... очень хороший разговор о Поттере и литературе вообще...
СРАВНИ СЕБЯ С ГАРРИ
Один из корифеев художественного перевода Виктор ГОЛЫШЕВ, дав жизнь пятой книге суперхита, обрел свой взгляд на проблему "Поттер и мы":
- Правда, что, когда вы переводили "Орден Феникса", возле вашей дачи толпились будущие читатели, пытаясь вызнать секреты?
- Ну, некий мелкий ажиотаж был. К сожалению, дети так же падки на рекламу, как и взрослые, им так же промывают рекламой мозги...
- Вам кажется, что "Поттер" - это продукт рекламы?
- Раскрутить плохую книжку, сколько бы в нее денег ни вкладывали, все равно не удастся - значит, есть какие-то основания для того, чтобы ее раскрутить. Раскрутка, конечно, происходит чудовищная, но думаю, что предмет, вокруг которого шум, этого заслуживает. Раскрутка окупается за счет достоинств книжки.
- Вы понимаете каких?
- Рационально - понимаю, душевно - нет. Рыночных достоинств в ней очень много: всегда крепкий сюжет, сам по себе увлекательный, яркие характеры, которые переходят из книжки в книжку, всем близкая школьная тема - дети читают про то, с чем сами сталкиваются. И самое главное - возможность отождествления себя с сиротой. Гарри можно жалеть, можно сравнить себя с ним, когда у тебя большие неприятности. Мне кажется, это очень существенная деталь. И к тому же всё это довольно складно написано. Книжки Роулинг становятся все длиннее, но написаны они ясным, простым, непримитивным языком. В них, кстати, много аллюзий, детям недоступных - автор и классику знает, и мировую мифологию, и языки.
- В России с её мощной традицией детской литературы, какую нишу заполняет серия про Поттера?
- Хотя потребность в сказках у детей есть всегда, сказки тоже нуждаются в модернизации; это тот самый случай. Они устаревают, не потому, что стали хуже, а потому, что окружающий мир меняется, и новая сказка эти изменения учитывает.
- То есть сказка достраивается за счет окружающей действительности - политической, культурной, становится сложнее и страшнее?
- Да, сейчас дети читают литературу куда более страшную, чем сказки! Даже не более страшную, но, на мой вкус, более угнетающую. Видимо, у молодого человека есть потребность в ужасном - может быть, оттого, что жизнь стала слишком благополучной, может быть, чтобы осознать, что сам он живет хорошо. Вкус испорчен телевидением, где беспрерывно стреляют и любое несогласие кончается ударом в морду, - это разлагающе, я думаю, действует. Наши бесконечные сериалы про мафию тоже создают тягу к ужасному. Впрочем, и русские сказки этому соответствуют - вспомните Бабу-ягу, которая кого-то в печку сует. Или кто-то живьем сварился, захотев омолодиться...
- В том же "Поттере" есть какой-то готический флер...
- Да, и чем дальше, тем книжки Роулинг всё более депрессивные. Не в упрек говорю, просто констатирую. С другой стороны, я вообще предпочитаю, чтобы дети читали русские сказки. Как ни старайся, доминирование переводной литературы не очень хорошо сказывается на языке, он опресняется и глобализуется, что ли... Но бороться с этим путем запретов бессмысленно.
- На Западе считают, что серия о Гарри Потере вновь приучает детей к чтению книг. Успели ли дети в России так отвыкнуть от чтения, что их нужно к нему возвращать?
- Не знаю. Не уверен. Думаю, просто процент читающих детей стал меньше, чем лет тридцать назад. Но многие дети действительно начинают читать с "Поттера".
- Как вы относитесь к заявлениям церковников о том, что эта серия изгоняет из детского сознания религиозную "склонность"?
- Я вообще не понимаю, почему у детей должно сразу быть религиозное сознание. Оно есть у нынешних террористов, оно было у тех, кто ходил в Крестовые походы и грабил Византию. На пряжках немецких солдат было написано Gott mit uns. История о Поттере - сказка. Как Емеля на печи не имеет никакого отношения к религии, так и Гарри. Церковь залезает туда, куда ей не следует залезать. Она должна заниматься своими делами, а не цензурой детской литературы.
- После Фолкнера, Роберта Пенна Уоррена и других англоязычных классиков, которых вы переводили, работа с детской литературой - новый опыт, приобщение к другому сознанию?
- Новый опыт, конечно... Ты должен думать еще и о том, чтобы не было слишком нудно. Когда взрослую книжку переводишь, рассчитываешь на такого человека, как ты. Тут же расчет синтаксический и словарный, это должно быть приемлемо для людей, которые меньше слов знают, с длинной фразой не так ладят: Чтобы им не было скучно, внимание не рассеивалось.
- Переводить - это еще и читать. Вам всегда интересно работать?
- То, что скучно читать, я переводить не буду. Но литература в целом стала ниже классом, чем, скажем, пятьдесят лет назад. Не потому, что люди хуже стали писать, а потому, что меньше могут сказать общеинтересного. Литература сделалась более социальной, меньше связанной с универсальной душой человека.
Дмитрий Харитонов, "Московские Новости" № 28, 2005
В стародавние времена в Финляндии существовал обычай — раз в четыре года 29 февраля женщина имела право сделать мужчине предложение. В случае, если мужчина не горел желанием связывать себя семейными узами и отвечал отказом, то с него в качестве возмещения морального ущерба, причитался отрез материи на юбку.
Из средневековых романов мы помним, что знатные люди, расплачиваясь за покупку или услугу, небрежно бросали кошелек с монетами. Не следует думать, что этот красивый жест означал потерю всей наличности для аристократа. Термин (плата кошельком) означал оплату монетами, заранее ссыпанными в опечатанный кошелек. Так, например в Пруссии в 17-19 веках было принято расплачиваться монетами в кошельках, содержащими от 50 до 100 талеров в зависимости от стоимости покупки или услуги.
"ЭТА КЕПКА ЗИМНЯЯ, ЗИМОЙ ТВОЯ ГОЛОВА БУДЕТ МЕНЬШЕ" -
...убеждает клиента пройдоха-портной в к/ф "Мимино". А вот был бы мастер сапожником - к его словам имело бы смысл прислушаться. Ведь покупать обувь надо не утром, а днем, когда нога слегка увеличивается в размере. Ботинки, купленные утром, вечером будут жать.
Умопомрачительный случай произошёл у нас в Дании, где сейчас замечательная пляжная погода. Обычным пластиковым совочком 10-летний мальчик едва не обрушил береговую линию, проложив подземный тоннель под общественным пляжем местечка Хорнбек. После нескольких часов упорной работы под палящим солнцем и кубометров выкинутого на поверхность песка, юный строитель стоял на дне тоннеля двухметровой глубины и диаметром не менее метра. После чего принялся прокладывать в толще песка уже горизонтальные шурфы - подвергая опасности себя и окружающих. Перепуганные пляжники обратились в полицию, которая в свою очередь была вынуждена вызвать коммунальную техслужбу, чтобы засыпать ходы, выкопанные юным строителем.
...А ЦВЕТ ТАБЛЕТОК ВСЁ ЖЕ ОСТАВИЛИ НЕПОЛИТКОРРЕКТНЫМ..:)
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США одобрило применение нового препарата для лечения паралича сердца (заболевания, при котором сердечная мышца ослабевает и становится неспособным прокачивать достаточно крови). Любопытным является то, что впервые лекарство было создано по расовому признаку: препарат "Байдил" рассчитан исключительно на чернокожих пациентов.
Исследования компании Nitromed Incorporated, показали, что применение "Байдила" снизило количество смертей среди чернокожих пациентов почти вдвое, а необходимость стационарного лечения снизилась на 39%. В то время как два предыдущих исследования, проведенных среди всех расовых групп, не показали подобных результатов.
Создание и одобрение препарата для применения исключительно в рамках одной расы вызвало целую волну споров в американских медицинских кругах. Оппоненты утверждают, что нет биологических причин, согласно которым какое-либо лекарство может быть эффективнее для пациентов одной расы. По их мнению, вся затея вызвана жаждой наживы, так как компания Nitromed получила лицензию на производство препарата исключительно для чернокожих сроком на 15 лет. Однако Управление по контролю за продуктами и лекарствами настаивает на том, что это решение - шаг к более индивидуальной медицине, когда лекарства могут производиться с расчетом на одних людей, а на других почти не действовать.
"Байдил" является комбинацией двух более старых препаратов, ни один из которых не был одобрен для лечения паралича сердца. Врачи пока не совсем понимают, как эти два лекарства работают вместе
В деревенском храме индийского штата Джаркханд королевская кобра длиной в пять футов напала на священника Бисваната Канвара, пока он поил ее молоком. Однако сразу после укуса змея замерла на полу, начала плеваться кровью и умерла. Мертвую змею отвезли к ветеринару, который не обнаружил на трупе пресмыкающегося каких-либо физических повреждений.
Сам же священнослужитель в настоящее время поправляется в больнице, сообщает индийское информагентство IANS. По словам обитателей деревни, случай этот является весьма уникальным, потому что укушенные королевскими кобрами люди как правило умирают. Ведь это самая крупная ядовитая змея в мире, длина ее достигает 5,5 м. - а яд её достаточно сильный, чтобы убить слона за четыре часа. "Бог Шива спас меня", - сказал укушенный.
Житель города Удомли Тверской области украл и сдал в пункт приёма металлолома автобус. Получив деньги, злоумышленник пустился в бега.
Как сообщил в понедельник "Интерфаксу" начальник отдела информации и общественных связей УВД региона полковник милиции Геннадий Переверзев, "молодой человек решил разбогатеть весьма необычным способом - сдал в металлолом стоявший возле дома автобус "Кубань", принадлежащий его земляку, предусмотрительно разрезав перед этим транспортное средство на части". Сотрудниками ОВД Удомельского района по данному факту проводится проверка, ущерб устанавливается.
У многих видов животных по ходу брачного ритуала принято преподносить своим партнерам дары . Для насекомых это обычно еда или какие-то символические презенты вроде листьев растений.
Cамцы мух, чтобы добиться расположения, часто дарят самкам поддельные , бесполезные артефакты, добыть которые проще. Правда, через некоторое время самка понимает, что партнер её обманул, и отталкивает его своими крыльями. Но к тому моменту самец обычно уже успевает с ней спариться и оплодотворить её.
Тем не менее самка все равно отгоняет лжеца, а тот, забрав подделку , летит к следующей мухе.
"Есть зимние дураки - когда человек входит, снимает шапку, шарф, шубу, галоши... и только тогда видно, что он дурак. И есть летние дураки - это когда человек входит и сразу все видно."
В 1937 году некто Бен Хилл из-за финансовых проблем бросился с крыши Эмпайр-стейт-билдинг. На уровне 86-го этажа он зацепился полой пиджака за кронштейн с американским флагом . Сорвался, но 12-ю этажами ниже снова зацепился за менее значительный штырь. Оттуда самоубийцу и втащили в окно.
История наделала столько шуму, что гонорары, полученные Беном от газет, позволили ему начать свое дело. Повысились и продажи костюмов той самой, недорогой марки, которую перед самоубийством носил наш герой. В благодарность фирма до самой смерти Бена Хилла снабжала его своей одеждой.
20 мая 1873 года Лейб Штраус (он же Леви Страусс), сын торговца-лоточника, перебравшийся 20 лет назад в Америку, получил патент № 139.121 Бюро патентов и торговых марок США (US Patent and Trademark Office) на производство "рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов". До этого Страусс без особого успеха торговал в Нью-Йорке тканями и в Калифорнию подался на пике "золотой лихорадки": он рассчитывал шить из английской парусины jeans палатки и сбывать их старателям. Но штаны оказались для золотодобытчиков нужнее - толстые, из хлопка, а не из кожи, чтобы можно было их стирать, с тремя большими карманами, двумя спереди и одним сзади, и одним маленьким. В качестве красителя был выбран самый стойкий на тот момент индиго (темно-синий). Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов .
Строго говоря, рабочие штаны, которые производила начиная с этого времени фирма Levi's & Co, были не первыми джинсами Леви Страусса, но именно в 1873 году карманы джинсов укрепили заклепками. До этого додумался невадский портной, уроженец Риги Джейкоб Дэвис, с которым в конце 1872 года познакомился Страусс. Правда, у Дэвиса не нашлось 68 долларов, необходимых для того, чтобы подать собственную заявку, и бедному "клепальщику" достались лишь второе имя в патенте, доля в бизнесе и малопочетное "Co" в названии Levi's & Co. Сложись все иначе, как бы теперь назывались первые джинсы - Jacob's 501 или Levi & Jacob?
Модель 501 возникла почти сразу, но номер ей был присвоен в 1890 году, когда успех предприятия превзошел все ожидания. Моделей было столько, что производство пора было упорядочить. Страусс предложил партнеру их пронумеровать. На этот счет существует своя легенда, которую поведают всякому, кто доберется до музея Levi's & Co в Сан-Франциско. "Да я этих моделей, наверное, штук пятьсот придумал!" - заявил Дэвис. "Тогда эта будет пятьсот первой", - ответил Страусс.
ОРЛИНАЯ МЕТКА
С момента рождения знаменитые джинсы почти не изменились. Почти сразу на заднем кармане появились две кривые линии - "крылья орла, обитающего в Скалистых горах", на швах - оранжевая двойная строчка, а на ширинке - четыре "болта" с выбитыми буквами Levi Strauss & Co S.F. Cal (потом пуговиц стало пять). В 1886 году пояс украсила кожаная нашивка с конями, пытающимися разорвать джинсы. В 1902 году стали пришивать второй задний карман, в 1910-м в джинсовой коллекции появилась первая куртка - Levi's 506, а в начале 20-х годов с пояса исчезли пуговицы для подтяжек и появились шлевки для ремня. Начиная с 1937 года заклепки на задних карманах стали закрывать тканью - чтобы не царапали мебель или седло.
Поверить в то, что золотоискатели просеивали песок в таких же джинсах, какие были на вас на первом свидании, трудно, но можно - увидев под музейным стеклом джинсы 1880 года выпуска. В 2001 году их продали на аукционе eBay за 46 532 доллара (изначально владельцы из Невады просили за штаны любимого прадеда 25 000 долларов).
Все сказанное выше вступает в противоречие с мифом о джинсах как об одежде для ковбоев. Более того, фермеры и ковбои считали Levi's слишком городской одеждой и успокоились только тогда, когда в 1911 году настоящие ковбойские штаны, слегка расширенные книзу, чтобы влезали сапоги, сделал Генри Дэвид Ли. В 1926 году компания H·D·Lee презентовала последнее изобретение в джинсовой истории - Lee 101Z, первые штаны с молнией вместо пуговиц , и на этом развитие затормозилось. И ни одно более позднее нововведение, будь то добавление в деним лайкры, вышивка, etc, не изменило джинсы столь принципиально.
ОНИ НЕ ТЁРЛИСЬ И НЕ СИДЕЛИ
А у нас в 1926-м был нэп. Специалисты иностранные приезжали - и не в одних костюмах с шляпами они ходили, ведь ездили же они на природу, и наверняка у каждого в чемодане лежало по паре джинсов. Но советских людей тогда волновали другие вещи.
Известно, что в Европу джинсы привезли американские солдаты, и в 40-х годах XX века в Германии появились первые европейские джинсы Mustang. А у нас тогда ничего такого не появилось, и когда в 1957 году столицу СССР наводнили гости Фестиваля молодежи и студентов, юные москвичи были потрясены потертостью своих ровесников-иностранцев. Тогда-то и распространился в Союзе новый промысел - фарцовка.
Те, кому сегодня нет и 30, едва ли поймут своих родителей, с нежным блеском в глазах вспоминающих о первых своих джинсах, стоивших в начале 80-х годов прошлого века от трех до пяти стипендий среднестатистического советского студента. Торговля джинсами была в то время делом хоть и нелегальным, но обычным. Первые же, начала 60-х, советские фарцовщики рисковали не только деньгами и свободой, но и жизнью. Сегодня самое время вспомнить о показательном суде над Рокотовым и Файнбергом, приговоренным за валютные спекуляции (это была "расстрельная" статья) к исключительной мере наказания. В обвинительном заключении одним из пунктов обвинения шла торговля джинсами, которые по определению были товаром валютным. Приговор незамедлительно привели в исполнение.
В США в 1969-м журнал American Fabrics напечатал статью, автор которой утверждал, что "история денима является отражением всей американской истории". А у нас была своя история, и штатовский деним был для советских властей как красная тряпка для быка, как инакомыслие, как правозащитники, как выступление на Красной площади во время чешских событий в 68-м... Грех сравнивать, но так и было.
Когда в 1973-м весь мир отмечал 100-летие Levi's, в нашей стране пытались шить собственный аналог - "техасы", которые не терлись, никак не сидели и не держали форму. В 80-х московские студенты учились отличать "родные" штаны от подделок и лежа влезали в штаны на размер меньше, а "выездные" моряки имели право привезти на родину три пары джинсов - четвертые провозили через таможню на собственном теле. И в том же Владивостоке, куда приходили суда, в рестораны не пускали людей в джинсах: вышибалы считали их рабочей одеждой.
С другой стороны, на что тут обижаться - рабочая одежда и есть. Может, просто отношение к работе изменилось? Праздник стал мало чем отличаться от будней, вечерние наряды почти исчезли из употребления, в рабочих штанах появляются теперь в опере и на подиуме. Лозунг "на работу - как на праздник" материализовался с точностью до наоборот. И джинсы перестали, наконец, быть для одних одеждой старателей, для других - глотком свободы, превратившись в украшение нашей жизни.
Stonewashing
"Выстиранные с камнями" джинсы впервые продемонстрировал в 1960 году дизайнер Ньюдт Коэн. Его последователи - французы Марите и Франсуа Жирбо уже в конце 60-х догадались стирать новые джинсы с пемзой, но в промышленных масштабах их идеи начали претворяться в жизнь лишь в 1982 году. Первой фирмой стала Lee.
Sticky fingers
"Джинсовую" обложку этого знаменитого альбома Rolling Stones 1971 года делал Энди Уорхол. За застегивающейся молнией на фотографии скрывалось мощное тело отнюдь не Мика Джаггера, как думали поклонники, а главной звезды - Уорхола Джо Д'Алессандро.
Calvin Klein
В 1977 году Кельвин Кляйн первым из модельеров выпустил дизайнерские джинсы. В 1980-м Ричард Аведон сделал для рекламы джинсов CK знаменитую скандальную фотосессию с Брук Шилдс. 15-летняя модель заявляла с постеров: "Между мной и моими "кельвинами" нет абсолютно ничего".
Vintage
Настоящие винтажные джинсы можно отличить не только по цифрам на "болтах", но и по узкой белой кромке, идущей вдоль края ткани, - она видна, если внимательно посмотреть на шов изнутри. До начала 1980-х деним выпускали на узких 29-дюймовых станках, и пока эти станки не заменили на новые 58- и 62-дюймовые, кромку было видно изнутри. Разные фирмы добавляли в нее нити разных цветов - это был тоже фирменный знак. У Levi's край был бело-красный, у Lee - бело-зеленый, у Wrangler - бело-золотой.
Джинсовый верх
Хотя официально датой рождения первой джинсовой куртки Levi's 506 считается 1910 год, есть все основания полагать, что она существовала и раньше. Коллекционеры называют эту модель Type 1, причем самой ценной считается куртка с ремешком, пришитым сзади на поясе и застегивавшемся на металлическую пряжку.
Следующую знаменитую джинсовую куртку выпустил в 1932 году Генри Дэвид Ли - она впоследствии была названа the rider. Несколько лет назад на одном из аукционов за $40.000 был продан один экземпляр такой куртки, с ремешками на поясе, словами Union Made на пуговицах и Lee на кармане.
Близка к идеалу куртка Lee stormrider, презентованная через год, с шерстяной подкладкой и вельветовым воротником - такую можно увидеть на Мерилин Монро в "Неприкаянных", последнем фильме Кларка Гейбла.
Самый же популярный фасон джинсовой куртки - Levi's 557, модель, известная под названием trucker - дальнобойщик.
Слово "каникулы", в русском языке означающее "отпуск", "отдых", во французском языке имеет не вторичный (как в русском), а первичный смысл, то есть - жара, летний период между 22 июля и 22 августа.
В переводе с латинского " сanicula - это "маленькая собачка", символ обозначающий именно этот период, когда звезда Сириус (самая яркая в Созвездии Пса) восходит и заходит вместе с Солнцем.
В Китае последним испытанием для костоправа был кожаный мешок, в который помещали разбитый горшок. Претендент должен был вслепую собрать черепки и склеивать их до тех пор, пока горшок не примет первоначальную форму
Миллионер и кинопродюсер Роджер Доркас все свои 65 миллионов оставил горячо любимому псу Максимилиану. Суд признал завещание законным, так как при жизни миллионер выправил Максимилиану человеческие документы. Жене Доркас оставил 1 цент. Но она, по тем же документам вышла замуж за пса и, после его смерти, вступила в права наследства, поскольку пес завещания не оставил.
При перевозке живой рыбы в закрытых, наполненных водой трюмах, основная проблема была в том, что рыба не двигалась и погибала от удушья. Устанавливали различные устройства для перемешивания, но рыба двигаться не хотела. Решение было найдено довольно простое - в трюм запустили хищных рыб