"Видимо у Вас небыло возможности проникнуться высказанным мной." - Видимо, у тебя была возможность полностью проникнуться говоримым тобой...
"чтобы Бог мог быть в человеке - человек должен стать вместилищем Бога. Т.е., исполнение заповедей = возведению Храма в своей душе." - Стать вместилищем Бога? Всего целиком с ногами, руками и ушами? Не смеши меня. Также нелепо и с претензией выражение - строить Храм в своей душе. У одних Храм, а у других хибара? Все равны пред Господом. Не возведение Храма, а творение себя, созидание своей души, которая и есть всегда Храм у любого человека. Не вмещение Бога в себя, а обращение к Нему, раскрытие себя, очищение и возможность взаимообщения в любви, когда два становятся одним. Инструмент строительства души - исполнение заповедей? Нет. Это узко и ведёт к гордыне и прельщению... хотя и является частью метода... суть в едином процессе - слом старого на начальных этапах движения, затем преображение себя старого, осознанное творческое строительство себя и мира вокруг в стремлении к небесам и постоянном общении с Богом. Понимаешь ли заповеди нужны не для того, чтобы их выполнять, а чтобы на их основе бороться с собой и преображать себя... почувствуй разницу... выполняющий заповеди - скорее успокоившийся в движении фарисей, чем непрерывно стремящийся к Богу грешник... заповеди даны для движения, борьбы и обновления, а не для успокоения, и гордыни достижения. Бог нужен грешникам...
"Другое обоснование, логичное: если бы в каждом человеке пребывал Бог, то небыло бы человека, в ком могли бы пребывать бесы." - Бог над всеми и человеку при этом дана свобода выбора - обратиться и принять власть... любви... В этом своём обосновании ты забыл о данной нам свободе выбора. Кто-то выбирает бесов. Но здесь всё немножко шире... как скрытое единое и проявленное разделённое, как содержание и форма, иллюзорная форма, видимая лишь по мере нашей собственной глубины... Разве присутствие в нас бесов отменяет бытиё Бога? Значит в этом своём обосновании ты сделал ещё более глубокие ошибки в понимании - ты подошёл к Богу, миру и человеку с узко материалистической точки зрения... всё и все в Одном... батенька, это очень, очень грубый прокол, говорящий о многом...
"как построить вместилище для Бога в своей душе путем совершения молитвы." - Молитва не строит человека, а скорее очищает и ведёт к Богу... подводит в присутствие... само Его присутствие строит и преображает всё вокруг... и пришедшего человека... но строит в этом случае скорее всего не какая-то там молитва - всего лишь набор слов и даже не сам человек, а присутствие Его. Хотя и сам человек может себя строить, выстраивать через молитву - и направляет в этом случае процесс его желания, устремления, но это ничем не отличается от накачки мышц в спортзале... Молитва - в лучшем исходе - тайна общения двоих, но не метод построения вместилища... хотя ею можно строить и вместилище... чего-нибудь...
"Обратите внимание так же и на слова: "...как Сам Господь сказал: иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног [Иоан. 15, 5.]." - Суть этого единения с Богом весьма далека от той материалистической идеи вложения тел, которую ты нам хочешь протолкнуть...
"То самое "иже" означает, что неверующий или маловерный человек не есть в Нем и Он не пребывает в человеке." - Это ваши вольные трактовки... все в Боге и неверующие и маловерные и в каждом также проявляется Он в большей или меньшей степени...
"Неужели так трудно обратить себя к чтению?..." - Неужели так трудно отделять свои представления и трактовки от реальности слов Господа? Видимо трудно... Читать? Хороший совет... читайте и поменьше болтайте.
Дракон-Хранитель --> (3381) Так ить я так и сформулировал свою мысль с самого начала, что наиболее полезная из религиозных норм - это наиболее бесполезная заповедь любви к Богу. Такой вот парадокс получается. Хотя, скорее, это ближе не к парадоксу, а к софистике. Бо если ищешь пользы для себя (выгоды, по большому счету), то любовь (любую, в принципе, но к Богу - особенно) можно отбрасывать сразу, т.к. она "не ищет своего". Вот такая, понимаешь, мулька выходит. Если желаешь добра окружающим, но при этом движим мыслью, что "когда всем будет хорошо, то и мне будет хорошо", то все, мимо кассы. Нет, это, конечно, лучше, чем равнодушие, или "рвачество", но не то... Махровый идеализм, я понимаю, но стремлюсь именно к такому и не довольствуюсь достигнутым. И, вполне по Канту, не возражаю, если и все последуют такой же максиме :-) * "Не совершающий добра, уже совершает зло. Не совершающий зла, уже совершает добро". Формулировка изящна, контрастна и привлекает некоей парадоксальностью, но она описывает состояние трупа :-) Ни добра, ни зла он не совершает :-) Лежит себе и не шеволится. То есть, за поэтику - пять, за истинность - где-то на троечку. С плюсом ;-) Из отсутствия зла не выведешь добра. Как и из отсутствия добра не выведешь зла. Пустота, безвременье, смерть:-) * Что я имел в виду сказать о мудрости... Дам исторический контекст :-) Паттерн «о мудрости» я уловил довольно случайно :-) Впрочем, в делах духовного роста, в особенности если речь идет об изучении Библии, трудно говорить о случайностях. Но все же... Наобщавшись с братьями и сестрами – христианами (в основном это касается протестантских деноминаций, к коим я и сам отношусь), я обратил внимание на то, что при обосновании и оценке своей святости (в каноническом понимании святость – это «отделенность от мира»), они руководствуются тем, что не делают того, что делают грешники, живущие в мире: не крадут, не убивают, не пьянствуют, не прелюбодейтсвуют и.т.д и.т.п. Т.е., они святы настолько, насколько соблюдают Закон Божий. И тем отличаются от «мирских» и в этом видят свое основное отличие от мира. В особенности это очень заметно при наблюдении за спорами с неверующими, касающихся вопросв морали и этики. При этом вера в Бога дает им а) бесспорные основы и нормы морали и этики и б) силы их придерживаться. Такая (общая) оценка у меня сложилась после многочисленных наблюдений. И, при всей своей похожести на правду, что-то мне мешало согласиться с правильностью такого подхода к святости. Пока, наконец (как обычно ниоткуда) меня не осенила очевидная мысль, что главное, что отличает христиан от неверующих – это не дела «мира», которые они, верующие _не_делают_, а те дела, которые они _делают_. При всей своей очевидности, до этой мысли следовало «докумекать». Но после того, как эта мысль пришла, многое стало видеться в новом свете. В том числе и то, что _делать_ добро гораздо важнее и приоритетнее, чем _не_делать_ зла. Яркий пример (для иллюстрации) Мать Тереза. Люди видят в ней Христа (и святость) не потому, что она не грешила, но потому что творила дела любви и милосердия. * После этого все стало довольно просто. Хотя и не до конца. Например, я получил ответ на давно меня мучавший вопрос о том, как превозойти праведностью книжников и фарисеев (т.к. это – необходимое условие для входа в Царство Небесное). Ответ: своими добрыми делами. Не тратя силы на борьбу с грехом и плотью (хоть и на это тоже), но тратя силы на добро, отдавая этому больше сил. Причем намного больше. Так же открылись и новые, интересные моменты в Библии. Мне теперь совсем по-новому видяться субботние исцеления, которые делал Христос. На мой взгляд, Он как раз и подчеркивал мысль о приоритетности добрых дел по сравнению с соблюдением закона (не деланьем зла). И все Его споры с фарисеями были в основном об одном: «должно ли делать добрые дела в субботу»? Т.е., на мой взгляд, проблема духовных отцов того времени как раз и заключалась в том, что у них были неверно расставлены приоритеты. Точно так же, как и у нас сейчас. * И вот когда у меня установилась вот такая связка: стараться не делать зла и еще больше стараться делать добро (как залог моей праведности и святости) мне на глаза попались два псалма (39-й и 33-й, по моему). В одном говорится: «уклоняйся от зла и делай добро и будешь жить вечно». В другом – «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». Что интересно, первая цитата, в принципе, подтверждает момй вывод о приоритетности добрых дел в отношении к спасению и вечной жизни. Вторая же проложила мостик к мудрости. Вот этой самой «добавочкой»: «ищи мира и следуй за ним». Мостик появился благодаря тому, что незадолго до этого я перечитал Послание Иакова и, в частности, его поучения о «мудрости сходящей свыше», которые (поучения) как раз и заканчивались словами: «Плод же правды в мире сеется у тех, кто хранит мир» (по-моему, это конец 2-й главы). Вторым концом (мгновенно!) мостик оперся о те самые, знаменитые, слова Соломона о начале мудрости и страхе Господнем (т.к., по сути, «страх Господень» - это уклоняться от зла). Вот так и получилась связка: «уклоняться от зла» (начало) + «делать добро» (мудрость) + «хранить мир» = полнота мудрости. Приоритетность деланья добра над уклонением от зла (в какой-то мере) определяется деталями. «Делай добро» звучит как приказ, в то время как «уклоняйся от зла», «избегай зла» не несет в себе той повелительной, приказной интонации, какая наблюдается в «делай добро». Что же касается приоритетности «хранения мира» над «деланьем добра», то тут я пока «плаваю» :-) * Вот, примерно, такой вот контекст :-)
Wais --> (3379) Видимо у Вас небыло возможности проникнуться высказанным мной.
Ну точно...
"И все они уверены, что знают и любят Бога... своего Бога... Бога в себе... придуманного собой Бога... себя. Вот, когда они увидят и полюбят реального Бога в каждом человеке вокруг себя."
Об этом (то же) я говорил оппонентам в другой дискуссии.
Если Вы обратите внимание на приведенный мной отрывок, то вероятно заметите, что чтобы Бог мог быть в человеке - человек должен стать вместилищем Бога. Т.е., исполнение заповедей = возведению Храма в своей душе. Другое обоснование, логичное: если бы в каждом человеке пребывал Бог, то небыло бы человека, в ком могли бы пребывать бесы.
В приведенном мной отрывке как раз говорится о том, как построить вместилище для Бога в своей душе путем совершения молитвы.
Обратите внимание так же и на слова: "...как Сам Господь сказал: иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног [Иоан. 15, 5.]."
То самое "иже" означает, что неверующий или маловерный человек не есть в Нем и Он не пребывает в человеке.
Если угодно, я могу привести другие отрывки именно по этому поводу.
Сосед. --> (3378) "Социальная бесполезность этой заповеди заключается в том, что мало кто в социуме отдает себе отчет о ее определяющей важности. Что, сопсно, и было видно из хода беседы :-)"
Но, это же не делает саму заповедь бесполезной! :) Это как с "полезными советами". :) Полезный совет остается полезным независимо от того последует ему кто либо или нет. :) Всегда присутствуют как бы две точки зрения. Одна - точка зрения "наблюдателя" (субъективная). Другая - точка зрения "истинного" (следующая от истины, объективная). С объективной точки зрения полезный совет полезен, с субъективной - человек может и не узнать, что полезный совет полезен пока не последует ему.
Надеюсь, что не запутал... :)
"Возможно, виной тому непонятность практического воплощения этой заповеди (что, таки согласен, есть бо-ольшой вопрос). Но это должно значить лишь то, что поискам практических методик нужно уделять большее внимание, а не оставлять решение этого вопроса "на потом"."
Полностью согласен! Потому и не поддерживаю мнение некоторых персонажей о вере в персонального (индивидуального) бога.
"Это "потом" никак не наступает последние две тыщи лет (сто колен, однако, в два раза больше чем от Авраама до Христа!), что дает право думать, что оно никогда и не наступит."
Опять же, с этим можно не согласиться. Впрочем, если речь идет о социуме, а не об отдельных верующих, то да... Но, опять же, можно обратиться к писаниям и "Откровению святого Иоанна Богослова"... Но, это опять вопрос веры.
"Это "потом" никак не наступает последние две тыщи лет (сто колен, однако, в два раза больше чем от Авраама до Христа!), что дает право думать, что оно никогда и не наступит."
О мудрости, так о мудрости... Токмо уже высказанное тобой мне надо еще переварить... :) С первого раза "не въехал". :)
Так, пока могу предлжить свою "формулировку": "Не совершающий добра, уже совершает зло. Не совершающий зла, уже совершает добро".
Что означает, как вывод, что нужно избегать совершения зла и стремиться к совершению добра. При этом заметна "единовременность", исключающая приоритетность одного над другим.
И еще, нам все время нужно учитывать существование двух точек зрения - "субъективной" и "объективной".
В книге, из которой я привел отрывок, что-то было о мудрости. Сегодня уже вряд ли удасться посмотреть, оставлю до завтра...
И все же, не покидает чувство, что я тебя не совсем понял. Может по-конкретнее растолкуешь "что по чем" (что имеешь ввиду)? :)
Wais --> (3379) Более того, в добавление к сказанному вами - почему-то именно воцерковлённые люди (или, скорее, охотно демонстрирующие это) как раз являют собой скопище грехов - и гордыни прежде всего.....вспоминаю всегда в этой связи свою бабушку, которая вообще никогда не кичилась своей верой, но жила по законам Божьим, и была по-настоящему верующей - ДЛЯ СЕБЯ.....когда она умерла, не нашлось ни одного врага у неё, дом при жизни всегда был полон нуждающимися в её заботе и ласке, многие люди были вообще с улицы - и все они пришли на её похороны, все плакали искренне......
Мне кажется, ты не понял ясно написанного Соседом и, выпендриваясь, споришь сам с собой... а вот, я буду развеивать твои иллюзии...
"Без любви к Господу невозможно быть искренней полноты веры в Него. Без искренней полноты веры невозможно исполнение заповедей." - В обществе в исполнении людьми законов значимее не любовь, а конформизм и страх. Сила - "будь с нами и делай, как мы" с одной стороны и с другой - страх наказаний, боли, лишений... того же ада и смерти души для верующих...
"ПРоще говоря, кто любит Бога, тот не может не любить других людей, не только ближнего своего но и всякого." - Чушь. Ближний, а тем более "всякий" - это не Бог. Ортодоксальные евреи, фундаменталисты-исламисты-террористы, мусульмане и правоверные в Косово, католики и православные на Украине, злобные, пшикающие на людей бабки в церквях и т.д. - список бесконечен. И все они уверены, что знают и любят Бога... своего Бога... Бога в себе... придуманного собой Бога... себя. Вот, когда они увидят и полюбят реального Бога в каждом человеке вокруг себя, когда из религиозного разделения они придут к единению в невидимом едином поле духа и любви, тогда твоя связка любовь к Богу - любовь к людям будет логичной... более того она станет ненужной... ввиду очевидности и естественности... а пока лишь илюзии и желания... твои иллюзии и желания...
Дракон-Хранитель --> (3373) Социальная бесполезность этой заповеди заключается в том, что мало кто в социуме отдает себе отчет о ее определяющей важности. Что, сопсно, и было видно из хода беседы :-) * Возможно, виной тому непонятность практического воплощения этой заповеди (что, таки согласен, есть бо-ольшой вопрос). Но это должно значить лишь то, что поискам практических методик нужно уделять большее внимание, а не оставлять решение этого вопроса "на потом". Это "потом" никак не наступает последние две тыщи лет (сто колен, однако, в два раза больше чем от Авраама до Христа!), что дает право думать, что оно никогда и не наступит. * На самом деле, тут вопрос приоритетов... Я в этом контексте и пытался "зарядить" о мудрости, т.к. прослеживается тот же "паттерн" (блин, какое русское слово подойдет вместо этого англицизма? "шаблон" - не звучит...) * Паттерн же примерно такой: Если начало мудрости - уклоняться от зла, то сама мудрость - уклоняться от зла и делать добро. Полнота же мудрости - уклоняться от зла, делать добро и при этом искать мира и следовать за ним (т.к. плод правды сеется лишь у хранящих мир). Причем приоритеты расставляются не произвольно, а по возрастанию: наименее приоритетно при этом - как раз "уклоняться от зла" ("исполнять закон", в контексте беседы). Именно то, что в реальности, на практике, является наиболее приоритетным направлением деятельности. * Вот, где-то в таком аксепте :-)
И всё же сегодня по сокращённой программе... остатки сил отдам работе, завтра снова на похороны... кажется он мне племянник - сын тёти, близкой к моей жене... и гроб некому нести... Их двое - братьев, чуть больше 20-ти лет. Пошли кривой дорожкой, сняли на улице куртку со своего же знакомого, с которым перед этим выпивали. Знакомый потом и рад бы отказаться, а дело уже не закрыть, так как было возбуждено с подачи полиции... дали по полной катушке - по 6 лет! Странный этот мир, хотя всё нам не ведомо, иногда и за убийство лишь по три года дают... но братья давно пошли не по-людски, хотя люди то они хорошие:())... Старший в тюрьме вскоре заболел туберкулёзом, так и промаялся всё время в основном по лазаретам, вроде, было улучшение, но, кажется, этот весенний грипп его добил. Перед тюрьмой их мать ходила к гадалке с вопросом - сколько отсидят? На умершего та сказала - 2 года... вот, 2 года отмаялся и освободился... навсегда... кажется, даже женщин и любви он не познал и жизнь прошла... Мать их живёт одна, работает на мизерную зарплату и этих оболтусов ещё и содержала и содержит...
Сейчас отвечу на две объединённые фразы: 3g - "Я как раз писал о том, что если разделить понятия вера, Церковь и религия, можно будет более структурированно и понятно вести разговор." Ирина - " Я пытаюсь и уже не однократно проанализировать в чем причины нашего стойкого непонимания..." Чем я их связываю? Темой о болтовне и суете... В моём понимании, болтовня и суета - любой разговор, не относящийся к моей реальной жизни, ко мне живому. Для меня болтовнёй будет разговор и о Церкви и о религии и о благе других людей и о социальной полезности заповедей... суета в иллюзиях. И в то же время все темы как бы объеденены в чём-то едином, общем, живом... в нас реальных и вот такой разговор, исходя из живого реального себя, разговор невидимо вбирающий в себя и объединяющий, интегрирующий все темы и является для меня единственно ценным.
Ирина, вы с радостью живёте в своих иллюзиях, я же избегаю их. Кончайте говорить о других, говорите только о себе. Вы рассуждаете о благе для других, для России, о путях религий, а вам нужно просто заниматься своим развитием. Конечно, это можно делать через любые формы и через разговор о благе других, о Церкви и религии, но надо правильно ставить и удерживать акценты внутреннего внимания и не прельщаться иллюзиями своих слов и не увлекаться вслед своим мыслям. Остановитесь, Ирина. Вы легко впадаете в дурную инерцию омертвления, обобщения и отделения от себя. Может быть в понедельник я ещё раз взгляну на ваши реплики и постараюсь показать ограниченность ваших рассуждений, их своевольную частность, вырванную вашими желаниями из полотна единого со множеством равноправных и равновероятных возможностей... показать именно разумом, за который вы так цепляетесь и привязываетесь, а может и не буду тратить на это время... да и зачем выбивать у вас из-под ног единственный столбик-опору... ведь вы не умеете летать?
Итак, сознавши немощь свою, и все упование свое возложив на Господа, заповеди же возлюбив до готовности скорее положить живот, чем нарушить какую-либо из них, все тщание свое обратим на то, чтобы навыкнуть и утвердиться в этом непрестанном призывании спасительного имени Господня, разрушительного для всякого зла, и созидательного для всякого добра. Чтобы успособить этот труд, св. отцы указали особое некое делание, назвав его художеством и даже художеством художеств. Предлагаем здесь предивного Никифора естественное художество, как входить внутрь сердца путем дыхания, много способствующее к собранию мыслей.
Правило его есть следующее: сядь в уединенном месте, и собрав ум, введи его путем дыхания в сердце и остановившись там вниманием, взывай непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Так делай до тех пор, пока к сердцу привьется это призывание н станет непрерывным.
Так учили все св. отцы. Св. Златоуст говорит: молю вас, братие, никогда не переставать исполнять правило молитвы сей. В другом месте: должно всякому, ест ли он, и пьет ли, сидит ли, служит ли, путешествует ли, или другое что делает, непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, да имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же спасет и оживотворит. Пребудь же непрестанно в призывании имени Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа и Господь сердце, и стали сии два во едино. И еще: не отлучайте сердца вашего от Бога, но храните в нем всегда память Господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа водрузится внутрь сердца, и ни о чем другом не помышляйте, как только о том, чтоб возвеличился в вас Христос. Св. Лествичник говорит: Иисусова память да соединится с дыханием твоим. И св. Исихий пишет: если хочешь покрывать стыдом чужие помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным.
Ведомо да будет, что если мы научим ум свой вместе с дыханием сходить в сердце, то заметим также, что сходя туда, он бывает единичен и наг, держась одной памяти и призывания Господа нашего Иисуса Христа; напротив исходя оттуда и простираясь на внешние предметы, нехотя разделяется на многие представления и воспоминания. Для сохранения сей-то простоты и единичности ума и заповедано опытными в сем деле отцами, чтобы тот, кто возревновал приобрести навык трезвиться умом в сердце, сидел в безмолвном и не светлом месте, особенно в начале этого доброго подвига. Ибо видение внешних предметов естественно бывает причиною рассеяния мыслей. Когда же безмолвная и темная храмина скрывает от нас внешнее, мысль перестает развлекаться и удобнее собирается в себя, как говорит Василий Великий: ум непростираемый чувствами на мир, к себе возвращается.
Заметь тщательно, что существо этого подвига состоит в единомысленном, сердечном, чистом и не парительном призывании с верою Господа нашего Иисуса Христа, а не в этом одном схождении до сердца путем дыхания и сидения в безмолвном и темном месте. Все это и подобное изобретено отцами не для другого чего, как ради того, что в этом они видели некое пособие к собиранию мыслей и возвращению их к себе от обычного парения. От навыка же быть собранным и внимать себе рождается уже и навык чисто и не парительно молиться умом в сердце.
Ведай и то, что все такие приспособительные положения тела предписываются, определяются подробными правилами и считаются нужными, пока не стяжется чистая и не парительная в сердце молитва. Когда же благоволением и благодатию Господа нашего Иисуса Христа достигнешь сего, тогда, оставив многие и различные делания, пребудешь паче слова соединенным с единым Господом в чистой и не парительной молитве сердечной, не нуждаясь в тех приспособлениях.
Итак, хочешь ли самым делом сподобиться жизни о Христе Иисусе, потщись достигнуть того, чтобы во всякое время и во всякий час, и при всяком деле, чисто и не парительно молиться Господу в сердце, дабы таким образом с возраста младенца возмог ты доспеть в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова [Ефес. 4, 13.]. Не забудь при том, что ты, когда по временам будет приходить тебе самоохотная чистая молитва, ни под каким видом не должен разорять ее своими молитвословными правилами. Так учит Филимон: ночью ли, днем ли, сподобит тебя Господь чистую и непарительную ощутить молитву, оставь тогда правила свои и сколько сил есть простирайся прилепляться к Господу Богу, и Он просветит сердце твое в делании духовном.
Когда же сподобишься не отходного пребывания молитвы в сердце, тогда, как говорит Исаак Сирианин, достиг ты конца всех добродетелей и стал жилищем Духа Святого; тогда не перестанет молитва, сидишь ли, или ходишь, ешь, или пьешь, или другое что делаешь; даже в глубоком сне молитвенные благоухания будут восходить из сердца без труда; если и умолкнет она во сне, но внутрь тайно всегда священнодействоваться будет, не прерываясь.
НАСТАВЛЕНИЕ ИГНАТИЯ И КАЛЛИСТА. (из книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»)
Иноки Каллист и Игнатий Ксантопулы изображают свои уроки о внутреннем делании сердца в целых ста главах, помещенных в Добротолюбии (часть 2, стр. 56-131). Вот главное из них для нас нужное:
Начало жизни по Богу есть ревность и все усердное тщание жить по спасительным заповедям Христовым; конец же - явление в совершенстве того, что воображено в нас божественною благодатию в крещении, или что то же, отложити ветхаго человека с деяниями и похотьми его, и облещися в новаго духовнаго [Ефес. 4, 22-24.], т. е. в Господа Иисуса Христа, как говорит божественный Павел: чадца моя, ими же паки болезную дондеже вообразится в вас Христос [Гал. 4, 19.].
Когда мы крещаемся, говорит св. Златоуст, тогда душа наша паче солнца сияет, очищаемая Святым Духом. Как серебро чистое, лежащее против солнечных лучей, и само лучи испускает; не по естеству своему, но по причине осияния его солнцем; так и душа, очищаемая в крещении, принимает лучи от славы Духа, и сама внутренно является славною. Но, увы! слава сия, неизреченная и страшная, только один или два дня пребывает в нас, а потом мы погашаем ее, наводя бурю житейских попечений и страстных дел.
В божественных ложеснах, т. е. во св. купели, втуне принимаем мы совершенную божественную благодать. Если после сего мы скрываем ее под тьмою житейских попечений и страстей, то можем опять восстановить ее и возочистить покаянием и исполнением божественных заповедей, и узреть ее преестественную светлость. Это бывает по мере веры каждого и жара усердия жить по вере, наипаче же по благословению Господа Иисуса Христа. Св. Марк говорит: Христос, совершен Бог сый, совершенную даровал крестившимся благодать святого Духа, которая никакого приложения от нас не требует; открывается же она в нас и явною творится по мере исполнения заповедей, пока достигнем в меру возраста исполнения Христова.
Итак, поелику начало и корень спасительного действия есть то, чтобы жить по заповедям Господа, а конец и плод, - чтобы восстановить дарованную нам исперва крещением совершенную благодать Духа, которая в нас есть, но погребена страстями, и снова открывается исполнением Божиих заповедей: то подобает нам возревновать о сем исполнении заповедей, чтобы сущее в нас дарование Духа возочистить и узреть яснее. Наперсник Господа, Иоанн, говорит, что соблюдающий заповеди Господни с Господом пребывает и Господь с ним. Сам же Господь еще полнее сие излагает, говоря: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюсь ему Сам. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима [Иоан. 14, 21-23.].
Это точное исполнение заповедей спасительных невозможно для нас без Господа Иисуса Христа, как Он Сам говорит: без Мене не можете творити ничесоже, и как исповедал Апостол, что несть ни о едином же ином спасения [Деян. 4, 11.]. Он для нас путь, истина и живот. Посему то славные наставники наши и учители, с живущим в них всесвятым Духом, премудро поучают нас, прежде всякого другого дела, Господу молиться и от Него без сомнения просить себе милости, и всесвятое и сладчайшее имя Его непрестанно иметь и носить всегда в сердце, и в уме, и в устах, с ним непрестанно жить, и спать, бодрствовать, ходить, есть и пить. Ибо как в то время, когда нет в нас такого призывания, стекается в нас все худое и пагубное: так и в то время, когда оно в нас есть, все сопротивное отгоняется, ничто благое не оскудевает, и ничего не бывает, чего не могли бы мы исполнить, как Сам Господь сказал: иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног [Иоан. 15, 5.].
3g --> (3354) "Имеет смысл разделить понятия веры, религии и Церкви."
Скорее не разделить, а внести ясность.
Например:
Вера (согласно христианскому учению) - означает "сверхъестественную добродетель", которая возможна благодаря милости Бога.
Религия - мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
Церковь - имхо, состоит не только и не столько из богослужителей, но и верующих. Не имхо: Под церковью, в христианстве, понимается как здание, в котором происходит богослужение, так и здание религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое "тело Христово". А так же, церковь - есть общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Иисуса Христа и выступает как бы Его продолжением.
Надеюсь, что взаимосвязанность этих понятий очевидна всем присутствующим...
Сосед. --> (3359) " Поэтому на вопрос о том, какие религиозные нормы я считаю социально полезными, отвечу так: "наиболее социально бесполезную: "возлюби Господа, Бога твоего всею крепостью твоею, всею душою твоею и всем разумением твоим"."
А вот не соглашусь с этим! :) Хотя бы потому, что благополучие социума зависит даже не от законов, а от исполнения их людьми. :)
Без любви к Господу невозможно быть искренней полноты веры в Него. Без искренней полноты веры невозможно исполнение заповедей.
ПРоще говоря, кто любит Бога, тот не может не любить других людей, не только ближнего своего но и всякого.
Одно тянется за другим словно привязанные к путеводной нити.
:))) Спасибо... мы вместе. Вы уже подарили себе и приняли дар, возможно, максимальный в это ускользающее мгновение... рад за вас. Мне же придётся ещё поработать, время лёгких даров себе позади... или я перестал их замечать, ценить?
Всё суета... увы)), тонем... нас топят... легко, привычно и из благих побуждений... болото затягивает, затянуло прочно. Постоянно накатываются волны, постоянно мы их плодим в себе и других. Хотя бы мгновение вне суеты ), хотя бы на мгновение оградить мир в себе и вне руками от волн суеты и посмотреть в таинственную глубину реального живого океана и потом из этого состояния попробовать ещё раз коснуться жизни, себя... двойственность состояний, пребываний, мыслей, устремлений... ты одновременно здесь и там. Надеюсь могущих бурно спорить здесь и при этом остающихся в блаженстве вечного умиротворения там стало на одного больше...
Что буду дальше делать я, чем буду заниматься? Алхимией... суету превращать в... и внутри и вовне, если будет на то воля Господа.
*Ирина* --> (3366) Позиция понятна. Я как раз писал о том, что если разделить понятия вера, Церковь и религия, можно будет более структурированно и понятно вести разговор.
Исполнять некоторые из заповедей - не значит верить. Это значит соблюдать некие социальные нормы, которые с заповедями совпадают.
Современники - они разные:-) Но большинство верующих приходит к вере не через разум, а через свой диалог с Богом, через некое чудо. Вот это чудо у каждого разное. Собственно это и есть таинство.
А вот по поводу популярного изложения - полностью согласен:-)
Сокар --> (3364) Напрасно иронизируете..) По сути - именно так. Ничего не надо придумывать, только осознавать и выполнять. И даже если слабовато с осознанием - нужно стремиться выполнять и постепенно может прийти осознание правильности...
Достаточно вспомнить, что в разных религиях духовное совершенствование начинается с банального выполнения трудовых и вполне рутинных обязанностей... Всё начинается малого.
"Вера - это принятие неких положений без доказательств."
Я не вижу за этой фразой обыкновенного живого человека, своего современника, которого вырастили в условиях воинствующего атеизма и неуважения к религии. Идет, идет атеист...потом ба-бах! его пыльным мешком из-за угла ...и уже идет человек верующий? Согласитесь - не типичный случай!))
А вот когда люди изучали историю свою и культуру, философию и историю религий...и через интерес к этому приходили в вере в Бога - вот это видела и неоднократно.
*** "Имеет смысл разделить понятия веры, религии и Церкви."
Нужно ли? Мы тут и так занимаемся популярным изложением..( Хотя польза есть...читать и думать приходится направлено. Например, очень интересную затронули тему - "ум Христов".
*** А с Заповедями, как мне кажется...все проще. Их полезно выполнять любому. Они социально полезны. Хотя, понятно, что все их выполнить человек неверующий не может.
Мне действительно не понятно ваше отрицание значимости РАЗУМА при выборе верить или не верить.
Разве можно разделять человека?
В какой-то момент жизни в человеке главенствует разум, а голос души едва слышен. А что такое голос души - это наша совесть. Совесть может быть маленькой и слабенькой, едва тлеющим угольком...а может быть сильной и руководить поступками человека - это зависит от стараний и труда самого человека. Без труда не только рыбку из пруда не достать...)
Я пытаюсь и уже не однократно проанализировать в чем причины нашего стойкого непонимания... Почему вы решили, что я подменяю догмами веру в Бога? Я говорю о том, что совершенно очевидно для меня...Когда человек становится христианином, его взаимоотношения, взгляды и ценности не изменяются внезапно. Христианская жизнь состоит отчасти в том, чтобы развивать в человеке «ум Христов» и все больше приводить его убеждения в соответствие с Писанием. Я говорю о постепенности, о том, что верующий человек постепенно познает глубину Учения. Говорю о том, что над этим должен сам человек трудиться.
И еще я говорю о том, что даже неверующий человек может воспользоваться Учением и найти в нем рациональные зерна, которые помогут ему самосовершенствоваться.
Сосед. --> (3359) На самом деле я писал о Вашем диалоге с Ириной.
Просто на мой взгляд, все заповеди равноправны и исполнять их надо все, потому что одно без другого бессмысленно. С самии ходом Ваших рассуждений я согласен. Только смешивать в одну кучу все понятия показалось нерациональным для такой сложной дискуссии.