Всем кому интересно:) Приобрела еще одну книжку:) Автор Павлова (имяотчество не помню). Книга называется "Развитие речи и мышления". Это книжка расчитана на занятия с детишками от 1 года до 3-х лет. Так как она расчитана по большему на педагогов, воспитателей, то там приведены конспекты занятий. Также отмечены те моменты на которые стоит обращать внимание, и как вообще строить занятия для таких самых-самых маленьких. Да это книга - методическое пособие), а есть к этой книги и материалы - картинки, которые стоит тоже приобрести. И вот: открываешь и занимаешься с детенком - ничего своего выдумывать даже не стоит. Грят, Павлова является автором очень многих книг по развитию детей и не только этого самого раннего возраста, но и детей раннего школьного и школьного возраста. Так что если есть интерес, то спрашивайте в книжных магазинах ее книги. Кстати, это не реклама! Это то что встретилось на моем пути повышения квалификации родителя:)
Осенний Лис --> (348) Сложная тема.. тем более как и когда преподнести это детям.. Дочурка моя еще маленькая и я почему то подумываю, что я с того момента, когда мне придется ей объяснять уже более сложные темы, темы жизни, мира, взаимоотношений буду стараться в простенькой форме объяснять о том, что люди рождаются, живут, умирают. Кто-то уходит раньше, кто-то позже, но нам дано прожить какой-то отрезок жизни и этот отрезок мы должны прожить достойно. Ничего особенного не сказала? Да, только я акцент делаю на том, чтобы ребенок это впитывал с детства. Чтобы потом его не крутило и не долбало, как крутило и долбало меня после очередной смерти близкого. Пусть мы скучаем по близким уходящим, но они с нами всегда и всегда помогают и направляют, только некоторые это просто не замечают. А еще можно поговорить с ними (вот фотография), рассказать и поделиться. И на могилку съездить будет не страшно. Это скрывать нельзя и когда ребеночек уже начинает понимать что-т более сложное, это надо ему объянять.
Давайте поговорим о том, когда следут просвящать детей в вопросах жизни и смерти. Постепенно можно перейти к вопросам секс. просвящения. Просто знаю, что многие родители это скрывают (кладбище ломашних животных - помните?), стесняются, бояться что дети не так поймут и т.д. У нашего детя на глазах умерла прабабушка. ну умерла и умерла, ребенок вполне спокойно к этому отнесся, лет 7 было, ну и до этого знал как оно, но не афишировалось, потом "за жизнь" поговорили, проблем не было, откуда берется дети он лет с 3-х знал, так что и с этим обошлось. Другой пример сестра подруги. Умер родственник, от ребенка, естесственно, скрывали что это такое, ну и "сердобольная" бабка просвятила ребенка - вот щас дедушка помер, его похоронят - в землю закопают, а там червячки его есть будут, до косточек обглодают... пацана 2 года водили по психиатрам (это с 5 до 7 лет, но и потом проблема полностью не исчезла). Так что давайте высказывайтесь - когда надо говорить, с какого возраста, в какой форме и т.д...
sanajti --> (346) понимаете в чем дело, что я рассказала о Фребеле как об одном признанном педагоге своего, да и нашего времени:) Создатель садиков, начальной школы:) Меня, если честно, более интересовала его система обучения, де его Дары и его система обучения - структура так сказать. Причем о духовности - я передала то что ОН (Фребель) об этом писал:) Насчет его детей - не знаю..сказать не могу:) Знаю, что был женат .знаю, что не смог за свою жизнь получить высшее образование - и это его терзало, знаю, что он был сыном толи пастора, вообщем он был оч. религиозный человек и на религии делает огромный акцент в своих работах. Насчет религии с детства. Позвольте с вами все же не согласиться. Насколько я могу понять вы, даже при религиозности вашей бабушки, не смогли бы через себя пропустить смысл сказанного ей когда-то. Мы, наше поколение, я имею в виду, очень материальное и приземленное. Если обучение ребенка построить именно таким способом, когда многие жизненные вещи будут соприкасаться с религией, когда многие объяснения родитель будет давать именно с точки зрения религиозного учения, то человек поневоле в этом начинает жить. Вот, к примеру моя знакомая, никогда не повышает голоса на своих детей. Она объясняет им заповеди Божьи, на каждом останавливается подробно, объясняет, разъясняет. Они читают Библию для детей - ой..не знаю..так ли называется, но типа того. Потом очень подробно как сказки обсуждают и легенды и притчи про Святых и т.д.. Они регулярно ходят в церковь и прочее. Но есстно, она не замыкает детей только на этом, она не собирается из них делать церковных служителей. Старшая девочка говорит хулиганистой младшей: "Дорогая моя, ты так поступаешь так плохо, потому что ты слушаешь лукавого .Вообщем оч. многим вещам они находят объяснения, свои, необычные может быть для неверующего человека. И мне кажется, что это не так плохо. И потом, я ведь не проповедую Фребеля… просто я пересказала, что он пишет.
whim --> (341) ....как...как....кверху.......:))) ....а почему....он должен.....воспринимать....????) ...ну-у....Фребель....то онож...товож.....А что слышно о его детях....?))) "Если ребенок с самого начала воспринимает религию как самособойразумеющееся, так никаких заставлений и насилий над ним делать не надо."...-а это не факт.....бабулька моя.....воспитывала....именно так.....И что?...-да я уважаю христианство.......и сё.....то бишь не более того......
Безгреховность, мудрость - ..........ну ты просто умничка.....-правда!!!.....:)))....если конечно это серьёзно........
Осенний Лис --> (344) не за что:) тут высмотрела книжку на постарше: Леви "Нестандартный ребенок". Там описываются все нюансы воспитания, роста и развития детей более старшего возраста и мл.школьный:) У меня точно времени на прочтение пока не будет, но отклики от мамочек(на няне.ру) вроде положительные:)
Еще такие фамилии: правда это уже психология в полный рост: Пиаже - об интеллектуальном развитии ребенка - у него разные возрастные категории, потом наш Выготский, потом Эльконин - тоже разный возраст вроде в работах охватывает:) Ах..где бы время взять, чтобы всему этому интересному и полезному отдаться:))
Осенний Лис --> Расскажу немного о Дарах Фребеля - игрушках. Вообще, Фребель очень много уделяет внимание игре ребятенка, и особое место отводит самостоятельной игре, где ребенок, по Фребелю, сам обдумывает, анализирует и т.д. То есть игра ребенка - это как деятельность взрослого. По игре ребенка можно определить как проявление "внутреннего через внешнее"(собственного внутреннего и окружающего внешнего мира):) Первый дар Фребеля - мяч... такие вот действа: раскачивать мяч перед ребенком и говорит: туда-сюда, далее поднимать: вверх-вниз, потом подскоки(то есть мяч отскакивает от поверхности): скок-скок-скок и т.д. выше-ниже ,уже-шире, налево кругом- направо кругом и т.д. и т.п. потом игра усложняется, ребенку дается мяч в руку И вообще шаром должно быть н-ое количество и разных цветов, также и полярных : белого и черного:) Второй дар - это уже противоположность первому: куб, кубик.. И есстно, то что проиграли забывать нельзя, а немного модифицируются: то есть место мяча занимает шар... и .т.д. Потом простейшие манипуляции-игры с этими предметами перехоят в постройки всего того, что окружает нас, а ведь очень много , пишет Фребель, состоит именно из шара, куба и из кирпичиков (Фребельское название этого дара не помню точно). и т.д. то есть от простейшего к сложному, а потом можно и цветом манипулировать и формой и подключать логику - чего очень много требуется уже в Никитинских кубиках. Но это мое мнение:) Буду пробывать, еще в состоянии обдумывания и переваривания:)
sanajti --> (337) как это не воспринимает?:)) Фребель - очень религиозный человек:) И основа духовного развития ребенка в его понимании - это воспитание ребенка именно религиозным человеком:) Если ребенок с самого начала воспринимает религию как самособойразумеющееся, так никаких заставлений и насилий над ним делать не надо. Безгреховность, мудрость - это цель человеческого бытия, и это надо по Фребелю ребенку внушать с детства. Но это Фребель - последнее издательство его работ (я уже писала) приходятся на 1913 год. Что касается настоящего, то я думаю, если есть что дать ребенку не религиозного, если что родители могут дать взамен веское - то почему б и нет:)
Gem-in-I --> (339) А я уже не убираю :) там такие постройки... взрослые в осадок выпадают, дети как по музею ходят, дыхнуть бояться. А захожу я только на порог комнаты - что б ноги не наколоть. сам убирается и прочее. А убирать - так выделить ведро или коробку большую и вперед - пусть сама, ручками... у нас был хороший предлог - гости, что б комната была чистая. все - 5 мин и нет его...
Одолела Фребеля. Отчитываюсь. Основные выдержки. 1.Делит основные этапы развития ребенка. И считает, что на каждом этапе ребенок должен получить все что должно быть на этом этапе, если что-то упустил, то наверстать невозможно уже никогда. 2.Стержень всего воспитание - религия, Бог. Главная цель жизни - достижение мудрости, постижение и понимания всего Божественного, а также стремление к безгреховной жизни. 3.Дары Фребеля: шары, мячи, кубики и т.д.- все с доказательством, что это самые лучшие игрушки для ребятенка 4. Основные требования к развитию ребенка в саду: и физическое, и духовное развитие и т.д.: гимнастика, подвижные игры, разведение сада: выделять участки для детей, чтобы они могли собственными ручками что-то выращивать. 5.Рекомендует в игрушки к ребенку вводить природный материал: песок, вода и прочее. 6.Песни и потешки - огромное влияние на гармоничное развитие ребенка. Музыкальность и познание слов, речи, а также такт…который благотворно влияет на психику ребенка. А также все все комментировать: что бы ты ни проходил, чего бы ты ни делал… 7.Давать дела взрослые ребенку, терпеливо относится к их помощи и т.д. 8. Собственным примером быть во всем.
Вообщем это что на первом этапе отложилось. Ничего необычного в его работе, если только общий подход: ребенок - это уже человечек, к которому нужно относится как к полноценному человеку, в котором все уже заложено Богом ,а наше (родительское) стремление должно быть направленно, чтобы это Божественное помочь ребенку побыстрее раскрыть. Да и еще Фребельские игры, подходят для занятий с малюськой , для себя вот решила, до Никитинских кубиков - самое то:)
Gem-in-I --> (329) Да не мучайтесь - успеется еще, у вас ребеночек маленький, вот ближе к школе - ясно будет и учителя заметят и скажут - если что, просто маленькие дети не знают что как правильно и делают той рукой, которой удобнее. я переученный левша, в том смысле что пишу правой, а все остальное могу и неплохо левой, но всю жизнь долбали :( ребенок пишет с наклоном в лево, думали что и он то же левша, но нет... правша оказался, а в классе, еще в россии мальчик был левша, никто к нему и не придирался, и если что и нашего бы учили... обошлось. а резать ножницами - да - неудобно, некоторые вещи думаешь лучше бы левой рукой подрезать - удобнее, а ножниц нет (все лень купить).
Немочка --> (330) ....а мой сынуля....одинаково владеет руками.....-обычно пишет....рисует...правой.....но когда задумывается......легко....работает левой.....и почерк.....чёткость....не меняется...... ....а есть связь с ногами....-в смысле с толчковой ногой?
332 Gem-in-I Никто не знает кроме самого малыша,но ему еще трудно сформулировать. Я считаю,раз он орудует обеими руками,то нужно делать упор на правую ведещую.Только очень аккуратно,нежно и ненавязчиво.Если малыш левша,то будет препятствовать этому.Значит надо оставить все попытки.Нельзя переучивать насильно.Это тебе скажет любой врач.Кроме всего,сегодня у детей-левшей вообще нет таких таких проблем,какие были раньше.Чтобы детки (и взрослые)не мучались есть специфические предметы обихода для левшей.Как-то ножницы например.(Никогда раньше не задумывалась над тем,какая проблема левше пользоваться обычными ножницами,пока не столкнулась у подружки сын левша.) вот нашла информацию: www.zel.ru/kids/articles/000112_1.shtml mignews.com.ua/health/world/genius_0321.html http://www.ug.ru/99.07/t13.htm http://psy.1september.ru/1999/psy07-2.htm http://www.biodan.narod.ru/speech12.htm
Жуть.... :( То есть надо все-таки выяснить, чтоб не наломать дров.
Как определить, какая рука ведущая? Ложку держит правой (может, потому что вложили в первый раз в правую?). Когда берет кусочки еды (он с года ест сам руками), то попеременно то правой, то левой. Мелками рисует правой, карандашом - левой.
В чем же причина того, что дети довольно часто рождаются левшой? - Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, пришла к выводу, что в данной ситуации биологические и культурные факторы взаимодействуют. В своей работе "Право-леворукость и расстройства развития" ("Handedness and development disorder", 1990) она приводит интересные данные: у близнецов обычно лучше развита одна и та же рука. При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому родственнику. Так что, если у вас подрастают близнецы с разной рукостью, то не стоит ждать от них одинаковых успехов. И главное - не стоит их постоянно сравнивать. - Многие педагоги и воспитатели, ссылаясь на собственный богатый опыт советуют переучивать левшей на правую руку. Вы считаете, что делать этого не надо? - Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") - это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. К нам на консультацию однажды пришла бабушка с шестилетним внуком: он и пишет плохо, и ручку держит неправильно, и ошибок делает много. К тому же иногда заикается. Многие звуки произносит нечетко, логопед в детском саду жалуется, что их трудно автоматизировать. Мальчик легко общается, вид у него внимательный и сосредоточенный, проявляет желание ответить на все вопросы. Но он сразу напрягается, когда его просят нарисовать или написать что-либо. Берет карандаш в правую руку, держит его неестественно, неловко, очень медленно выполняет задание и так давит на бумагу, что даже рвет ее. В этот момент в речи наблюдается заикание. Просим взять карандаш в левую руку под ироничное замечание бабушки, что он никогда этой рукой ничего не делал. Однако мальчик без сопротивления берет карандаш, держит его правильнее, рисует довольно легко и без напряжения. Правда, линии проводит еще не так уверенно, написание букв не столь определенно, но выполняется все мягче, спокойнее. При обстоятельной беседе с бабушкой, она вспоминает, что в год мальчик начал брать ложку, чашку и игрушки левой рукой. Но ему ненавязчиво всякий раз напоминали, что лучше это делать правой рукой и перекладывали предметы в правую руку. Позже эта проблема вообще не возникала. Но так только казалось родителям. Они просто не знали, что это невинное, на первый взгляд, вмешательство в естественный ход развития ребенка уже начало вредоносно (заикание!) сказываться на нем. Этот пример иллюстрирует, что с природными особенностями человека шутить нельзя. У переученных левшей часто встречаются такие невротические нарушения, как страхи, энурез, тики, навязчивые движения, вялость, заторможенность, заикание, повышенная раздражительность, нарушения сна и аппетита, двигательное беспокойство, неусидчивость. Не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила: пусть он делает все той рукой, какой ему удобнее. При этом сами постарайтесь развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.
Пятилетний левша рано научился читать, но никак не мог запомнить последовательность букв в алфавите. Ища что-то в энциклопедии, он на всякий случай держал перед глазами телефонную книжку. (Случай из практики)
В этом примере показана одна из характерных особенностей левшей — трудности запоминания последовательностей и попытка самостоятельно эти трудности преодолеть. Можно привести немало примеров, когда нетрадиционное решение детьми-левшами традиционных задач позволяет им достичь большого эффекта. Это не случайность. Чтобы разобраться в этом феномене, давайте рассмотрим сначала, какое место занимают левши среди остальных людей.
В перечне наиболее известных, хотя и не всегда достоверных фактов о левшах встречаются такие:
— левши составляют примерно 10 % населения и 20 % всех известных талантливых людей; — среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин; — левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши; — у них часто встречаются речевые нарушения; — леворукость (а точнее — леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50 % случаев манипулировать левой передней лапой; — при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
В художественной литературе людям с доминирующей левой рукой также уделено определенное место, причем не только таким «настоящим» левшам, как герой известного произведения Лескова, но и так называемым амбидекстрам, то есть одинаково владеющим обеими руками. К последним, например, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров — Атос. Правда, следует добавить, что многие профессиональные бойцы того времени на случай ранения правой руки специально развивали в себе умение фехтовать и стрелять левой.
Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечает, иногда почитает, иногда сжигает на кострах. И почти всегда большинство старается загнать в прокрустово ложе меньшинство — дескать, не высовывайся. В недавние времена целые армии педагогов — из самых лучших побуждений, конечно, — старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой.
Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая «рукость») является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.
В развитых странах, например в США и Великобритании, давно отказались от переучивания леворуких детей. Выросло уже несколько поколений левшей, активно использующих в практике ведущую руку. Кстати, на последних президентских выборах в США все кандидаты, включая Клинтона, были левшами.
Полезный совет: если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на «собственный богатый опыт», настаивают на переучивании, не спешите с этим соглашаться. Пусть ребенок действует так, как ему удобнее. Вместе с тем полезно, развивая обе руки, давать ему игрушки, ложку попеременно в правую и левую.
Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, приводит интересные данные, касающиеся «рукости» близнецов: у них она обычно совпадает. При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому ближайшему родственнику.
Полезный совет: если ваши дети — близнецы с разной рукостью, не следует ждать от них одинаковых успехов и не следует эти успехи сравнивать. Лучше научить детей сравнивать себя с самим собой («Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!»).
Среди детей с различными формами школьной дезадаптации правшей гораздо меньше, чем левшей. Для значительной части последних в начальной школе характерны трудности формирования навыков письма, чтения, счета. Это вовсе не значит, что они оказываются менее способными. Дело в том, что «разрешение» писать ведущей рукой не решает всех проблем левши, оказавшегося в образовательной системе, созданной для правшей. Для того чтобы понять это, вспомните «Алису в Зазеркалье», сочиненную левшой Льюисом Кэрроллом. В описанном мире все было наоборот: часы шли справа налево, близкое оказывалось далеким и т.д.
Эти примеры могут очень наглядно показать особенности пространственных представлений ученика-левши. Его привычные проблемы — стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении лево — право, а иногда и выше — ниже.
Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромными возможностями контролировать свою психическую деятельность. Во многих случаях они вынуждены достигать нужных результатов обходным путем, находя зачастую весьма неожиданные, на взгляд правшей, дополнительные внешние или внутренние средства. Например, «зеркальное» письмо — достаточно распространенное явление в начальной школе, особенно часто встречающееся у левшей. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания элементов букв и цифр. Первоклассник-левша при письме путал направление «хвостиков» у букв «д» и «б». Мальчик придумал свой способ запоминания трудных букв: небо («хвостик» наверх), дно («хвостик» вниз). Таким образом, он в обход несформированности пространственных представлений (которые с некоторым запозданием образуются у левшей) создал свое письмо. Вполне понятно, что времени на запоминание «образа» буквы у него ушло гораздо больше, чем у его одноклассников-правшей.
Полезный совет: при обучении следует быть уверенным, что маленький левша действительно усвоил новый материал. Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания («цифра “6” повернулась спинкой к окну, а цифра “9” — к двери» и т.д.).
У левшей в отличие от правшей не возникает «сам по себе» тот объем упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно жить и взаимодействовать в обществе. Поэтому, обучая левшу, следует дополнительно максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Помните, например, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
Полезный совет: чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
Исследования, проведенные в Мичиганском университете, выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, конформность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности. Что касается причины, объясняющей преобладание среди леворуких детей творчески одаренных и нестандартно мыслящих личностей, то некоторые ученые видят ее в более тесном взаимодействии речевых и неречевых процессов в тех случаях, когда их реализацию обеспечивает одно и то же полушарие, в данном случае — правое.
Однако при «плюсах» всегда есть «минусы»: левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. У детей-левшей также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети жалуются, что им «мешают» руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.
Полезный совет: дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Во время утренней зарядки, при подвижных играх предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания кролем).
Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями — особенно. Помогают и такие «малозатратные» виды упражнений, как «глазодвигательные» (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно — влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем — в противоположные.
Еще несколько советов.
Попробуйте еще такое упражнение: вращать руку справа налево и одновременно ногу в другую сторону. Начинать следует медленно. Добившись успеха, попробовать сделать то же обеими руками и ногами. Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой — по животу справа налево. Левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой — «гладить что-то утюгом». Помните, что каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без «ну это, как его, это же понятно!». Очень полезны такие хрестоматийные игры, как «Города» или «Балда» (как устный, так и письменный варианты).
Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать с «видят»!) то, что расположено слева от них. Показывая ребенку книжку с картинками, разместите ее так, чтобы она находилась немного правее от него.
И в заключение: особенно важно определить ведущую руку перед школой. Если же есть какие-то сомнения, то лучше это сделать раньше — в 4–5-летнем возрасте. Именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Жюль Верн в книге «Двадцать тысяч лье под водой» писал о том, «что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота». Золото потенциальных возможностей вашего ребенка-левши требует своей обработки. Маленький левша нуждается в нестандартном подходе. Надеемся, что эти несложные советы вам помогут при его воспитании и обучении.
Сегодня мы рисовали каракули (а что, собственно, еще можно рисовать в полтора года). Я вкладывала карандаш ребенку в правую руку, но он упорно переставлял в левую.
Когда у детей формируется ведущая рука? Какие особенности у левшей?