутренней, органичной способности человека диалектически соединять внешне несовместимое. Уверенность в себе – это в некотором смысле соединение иррациональной веры в свои силы с рациональным, четким осознанием своих пределов, внимательной оценкой, анализом потенциальных угроз и проблем. У некоторых людей к этому добавляется еще и развитое интуитивное ощущение, «чутье» опасности.
* * *
И здесь я подхожу к вопросу о смирении. В предыдущем абзаце отражена «практическая» функция, когда смирение участвует в «оптимизации» другое состояние Самости – но суть и значение этого состояния, свойства личности значительно глубже.
* * *
Смирение – это также сложная композиция рационального и иррационального, разума и Веры. Возможно, здесь уместно кратко сказать о том, как достигаются такие состояния. Мне представляется, что сначала на основе практического опыта (анализа «обратной связи», «континуума сознавания») у человека появляется рациональное представление. А затем это рациональное представление «сублимируется» в Веру. Человек при этом как бы «произвольно» расширяет «границы применимости» рациональных данных – и в этом опасность. Но при этом происходит некое «наполнение энергией» прежде сухого понятия, перевод его в другое качественное состояние.
* * *
Я уже несколько раз приводил этот пример, - но я считаю, что он дает некоторое представление об этом чувстве-состоянии. Это когда вы темной осенней или зимней ночью смотрите на звездное небо и думаете о том, что все (и вы тоже!) люди смертны…


91ГолоcВыборкаИнфоПочта 3/1/2001 1:52:58 PM
Я дочитал до соответствующего места у Канта, где он критикует т.н. "золотое правило" морали, которое звучит как "Чего не желаешь себе, не делай другим" ("Quod tibi non vis fieri, alteri ne feceris"). В примечаниях сказано, что в таком виде его формулировал Конфуций, Библия (в разных книгах), Фалес, "Махабхарата" и пр.
* * *
Кант к этому правило относится скептически, указывая на субъективность мотива. Согласно такому правилу человек мотивирован своим ИНТЕРЕСОМ.
* * *
Согласно же предложенному Кантом категорическому императиву, мотивом служит желание всеобщности собственного принципа ("максимы", как он выражается).
* * *
Вот соответствующее место (одно из...): "Человек подчинен своему СОБСТВЕННОМУ и тем не менее ВСЕОБЩЕМУ законодательству и .. он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы".
* * *
Я склонен с ним (Кантом:)) согласиться. Хотя первое правило вполне употребительно на стадии "обретения морали", как мне кажется...


90ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/27/2001 12:07:40 PM
2.5. Разрешение невротических конфликтов
Человек, к сожалению, необходимо становится невротиком в процессе роста и социализации. Мне кажется, это необходимая стадия, хотя и весьма неприятная. Возможны ли исключения? Наверное, да - но именно как исключения...
* * *
Мне встречались несколько теорий неврозов, которые несколько по-разному пытались объяснить причины. Я не психолог и не психиатр, поэтому ниже привожу именно свое личное понимание.
* * *
Суть этих теорий сводится к нескольким важным положениям:
1. Человек исходно, от природы, обладает некоторой энергией, причем она делится на "связанную" и "свободную". Именно свободной энергией человек может распоряжаться по своему усмотрению, именно она делает жизнь полной, насыщенной, приятной, хорошей, счастливой. Неврозы же можно описать как некие "точки" в Самости, которые связывают энергию, уменьшаю количество доступной свободной энергии. Причем можно различать два вида энергии - та, которая изначально была заложена в некий невротический шаблон, "паттерн" поведения. И та, которая расходуется для поддержания равновесия, компенсирует этот невротический паттерн. Соответственно, избавление от невроза сводится к высвобождению связанной энергии.
2. Невроз (как и другие проблемы человека) может описываться в виде пары конфликтующих противоположностей. Причем зачастую сознается лишь одна сторона конфликта. В случае невроза часто говорят о диссоциации, расколе единой личности на несколько "частей" (субличностей), между которыми начинается "борьба". Например, т.н. Суперэго (совесть, чувство долга, мораль) требует от человека поступать как должно. А его потребности хотят совершенно иного. Суть избавления от невроза в этом смысле сводится к восстановлению, достижению единства личности, Самости.
* * *
Важной особенностью невротической личности является неспособность УВИДЕТЬ свою проблему, свой невроз. В этом смысле можно, очевидно, говорить о том, что если человек смог увидеть - значит он уже почти победил.
* * *
Причем зачастую это происходит буквально - когда человек ВДРУГ видит свою проблему, она, эта проблема немедленно исчезает. И при этом человек испытывает чувство облегчения, свободы, полноты. В случае интеллектуального озарения, внезапного просветления принято использовать слово "инсайт". Однако важно понимать, что СОЗНАВАНИЕ проблемы отличается от рационального ПОНИМАНИЯ. Я хочу сказать этим, что возможны различные пути освобождения от невроза, это отдельная тема... Дальше я использую слово "инсайт" в расширительном смысле - и как внезапное интеллектуальное озарение, и как внезапное глубокое и четко сфокусированное сознавание.
* * *
В этом смысле можно, мне кажется, описать невроз, дефект личности, как некоторого "воришку-невидимку", который ворует энергию и причиняет страдания сознательному Эго.
* * *
Человек может страдать не одним, а многими неврозами. В этом смысле возможны и необходимы несколько инсайтов. При этом разрешение некоей частной проблемы еще не ведет к конечной цели - обретению цельности, интегрированности, завершенности, единства, гармонии.
* * *
Важно понимать также, что инсайт - это КАЧЕСТВЕННЫЙ переход из одного состояния в другое. Это означает, в частности, что этот переход нелинейный, иррациональный и непредсказуемый. Он может быть - а может и не произойти. Нет никаких гарантий - и это очень важное понимание, которое необходимо человеку. В этом смысле спасением является терпение, способность переживать ситуации неопределенности, в т.ч. и эмоционально нагруженные...
* * *
Понятно, что качество, глубина инсайта может быть разной. Это означает, в частности, что существует качественный переход очень высокого уровня, когда человек в результате инсайта переходит в состояние ЕДИНСТВА своей личности, своей Самости.
* * *
Именно такой переход я понимаю как переход к состоянию зрелой (нормальной, по А.Маслоу) личности. И именно в результате такого перехода у человека высвобождается практически вся доступная свободная энергия - и он может просто ЖИТЬ...
* * *
Возникает вопрос - можно ли как-то влиять, приближать, ускорять эти качественные "скачки"? Я полагаю, что можно. Важно только понять, КАК это возможно. (В сущности, все эти заметки посвящены именно попытке раскрыть суть этого "КАК"). Речь идет о "технологии" желания. Я буду говорить об этом ниже, в разделе 3.
* * *
Когда я читал трехтомник К.Хорни, посвященный неврозам и избавлению от них, для меня было открытием, что практически ВСЕГДА существует возможность для 2 состояний личности: невротического и нормального. Я хочу этим сказать, что глядя на одного и того же человека с одними и теми же поведенческими проявлениями, очень непросто понять, какой сущностью обусловлено эта форма, которую мы воспринимаем.
* * *
Более важным является, естественно, не то, как меня воспримут со стороны. Более важно то, что КРАЙНЕ сложно отличить норму от невроза. Скажем, существует нормальная, зрелая личность - и практически такими же ВНЕШНИМИ проявлениями может обладать т.н. "хорошо компенсированный невротик".
* * *
Суть в том, что человек борется со своими проблемами, неврозами. И тут возможны варианты, как в борьбе с любой серьезной болезнью. Можно добиться некоторого "равновесия", "устойчивой ремиссии", когда признаков болезни практически не ощущается и не видно. А можно добиться полного выздоровления. И это два КАЧЕСТВЕННО разных состояния. Эти люди ПО-РАЗНОМУ мотивированы, по-разному себя ощущают, сознают, по-разному поступают...
* * *
Говорю же я об этом прежде всего потому, что для себя самого крайне важно понимать, сознавать и осознавать КАЧЕСТВО своего состояния. То ли ты действительно стал зрелой личностью - то ли ты достиг новой ступени на пути "компенсации" своих проблем. Это сложный и длинный разговор, проще и правильнее, мне кажется, почитать К.Хорни, прежде всего том 3 ее избранных работ...
* * *
Если посмотреть "вокруг", то мне представляется, что большая часть людей (от 70 до 90%, я не могу дать более точную оценку) всю свою жизнь существует в состоянии более или менее компенсированного невротика. Этим я хочу подчеркнуть, что задача "перехода" к зрелой личности - КРАЙНЕ сложная. При этом необходимо, естественно, понимать, что такая "статистика" означает, что жить с неврозами тоже возможно - живут же люди, правда?
* * *
Поэтому речь идет прежде всего о том, что избавление от неврозов, переход в "нормальное" состояние дает НОВОЕ КАЧЕСТВО жизни, человеку "вдруг" становится легче, интереснее, полнее просто ЖИТЬ... За это, я убежден, стоит побороться...

89ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/27/2001 11:32:09 AM
"...к сожалению, понятие счастья столь неопределенное понятие, что хотя каждый человек желает достигнуть счастья, тем не менее он никогда не может определенно и в полном согласии с самим собой сказать, чего он, собственно, желает и хочет
...невозможно, чтобы в высшей степени проницательное и исключительно способное, но тем не менее конечное существо составило себе определенное понятие о том, чего оно, собственно, здесь хочет."
И.Кант

88ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/26/2001 10:06:05 PM
76. Не переживайте о том, чего не знаете
Мы не знаем, что произойдет - мы лишь думаем, что знаем. Зачастую мы из ничего лепим проблему.
77. Оцените себя объективно
Перестав стесняться своих отрицательных качеств, вы избавитесь от страха перед ними.
Оценив себя объективно, вы можете с уверенностью сказать про себя: "Я не идеал, но хорош таким, какой есть".
78. Позвольте себе немного нерадивости
Одной из самых распространенных ошибок, которые допускают люди, является излишнее волнение по поводу мелких неудач.
Не стоит стремиться удовлетворять всем требованиям на сто процентов. Самое главное, что вы стремитесь к лучшему.
79. Не сваливайте все на других
Если вы несчастливы, напомните себе о том, что счастье в ваших руках.
Покончив с порочной практикой овинять других, вы вновь ощутите собственную силу.
80. Станьте жаворонком
Час-два, проведенные наедине с самим собой до начала трудового дня, резко изменят ритм вашей жизни.
81. ПЫтаясь быть полезным, сосредоточьтесь на малом
Иногда наши грандионые планы совершить что-то великое, но потом, мешают нашим возможностям сделать малое, но прямо сейчас.
МЫ не можем изменить мир, но в состоянии сделать его более светлым.
82. Помните, что через сто лет нас уже не будет
Если судить в масштабе Вселенной, сто лет - срок небольшой. Однако несомненно одно: через сто лет все мы покинем эту планету.

87ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/24/2001 1:03:14 PM
71. Дайте мыслям отдохнуть
Покой в мыслях есть основа внутреннего равновесия.
Медитация учит вас спокойствию, которое достигается опытом абсолютной релаксации. Она учит вас быть в мире с самим собой.
72. Займитесь йогой
Хотя занятия йогой сопряжены с физической нагрузкой, они благотворно влияют как на физическое, так и на эмоциональное состояние.
Йога обеспечивает баланс тела и души, дает ощущение легкости и покоя.
73. Сделайте услужливость частью своей жизни
Если вы ставите перед собой цель помочь другим, список добрых дел может быть поистине бесконечным.
Отдавая, вы одновременно получаете. Кстати, то, что вы получаете, прямо пропорционально щедрости вашего дара.
74. Сделайте доброе дело и не ждите благодарности
Подобно тому, как физическое упражнение способствует вашему хорошему физическому самочувствию, акты доброты и любви дают эмоциональный подъем. Награда вам за ваши добрые дела - сознание того, что вы их совершили.
75. Отнеситесь к своим проблемам как потенциальным учителям
Уровень стресса, которому мы подвергаемся, в большей степени зависит не от самих проблем, а от нашего отношения к ним.
Стоит нам научиться чему-то на опыте своих проблем, проблем становится меньше.

86ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/23/2001 11:24:09 PM
В приведенных ниже пунктах из книги Карлсона есть 2, которые мне бы хотелось прокомментировать.
* * *
Первый - об умении игнорировать негативные мысли. Это очень важное умение, способность. Важно понимать, что оно никак не связано с "позой страуса", стремлением не видеть плохого, грязного, негативного. Это такой способ восприятия мира, жизни - именно ПРАВИЛЬНЫЙ способ!
* * *
Ему нужно учиться, сам по себе он не появляется...
* * *
Второй - о практике, как дороге к своей сущности. Это-то достаточно банально - хотя и исключительно важно. Я читаю книгу по гештальттерапии, в которой очень хорошо раскрывается, что человек, в сущности, в некотором смысле, есть "сумма поведенческих паттернов", шаблонов поведения, реагирования.
* * *
Суть не в том, что шаблоны - это плохо. Нет, это удобно и правильно. Суть в том, чтобы паттерны были ПРАВИЛЬНЫМИ, адекватными.
* * *
Одни из способов рассмотрения, описания невротичности заключается в утверждении, что поведенческие паттерны невротика, которые когда-то появились как адекватная, полезная (с точки зрения получения желаемого) форма реагирования превращается в неадекватную. Больше того, она связывает энергию, навязывает человеку определенную форму существования...
* * *
В такой плоскости суть развития заключается в том, чтобы МЕНЯТЬ свои неадекватные, устарелые, вредные паттерны. Вся ценность такого подхода заключается в том, что изменить шаблон поведения очень легко. Легко не в смысле долговременной и внутренне присущей манере реагирования - а в смысле, что поступить прямо сейчас ИНАЧЕ, чем ты поступал всегда очень ЛЕГКО. Достаточно просто осмыслить привычную форму реагирования - и сознательно поступить (заставить поступить) иначе.
* * *
Причем абсолютно в мелочах, это не существенно. Начать с мелочей даже удобнее и проще. По-другому почистить зубы, приготовить завтрак, переставить мебель, провести свободное время - поступая иначе, мы реально воздействуем на свою личность, мы именно меняем свои паттерны.
* * *
Другой вопрос, каким именно образом они меняются, хотим ли мы воспринять и закрепить эти изменения, а главное - сможем ли мы их закрепить. Но начать легко - а это не так мало, как может показаться:)))

85ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/23/2001 11:14:35 PM
66. Думайте не о том, что хотите, а о том, что имеете
Вместо того, чтобы желать изменения характера супруги, постарайтесь сосредоточиться на ее достоинствах. Вместо жалоб на низкий уровень своей зарплаты будьте благодарны тому, что вы имеете работу.
67. Постарайтесь игнорировать негативные мысли
Игнорируя или отвергая мысль о негативном, вы заметите, что тем самым открываете дорогу мыслям о хорошем. А уж ваши мудрость и здравый смысл подскажут, что делать дальше.
68. Учитесь у друзей и родных
Советы умудренного опытом человека уберегут вас от ошибочного шага.
69. Будьте счастливы уже сейчас
Мы верим, что будем счастливы после того, как купим новую машину, съездим отдохнуть на курорт, выйдем на пенсию. И так без конца! А тем временем жизнь идет. И поверьте, не лучшего времени для счастья, чем настоящее.
70. Помните, что практика - путь к становлению вашей сущности
Привыкая к определенному стилю жизни, вырабатывая в себе те или иные привычки, вы определяете свою сущность.

84ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/23/2001 11:10:21 PM
2.4. Система моральных ценностей и готовность ей следовать
Как-то внезапно я осознал, что собственно СИСТЕМЫ нет. Нет потому, что в ней нет необходимости. Она существует в потенции, латентно. Моральная оценка любой ситуации выводится из одного категорического императива И.Канта, который представляет собой формулировку высшего и идеального морального закона.
* * *
Я предпочитаю несколько измененную формулировку - "не делай другому так, как не хочешь, чтобы делали тебе". И полагаю, что этой аксиомы вполне достаточно.
* * *
Суть морали - не в тщательно и глубоко разработанной СИСТЕМЕ, в которой разбирается максимально возможное число практических вариантов. Число таких вариантов накапливается, как некое число паттернов реагирования, шаблонов в результате осмысления жизенного опыта. Это помогает быстрее осмыслять новые ситуации - но принципиально ничего не меняет. В основе - все тот же императив.
* * *
Что же главное в морали? Главными, на мой взгляд, являются а) ВЕРА в этот категорический императив; б) воля следовать ему в своей жизни, мыслях, действиях.
* * *
Кант говорит о том, что моральные приципы, как рациональные положения не могут напрямую "мотивировать" поступки человека. Мотивом является моральное ЧУВСТВО, говорит Кант.
Именно этим объясняется ключевое значение Веры - ведь это не рациональная конструкция, это сложный психологический феномен, включающий в себя как эмоциональную, так и волевую компоненты.
* * *
Вера напрямую способна "мотивировать" человека на конкретные и реальные действия. Степень способности ("запас мощности", как я иногда выражаюсь) следовать своим моральным принципам определяется, в свою очередь, силой воли и глубиной Веры.
* * *
Это сложный и невполне понятный для меня вопрос - о соотношении воли и Веры. Способность уверовать, мне представляется, не связана (напрямую) с силой воли. С другой стороны, воля определяет такую характеристику, как "крепость в Вере". С третьей - сама воля черпает энергию именно из Веры. Пока не имею отчетливого понимания по этой проблеме...
* * *
С практической точки зрения для создания "запаса" Веры и воли, безусловно, необходим опыт. Важно подчеркнуть, что опыт как положительный, так и отрицательный...
* * *
Необходимо подчеркнуть самым недвусмысленным образом, что система моральных ценностей (мораль) данной личности может быть как ПРАВИЛЬНОЙ (соответствующей категорическому императиву), так и не правильной.
* * *
Поэтому в формуле "моральные ценности и готовность им следовать" обе части являются одинаково важными. Ценности без воли, без способности их реализовывать - не имеют ценности. Стальная воля в реализации "аморальных ценностей" рождает чудовищ. И все это держится на Вере...

83ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/23/2001 10:52:55 PM
Нет, не оффтопик... Из книг А.Маслоу у меня никогда не возникало ощущения одиночества.
* * *
У Э.М.Ремарка было такое высказывание, помню, в молодости на меня произвело впечатление: "Мое кредо, кредо индивидуалиста - независимость, снисходительность, юмор" (цитирую по памяти).
* * *
Это высказывание Маслоу - абсолютно диалектическое. Вот ты, Мираж - и я, Голос. По уровню сознавания (это я читаю книжку по гештальттерапии, они там называют "сознаванием" то, что я обычно называл "пониманием") весьма, в некотором роде, близки, как мне кажется. В тоже время, я неоднократно ощущал нечто вроде "стеклянной стены", которая нас отделяет. Мы вроде как движемся по отдельным стеклянным каналам. Хм, трудно выразить это ощущение.
* * *
Смысл же более понятен - я как-то писал о том, что путь развития в значительной степени есть путь ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. Способность к тонкой нюансировке, различению деталей, цветов, оттенков чувств - это признак высокого уровня развития, сознавания. Но это, в некотором роде, путь развития художника - все они видят по-разному и картины разных (хороших) художников одновременно и похожи, и непохожи друг на друга...
* * *
Есть и другой способ рассмотрения. Известно, что любить других людей может лишь тот, кто любит себя. Т.е. обычный путь развития в подобных ситуациях - дойти до предела в личном развитии. И только тогда осознать, что это лишь ступень...
* * *
Об этом я писал, когда говорил о М.Бубере, именно после его книги я осознал достаточно отчетливо, что личное совершенство неполно, несовершенно без отношений Я-Ты с другими людьми. Их, этих людей, не может быть много - но они должны быть. Как говорил Бубер, человек не может состояться один, сам по себе.
* * *
Тут и возникает диалектика - углубляясь в "одиночество" (которое не осознается как трагическое, негативное), человек такого уровня фактически приближается к единению с другими людьми.
* * *
Единение с разными людьми будет разным. С людьми своего уровня - оно довольно странное. Это какое-то иррациональное ощущение друг друга, некое "чувство локтя". Это давно и хорошо описано в книгах по эзотерике...
* * *
Кстати, сейчас физики сходят с ума. Я сегодня видел статью из самого главного и популярного физического журнала Physical Review Letters, напечататься в котором крайне трудно и очень почетно - в этой статье по ФИЗИКЕ на полном серьез говорится о реинкарнациях и телепортации. Не больше и не меньше...
* * *
Похоже, ученые нащупывают некий "механизм", который позволяет объяснять в т.ч. и способы обмена информацией в биологических системах. Причем у них явно получается, что обмен происходит МГНОВЕННО на ЛЮБОМ расстоянии. Что буквально означает, что один объект будет мгновенно чувствовать другой объект, находясь в другой ГАЛАКТИКЕ. Вот так скромненько...
* * *
Да, это я отвлекся... Так что люди определенного уровня могу просто ощущать друг друга - сохраняя при этом свою уникальность, особость, оставаясь в некотором смысле одиноким.
* * *
Это очень хорошее, очень глубокое высказывание. Оно висит на мониторе моего компьютера уже лет 5...

82МиражВыборкаИнфоПочта 2/23/2001 8:19:36 PM
"Человек, в сущности, одинок..."

Любопытно, что слово "одиночество" могло бы означать то, что означает слово "единство", а слово "единство" вполне могло означать то, что мы подразумеваем под "одиночеством".

Крайности смыкаются и, иногда рассматривая их, начинаешь замечать нечто, что находится "за" терминами и категориями.

Надеюсь, что это не оффтопик. ;-)

81ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/21/2001 10:28:41 PM
61. Читайте то, с чем вы не согласны, и постарайтесь почерпнуть что-то новое
Двое несогласных друг с другом могут использовать в споре аргументы равной силы и при этом быть в равной степени убедительными.
Хотя бы в течение нескольких минут каждый день читайте книги или статьи, в которых излагаются точки зрения, отличные от вашей.
62. Не распыляйтесь
Независимо от того, чем вы заняты - моете ли посуду, разговариваете по телефону, управляете автомобилем, играете с ребенком, беседуете с супругом, читаете журнал, - постарайтесь сосредоточить внимание только на этом. Присутствуйте в этом процессе не только физически, но и мысленно.
63. Сосчитайте до десяти
Сочетание счета с глубоким дыханием настолько расслабляет, что по окончании упражнения уже невозможно злиться.
Как только почувствуете, что нервы начинают сдавать, начинайте считать.
64. Попробуйте оказаться в "сердце шторма"
Позвольте другим ощутить собственную правоту и радоваться этому
65. Проявите гибкость, если в ваших планах произошли изменения
Для обретения душевного спокойствия следует исключить из своей жизни такое понятие, как упрямство.
Поставив перед собой цель стать более гибким, вы обнаружите потрясающие вещи: вы станете более спокойным и уравновешенным, причем ваша творческая продуктивность совершенно не пострадает.

80ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/21/2001 10:22:20 PM
Опять Кант
* * *
...нам дан разум как практическая способность ... его истинное назначение должно состоять в том, чтобы породить не волю как средство для какой-нибудь цели, а ДОБРУЮ ВОЛЮ САМУ ПО СЕБЕ."
* * *
Очень любопытная мысль, неожиданная для меня. Действительно, именно разум, способный на основе моральных принципов делать выбор между добром и злом - способен сделать волю именно ДОБРОЙ.
* * *
Кант тут явно противопоставляет (эти две цитаты стоят рядом) разум как "умничанье" - и разум как средство для конкретной цели. Причем высокой цели...

79ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/21/2001 10:19:47 PM
Вот снова И.Кант
* * *
"На самом деле мы и находим, что, чем больше культивируемый разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности. Отсюда у многих людей, и притом самых искушенных в применени разума, если только они достаточно искрени, чтобы в этом признаться, возникает некоторая степень мизологии, т.е. ненависти к разуму...Поэтому они в конечном счете скорее завидуют той породе более простых людей, которая гораздо больше руководствуется природным инстинктом и не дает разуму приобретать значительное влияние на их поведение."
* * *
В частности, именно об этом я пытался сказать в п.2.2 "Минимально необходимый уровень интеллекта".
* * *
В этом, если смотреть глубже, отличительная черта Мудрости. Мудрость - это не много- и не всезнайство...

78ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/21/2001 10:16:14 PM
Вот любопытная цитата из И.Канта
* * *
"...правил благоразумия, к которым относятся: умиротворенность души, ее спокойствие, свободное от всяких упреков, истинная честь, оценка по достоинству себя и других, равнодушие или, точнее, хладнокровие и стойкость по отношению ко всякому злу, в котором мы не виновны. Все это не является источником добродетели, а лишь вспомогательным средством. Это и есть обязанности с точки зрения добродетельных людей."
* * *
Фактически он говорил о душевном равновесии, мире в душе, причем очень точно говорил... Опять это ощущение, что все уже было, было, было:)))))

77ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/19/2001 11:25:42 PM
56. Будьте одинаково приветливы и в печали, и в радости
Разница между счастливым и несчастным человеком заключается не в том, насколько часто им бывает плохо, но в их отношении к плохому настроению.
Когда вам будет плохо, не пытайтесь бороться со своим настроением, просто попытайтесь расслабиться.
57.
58. Расслабьтесь
Больишнство из нас откладывает возможность расслабиться на потом, когда список неотложных дел будет полностью исчерпан. Разумеется, это из области невозможного.
Релаксация подразумевает спокойную реакцию на любые драматические события.
59. Усыновите ребенка по почте
Не подумайте, что вам действительно предстоит усыновить ребенка, но вы окажете помощь незнакомому малышу на расстоянии. Этот опыт принес огромную радость и удовлетворение всей нашей семье.
60. Превратите мыльную оперу в мыльный пузырь
Как в драматическом действии, мы склонны преувеличивать значение событий, раздувая из мухи слона. Мы забываем о том, что жизнь не так плоха, как нам представляется.
Жизнь это не несчастный случай, и пусть ваши проблемы превратятся в мыльный пузырь.

76ГолоcВыборкаИнфоПочта 2/19/2001 11:20:05 PM
2.3. Диалектическая логика как основа мышления, вгляда на окружающий мир
Диалектика рассматривает все процессы с точки зрения борьбы, противоборства разнонаправленных сил. Неверно было бы говорить о 2 противоположных силах, черно-белое дихотомичное мышление несовместимо с диалектикой.
* * *
Нет, диалектика приучает рассматривать любую ситуацию как динамический процесс, развитие которого определяется сложным взаимодействием различных факторов и сил.
* * *
Важно понять, что это не просто красиво выдуманная техника, методика. Это скорее адекватное отражение объективной реальности. Жизнь устроена достаточно рационально. Но исключительно сложно. Если же учесть ограниченные человеческие способности к пониманию, сознаванию - то запредельно, иррационально сложно.
* * *
При этом мир вовсе не "оптимизирован" под человека. Природа к человеку вполне равнодушна, а человеческое общество как форма существования homo sapiens принципиально несправедливо к каждой отдельно взятой личности.
* * *
Именно диалектическая логика призвана дать возможность СИНТЕЗИРОВАТЬ в голове, в душе, в Самости образ реальности.
* * *
Необходимо понимать, что диалектическая логика - это сложносоставной навык высокого уровня. Как в любом обучении, сначала необходимо усвоить более простые вещи, такие как логика формальная.
* * *
Важная особенность диалектика (т.е. человека, мыслящего диалектически) состоит в том, что для него диалектика не есть формальный "внешний" метод. Это способ осмысления, способ существования, способ чувствования, способ "интуирования". Рассмотрение любой ситуации как заведомой комбинации различных факторов - это аксиома, которая лежит в самой основе.
* * *
Больше того, я бы сказал, что диалектическое мышление покоится на ВЕРЕ в диалектичность бытия. Важным здесь является "одушевляющая" и "укрепляющая" сила, которую придает настоящая Вера...
* * *
Поэтому ставить вопрос например, так: "Ага, здесь мне нужно "включить" диалектическую логику" - заведомо неточно и неверно. Порядок всегда другой, хотя некоторые этапы могут быть скрыты. Первой всегда должна быть диалектика. Если результаты (порой очень быстрого, интуитивного) анализа указывают на возможность использования более простых методов - то они используются. Но никак не наоборот!
* * *
Диалектичность мышления вырабатывается только путем постоянной практики, повторения, анализа. Повторения именно до тех пор, пока этот навык не интегрируется в структуру личности, не станет естественным и необходимым. В этом смысле важным является "школа" - кто и как учил человека думать...

Страницы: <<< 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Яндекс цитирования