День за днем я крашу это лицо. День за днем на нем меняется грим, - пусть я знаю, что однажды, в конце концов, оно станет совсем-совсем-совсем другим.
Понемножечку тогда, по чуть-чуть, через речку к голубым журавлям, я продолжу, я продолжу тогда свой путь, а эта песенка останется вам:
Дорогие мои, никогда вам не надо печалиться. Даже если ветра холодны и маяк далек - вы найдете Судьбу, и, я знаю, однажды причалите к тем родным берегам, где вас ждали всегда, где горел огонек. Дорогие мои, вам не надо напрасно тревожиться. Даже если нагрянет лихая к вам в дом беда - просто верьте в удачу свою! Остальное - приложится. Улыбайтесь судьбе, улыбайтесь себе - всегда!
День за днем я крашу красным свой рот, день за днем я мажу синим глаза - чтоб под маской Коломбины скрыть взгляд Пьеро, чтоб резвяся, играя, слова свои сказать: все пройдет, я поняла не из книг: боль и радость и печаль - все пройдет. И неважно, для кого будет петь Родник. Кто приникнет к Роднику и споет:
Дорогая Москва, я люблю твои шумные улицы, где кипит и сверкает жизнь, как вино, пьяня. Где мелькают шуты, чародеи, злодеи и умницы, где когда-нибудь кто-нибудь, может быть, вспомнит на миг - меня. Золотая Москва, подними же мерцающий занавес, сочини для нас пьесу, где каждый, кто жив - герой. И солги, что финала - не будет! И заново, заново нас фальшивой пленяй мишурой и правдивой, до слез, игрой, и солги, что финала - не будет. И заново, заново нас фальшивой пленяй мишурой и правдивой игрой!
--> (419) В. С. Высоцкий ...........................................
…...……. Честь ….. шахматной короны ……………………… ЧЕСТЬ ШАХМАТНОЙ КОРОНЫ
…………………. Игра ………………………………… II. ИГРА
Только прилетели – сразу сели. …………. Только прилетели – сразу сели. Фишки все заранее стоят. ………………... Фишки все заранее стоят. Фоторепортёры налетели – ……………… Фоторепортёры налетели – и слепят, и с толку сбить хотят. ………… И слепят, и с толку сбить хотят.
Но меня и дома – кто положит? ………… Но меня и дома – кто положит? Репортёрам с ног меня не сбить!.. ………. Репортёрам с ног меня не сбить!.. Мне же неумение поможет: …………….. Мне же неумение поможет: этот Шифер ни за что не сможет ………. Этот Шифер ни за что не сможет угадать, чем буду я ходить. …………….. Угадать, чем буду я ходить.
Выпало ходить ему, задире. ……………. Выпало ходить ему, задире, – Говорят, он белыми мастак. ……………. Говорят, он белыми мастак! – Сделал ход с е-2 на е-4 — ……………… Сделал ход с е-2 на е-4… что-то мне знакомое… Так-так!.. ……… Чтой-то мне знакомое… Так-так!..
Ход за мной. Что делать?! Надо, Сева, – … Ход за мной – что делать?! Надо, Сева, – наугад, как ночью по тайге… …………… Наугад, как ночью по тайге… Помню – всех главнее королева: ………... Помню – всех главнее королева: ходит взад-вперёд и вправо-влево, ……… Ходит взад-вперёд и вправо-влево – ну а кони – только буквой «Г». …………. Ну а кони вроде – буквой «Г».
Эх, спасибо заводскому другу – ………… Эх, спасибо заводскому другу – научил, как ходят, как сдают… …………. Hаучил, как ходят, как сдают… Выяснилось позже – я с испугу …………. Выяснилось позже – я с испугу разыграл классический дебют! …………. Разыграл классический дебют!
Всё гляжу, чтоб не было промашки, ……. Всё следил, чтоб не было промашки, вспоминаю повара в тоске. ……………… Вспоминал всё повара в тоске. Эх, сменить бы пешки на рюмашки, …… Эх, сменить бы пешки на рюмашки, сразу б прояснилось на доске! ………….. Живо б прояснилось на доске!
У него ферзи, ладьи – фигуры! ………………………………………………….. И слоны опасны и сильны. ………………………………………………………. У меня же все фигуры – дуры: …………………………………………………… королевы у меня и тýры, …………………………………………………………. офицеры – это ж не слоны! ……………………………………………………….
Вижу, он нацеливает вилку – …………… Вижу, он нацеливает вилку – хочет есть. И я бы съел ферзя… ………… Хочет есть, – и я бы съел ферзя… Под такой бы закусь да – бутылку! ……... Под такой бы закусь – да бутылку! Но во время матча пить нельзя. …………. Но во время матча пить нельзя.
Я голодный, посудите сами: …………….. Я голодный, посудите сами: здесь у них лишь кофе да омлет. ………... Здесь у них лишь кофе да омлет, – Клетки – как круги перед глазами, ……… Клетки – как круги перед глазами, королей я путаю с тузами ………………… Королей я путаю с тузами и с дебютом путаю дуплет. ………………. И с дебютом путаю дуплет.
Есть примета – вот я и рискую: ………….. Есть примета – вот я и рискую: в первый раз должно мне повезти. ………. В первый раз должно мне повезти. Я его замучу, зашахую – …………………. Я его замучу, зашахую – мне бы только дамку провести! …………. Мне дай только дамку провести!
Не мычу, не тéлюсь, весь – как вата. ……. Не мычу, не тéлюсь, весь – как вата. Надо что-то бить – уже пора! ……………. Надо что-то бить – уже пора! Чем же бить? Ладьёю – страшновато. …… Чем же бить? Ладьёю – страшновато, Справа в челюсть – вроде рановато, …….. Справа в челюсть – вроде рановато, неудобно – первая игра. ………………….. Неудобно – первая игра.
… Он мою защиту разрушает – ………….. … Он мою защиту разрушает – старую индийскую – в момент. ………….. Старую индийскую – в момент, – Это смутно мне напоминает ……………... Это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент. …………… Индо-пакистанский инцидент.
Только зря он шутит с нашим братом – …. Только зря он шутит с нашим братом – у меня есть мера, даже две: ………………. У меня есть мера, даже две: если он меня прикончит матом, ………….. Если он меня прикончит матом, я его – через бедро с захватом …………… Я его – через бедро с захватом, или – ход конём – по голове! …………….. Или – ход конём – по голове!
Я ещё чуток добавил прыти – ……………. Я ещё чуток добавил прыти – всё не так уж сумрачно вблизи. ………….. Всё не так уж сумрачно вблизи: В мире шахмат пешка может выйти – …… В мире шахмат пешка может выйти – если тренируется – в ферзи! ……………… Если тренируется – в ферзи!
Шифер стал на хитрости пускаться: …….. Шифер стал на хитрости пускаться: встанет, пробежится и – назад, ………….. Встанет, пробежится и – назад, предложил турами поменяться – ………... Предложил турáми поменяться, – ну ещё б ему не опасаться: ………………. Ну ещё б ему не опасаться – я же лёжа жму сто пятьдесят! …………… Когда я лёжа жму сто пятьдесят!
Я его фигурку смерил оком, …………….. Я его фигурку смерил оком, и когда он объявил мне шах, ……………. И когда он объявил мне шах – обнажил я бицепс ненароком, …………... Обнажил я бицепс ненароком, даже снял для верности пиджак. ………... Даже снял для верности пиджак.
И мгновенно в зале стало тише, ………… И мгновенно в зале стало тише, он заметил, как я привстаю… …………... Он заметил, что я привстаю… Видно, ему стало не до фишек – ………... Видно, ему стало не до фишек – и хвалёный пресловутый Фишер ………... И хвалёный пресловутый Фишер тут же согласился на ничью. …………….. Тут же согласился на ничью.
………………………………………………………… 1972 ………………………………………..||…………………………………………………. Владимир ВЬIСОЦКИЙ …………………… ВЛАДИМИР ВЬIСОЦКИЙ (стр. 122–126 ) ………………………||……… (стр. 384–387) По изданию 1982 г. ......................................... По изданию 1991 г.
…...……. Честь ….. шахматной короны ……………………… ЧЕСТЬ ШАХМАТНОЙ КОРОНЫ
………. Подготовка ……………………………………. I. ПОДГОТОВКА
Я кричал: «Вы что там, обалдели, – ………. Я кричал: «Вы что ж там, обалдели? – уронили шахматный престиж!» …………… Уронили шахматный престиж!» Мне сказали в нашем спортотделе: ……….. Мне сказали в нашем спортотделе: «Вот прекрасно, ты и защитишь. ………….. «Ага, прекрасно – ты и защитишь!
Но учти, что Фишер очень ярок, ………….. Но учти, что Фишер очень ярок, – даже спит с доскою – сила в нем. …………. Даже спит с доскою – сила в ём, Он играет чисто, без помарок…» …………. Он играет чисто, без помарок…» Ничего, я тоже не подарок, ………………... Ничего, я тоже не подарок, – у меня в запасе ход конём. ………………… У меня в запасе – ход конём.
Друг мой, футболист, учил: «Не бойся, …… Друг мой, футболист, учил: «Не бойся, он к таким партнёрам не привык. …………. Он к таким партнёрам не привык. За тылы и центр не беспокойся, …………… За тылы и центр не беспокойся, а играй по краю – напрямик…» …………… А играй по краю – напрямик!..»
Я налёг на бег, на стометровки, …………… Я налёг на бег, на стометровки, в бане вес согнал, отлично сплю, …………. В бане вес согнал, отлично сплю, были по хоккею тренировки… ……………. Были по хоккею тренировки… В общем, после этой подготовки ………….. В общем, после этой подготовки я его без мата задавлю. ……………………... Я его без мата задавлю!
«Не спеши и, главное, не горбись, – ………. «Не спеши и, главное, не горбись. – так боксёр беседовал со мной, – ………….... Так боксёр беседовал со мной. – в ближний бой не лезь, работай в корпус, … В ближний бой не лезь, работай в корпус, помни, что коронный твой – прямой». ……. Помни, что коронный твой – прямой».
Честь короны шахматной – на карте! ……… Честь короны шахматной – на карте, – Он от пораженья не уйдёт: …………………. Он от пораженья не уйдёт: мы сыграли с Талем десять партий – ……… Мы сыграли с Талем десять партий – в преферанс, в очко и на бильярде. ………… В преферанс, в очко и на бильярде, – Таль сказал: «Такой не подведёт». …………. Таль сказал: «Такой не подведёт!».
………. Ох, рельеф мускулатуры, …………………... Ох, рельеф мускулатуры! ………. мышцы крепкие спины! ……………………. Дельтовидные – сильны! ………. Эх вы, лёгкие фигуры, ……………………… Что мне лёгкие фигуры, ………. Ах вы, кони да слоны! ……………………… Эти кони да слоны!
И в буфете, для других закрытом, …………… И в буфете, для других закрытом, Повар успокоил: «Не робей! ………………… Повар успокоил: «Не робей! Да с таким прекрасным аппетитом – ………... Ты с таким прекрасным аппетитом – ты проглотишь всех его коней! …………….... Враз проглотишь всех его коней!
Ты присядь перед дорогой дальней – ……….. Ты присядь перед дорогой дальней – и бери с питанием рюкзак, ………………….. И бери с питанием рюкзак, на двоих готовь пирог пасхальный: ………… На двоих готовь пирог пасхальный: этот Шифер – хоть и гениальный, ………….. Этот Шифер – хоть и гениальный, – а небось покушать не дурак!» ………………. А небось покушать не дурак!»
………. Будет тихо всё и глухо, ……………………………………………….. ………. а на всякий там цейтнот ………………………………………………. ………. существует сила духа …………………………………………………. ………. и красивый апперкот. ………………………………………………….
Не скажу, чтоб было без задорин, – …………………………………………… были анонимки и звонки. ………………………………………………………. Я всем этим только раззадорен, ………………………………………………... только зачесались кулаки. ………………………………………………………
Напугали даже спозаранка: …………………………………………………….. «Шифер может левою ногой …………………………………………………… с шахматной машиной Капабланка, …………………………………………… сам он вроде заводного танка…» ……………………………………………… Ничего, я тоже заводной! ………………………………………………………
……….. Ох мы – крепкие орешки! …................. Ох мы – крепкие орешки! ……….. Эх, корону привезём! ………………… Мы корону – привезём! ……….. Спать ложусь я – вроде пешки, ……… Спать ложусь я – вроде пешки, ……….. просыпаюся – ферзём! ……………….. Просыпаюся – ферзём!
Выговор И вот в это во все я влюбилась почти на неделю? Безмозгово и радостно летний раскрасивши мир.. Ах, глазуньи мои, вы ж куда, паразиты, глядели? Разбежались вразносье.. опять не в зенит, а в надир..
И не щурьтесь, бесстыжие.. Спрос справедливый и строгий.. На сознанью и логику нечего сходу пенять.. Не Рентгены, конешно.. не йоги опять же, не боги.. Но кому же беречь организменну гордость и стать?
Ну ништо... Спохватились, моргучие, слава Нерею.. Не косили бы только.. запишется как саботаж.. И не хлюпать, жалеючи многострадальную шею.. Залимонивши сдуру вираж из пейзажа в мираж..
Есть женщины, которые как снег, Есть женщины, которые как ветер... Есть женщины, которым улететь, Растаять - много проще, чем ответить На "руку дай". Дотронешься огнем - И нет руки. А мне не оторваться От женщины, которая поет В пустыне опустевших декораций. Где ветер лижет золотую зыбь, Выравнивая грани светотени, Где постигать движения азы Пространство терпеливо учит время. И сердце, доверяясь миражам, Заходит за нейтральные наделы, И смело обнажается душа, Не ведая, что вышла за пределы. Есть женщины, которые как свет. И эта - из немногих на планете, Где женщины, которые как снег И женщины, которые как ветер...
Автор: multatuli
И посвящается он знаете кому? Светлане Сургановой! (Опубликовано на http://community.livejournal.com/surganova)
На волне колокольного звона К нам плывёт голубая весна И на землю из божьего лона Сыплет щедрой рукой семена.
Проходя по долине, по роще, Ясным солнцем роняет свой взор И лучом отогретые мощи Одевает в зелёный убор.
Точно после болезни тяжёлой, Воскресает природа от сна, И дарит всех улыбкой весёлой Золотая, как утро, весна.
Ах, когда б до небесного лона Мог найти очарованный путь, - На волне колокольного звона В голубых небесах потонуть!..
.................. 1892 Константин Михайлович Фофанов
(из того же источника, что и предыдущие два стиха, взято: "РУССКИЕ ПОЭТЫ XVIII~XIX веков. АНТОЛОГИЯ." Библиотека Мировой Литературы Для Детей", 1985 г.)
(интересно стало, а что "в один год" на ум приходит и на сердце ложится разным людям одного времени. :)
Выпрями спину, дитя мое. Ну! Простолюдины Гнутся. Потуже корсет затяну... Выпрями спину! Если упала, расшиблась, - не плачь. Боль - только вспышка. Каждой принцессе положен палач. Спину, малышка! В черную кухню ли, в келью, в петлю, В обморок, в клетку... Спину, дитя мое, - я так велю. Выпрямись, детка! Спину!.. Народ, как всегда, ликовал, - Вон что творится... На эшафот, или в грязный подвал, - Спину, царица! Если детей твоих, всех пятерых, Девочек, сына... Пусть тебе будет не стыдно за них. Выпрями спину! Значит, вот так - ни за что, ни про что - Мальчика, дочек... Господи, только б не вскрикнул никто!.. Спину, сыночек!..
…………….. Отец один слыхал, Что за море детей учиться посылают И что вообще того, кто за морем бывал, От небывалого отменно почитают, Затем что с знанием таких людей считают; И, смотря на других, он сына тож послать ……. Учиться за море решился. …. Он от людей любил не отставать, Затем, что был богат. Сын сколько-то учился, Да сколько ни был глуп, глупяе возвратился. ……. Попался к школьным он вралям, Неистолкуемым дающим толк вещам; И словом, малого век дураком пустили. Бывало, глупости он попросту болтал, Теперь учёностью он толковать их стал. Бывало, лишь глупцы его не понимали, А ныне разуметь и умные не стали; Дом, город и весь свет враньём его скучал.
В метафизическом беснуясь размышленьи О заданном одном старинном предложеньи: ..…….. «Сыскать начало всех начал», Когда за облака он думой возносился, Дорогой шедши, вдруг он в яме очутился. Отец, встревоженный, который с ним случился, Скоре бросился верёвку принести, Домашнюю свою премудрость извести; ……… А думный между тем детина, ……… В той яме сидя, размышлял, Какая быть могла падения причина? «Что оступился я, — учёный заключал, — ……… Причиною землетрясенье; А в яму скорое произвело стремленье С землёй и с ямою семи планет сношенье».
………… Отец с верёвкой прибежал, «Вот, — говорит, — тебе верёвка, ухватись. Я потащу тебя; да крепко же держись. …………… Не оборвись!..» — «Нет, погоди тащить; скажи мне наперёд: …………. Верёвка вещь какая?»
Отец, вопрос его дурацкий оставляя, …….. «Верёвка вещь, — сказал, — такая, Чтоб ею вытащить, кто в яму попадёт». — «На это б выдумать орудие другое, …….. А это слишком уж простое». — «Да время надобно, — отец ему на то, — ………. А это, благо, уж готово». — …………….. «А время что?» — …………. «А время вещь такая, Которую с глупцом я не хочу терять. Сиди, — сказал отец, — пока приду опять».
Что, если бы вралей и остальных собрать И в яму к этому в товарищи сослать?.. ……….. Да яма надобна большая!
…………. 1779 …….. И. И. ХЕМНИЦЕР
Р89……… Русские поэты XVIII—XIX веков: Антоло- …….. гия/ Сост. В. И. Коровина и В. А. Сайтанова; Вступит. …….. ст. Н. Банникова; Коммент. В. И. Коровина.—М.: …….. Дет. лит., 1985. — 735 с., 9 л. ил.— (Б-ка мировой …….. лит-ры дл детей, т. 6.).
Кто же он для меня – друг, пациент? Да, когда-то встретились в эзотерических лабиринтах, где бродили одними путями. Спорили о премудростях медитаций. Казалось – единомышленники, сподвижники в стремлении к "сияющим вершинам". А среди своих грядок он все перебирал заботливо морковки и свеколки, наполняя мою сумку, и старался угадать, что мне понравилось. И я тогда по привычке неловко прятал свое смущение, бормотал благодарности. Не алкал ли он сам? Не жаждал ли?..
Потом, когда разрушалась семья, он приходил ко мне на терапию. На семейную, на индивидуальную, в группу. Выстраивая что-то похожее на терапевтические отношения, я напрягал свои профессиональные усилия. И по привычке прятал печаль очередной потери: "Теперь и ты становишься пациентом. А ведь мы так похожи, что же мешало… Запишу-ка я тебя на пятницу". И снова задумывался, кем же быть для него – другом, терапевтом? Вот, он был наг, но как одеть его…
В очередной раз наша терапия зависла, потоптавшись на очевидных вопросах и ответах. Немного утешал я себя тем, что он стал ходить в церковь, и, казалось, поутихли бури его души. Дипломатично решили, что встретимся, "если будут проблемы". Когда он уходил из кабинета, отчетливо всплыло: "Был странником, и не приняли меня; …болен и в темнице, и не посетили меня*".
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов! Сердца стучали на три счета вместо двух. К тому же дамы приглашали кавалеров На белый вальс традиционный - и захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам, Давно решился пригласить ее одну, - Но вечно надо отлучаться по делам - Спешишь на помощь, собираться на войну.
И вот, все ближе, все реальней становясь, Она, к которой подойти намеревался, Идёт сама, чтоб пригласить тебя на вальс, - И кровь в виски твои стучится в ритме вальса.
... Ты внешне спокоен средь шумного бала, ... Но тень за тобою тебя выдавала - ... Металась, ломалась, дрожала она ............................ в зыбком свете свечей. ... И бережно держа, и бешено кружа, ... Ты мог провести её по лезвию ножа, - ... Не стой же ты руки сложа, ............................ сам не свой и - ничей!
... Если петь без души - ...................... вылетает из уст белый звук. ... Если строки ритмичны без рифмы, ...................... тогда говорят: белый стих. ... Если все цвета радуги снова сложить - ...................... будет свет, белый свет. ... Если все в мире вальсы сольются в один - ...................... будет вальс, белый вальс.
Был белый вальс - конец сомненья маловеров И завершенье юных снов, забав, утех, - Сегодня дамы приглашают кавалеров - Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.
Возведены на время бала в званье дам, И кружит головы нам вальс, как в старину. Партнерам скоро отлучаться по делам - Спешить на помощь, собираться на войну.
Белее снега, белый вальс, кружись, кружись, Чтоб снегопад подольше не прервался! Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, - И ты был бел - бледнее стен, белее вальса.
... Ты внешне спокоен средь шумного бала, ... Но тень за тобою тебя выдавала - ... Металась, ломалась, дрожала она ............................ в зыбком свете свечей. ... И бережно держа, и бешено кружа, ... Ты мог провести её по лезвию ножа, - ... Не стой же ты руки сложа, ............................ сам не свой и - ничей!
... Если петь без души - ...................... вылетает из уст белый звук. ... Если строки ритмичны без рифмы, ...................... тогда говорят: белый стих. ... Если все цвета радуги снова сложить - ...................... будет свет, белый свет. ... Если все в мире вальсы сольются в один - ...................... будет вальс, белый вальс.
Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров, В дворцовой зале, в школе - как тебе везло, - В России дамы приглашали кавалеров Во все века на белый вальс, и было всем белым-бело.
Потупя взоры, не смотря по сторонам, Через отчаянье, молчанье, тишину Спешили женщины прийти на помощь к нам, - Их бальный зал - величиной во всю страну.
Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, - Припомни этот белый зал - и улыбнёшься. Век будут ждать тебя - и с моря и с небес - И пригласят на белый вальс, когда вернёшься.
... Ты внешне спокоен средь шумного бала, ... Но тень за тобою тебя выдавала - ... Металась, ломалась, дрожала она ............................ в зыбком свете свечей. ... И бережно держа, и бешено кружа, ... Ты мог провести её по лезвию ножа, - ... Не стой же ты руки сложа, ............................ сам не свой и - ничей!
... Если петь без души - ...................... вылетает из уст белый звук. ... Если строки ритмичны без рифмы, ...................... тогда говорят: белый стих. ... Если все цвета радуги снова сложить - ...................... будет свет, белый свет. ... Если все в мире вальсы сольются в один - ...................... будет вальс, белый вальс.
………………………………………………………………………….. 1978 (Владимир C. Высоцкий. Сочинения. Том 1, стр.572, 573, 574.)
Как спичка, чиркнув, через миг-другой Выбрасывает языками пламя, Так, вспыхнув, начинает танец свой Она, в кольцо зажатая толпой И кружится все ярче и упрямей.
И вот - вся пламя с головы до пят.
Воспламенившись, волосы горят, И жертвою в рискованной игре Она сжигает платье на костре, В котором изгибаются, как змеи, Трепещущие руки, пламенея.
И вдруг она, зажав огонь в горстях, Его о землю разбивает в прах Высокомерно, плавно, величаво, А пламя в бешенстве перед расправой Ползет и не сдается и грозит. Но точно и отточенно м четко, Чеканя каждый жест, она разит Огонь своей отчетливой чечеткой.