Господин гость II --> (2284) Вы непоследовательны, т.к. в своей реплике под № 2280 опровергаете свою же реплику под № 2284. :)) (Вряд ли в те дискуссии приходят посмотреть на "блаженного". ;-)
Хотя, второй вариант,.. Вы даже очень последовательны и красиво подыгрываете !!.. ;-) В таком случае искреннее Вам спасибо.. от имени ПоЧитателей Хотелки !!.. ;-)) (и мне позволили воспользоваться моментом и выложить ещё и 2285-ю с 2286-й. :)
Каждому из нас известно выражение : "Весь мир театр", но, по-моему, ещё никто не осмеливался перенести законы драматургии на реальную человеческую жизнь и посмотреть, например, в каком «жанре» живёт тот или иной человек, соответствуют ли «развязки» и «кульминации» его бытия «завязкам», происшедшим в далёком прошлом, и т.д.
Замысел книги, собственно говоря, родился только из одного-единственного вопроса: Работает ли Господь Бог как драматург, соответствует ли понятие «судьбы» тем законам, которые мы знаем из теории драматургии? Когда этот вопрос был задан, к автору будущей книги пришёл законный ужас – как человек начитанный он сразу понял, что речь идёт об и с п о в е д и м о с т и путей Господних, о том, в сущности, каковы механизмы Воздаяния, или Кармы...
Автор очень испугался. Но искушение было слишком велико. Для того чтобы проверить смутную теорию выстраивания Богом человеческой судьбы по в н я т н ы м и п о з н а в а е м ы м законам, следовалло взять жизнь какого-нибудь известного исторического лица, чьё бытие документировано если не по минутам, то, во всяком случае, по месяцам, где нет «белых пятен», где «всё известно» и не подлежит сомнению.
Естественно, что для решения такой задачи более чем кстати оказалась жизнь Александра Сергеевича Пушкина. Вооружившись своим знанием законов драматургии и опытом создания сценариев для десятков художественных фильмов, автор с головой ушёл в работу...
В конце её он начал пугаться собственной тени. Оказалось, что жизнь Пушкина, как и жизнь Гоголя и Наполеона, почти целиком укладываются в те механизмы, которые нам известны из анализа драматических произведений. По «заявкам», происшедшим в молодости у этих людей, можно вполне просчитать события, которые произошли в «развязочной части композиции» их жизни, т.е. перед смертью.
Можно даже не знать, что Пушкина убьёт Дантес, что Гоголя «похоронят заживо», а Наполеон в свои «100 дней» завоюет Францию без единого выстрела. Можно, повторяю, этого не знать, но можно это достоверно предсказать, поскольку перечисленные события являются лишь следствием из поступков, совершённыз ранее.
Оказалось даже, что в композиции жизней этих людей есть более или менее внятная точка «золотого сечения», известная нам, в частности, по теории драматургии. С этой точкой, расположенной близко к середине нашей жизни, связан относительный покой, пауза, после которой события начинают убыстряться и переходить на качественно иной уровень...
В общем, с обнаружением «завязки», «кульминации» и «развязки» всё пошло как по маслу. Правда, в биографии Наполеона вдруг проявился случай, то есть событие, чей характер не укладывался в теорию причинно-следственной связи. Для объяснения подобного феномена потребовалось создание некоего универсального закона, чему и посвящена третья часть «Механики судеб»...
Стали ли после этого Божий мир и судьба человеческая более внятными, познаваемыми, закономерными ? Автор не знает. Но тешит себя надеждой, что ему удалось всё-таки нащупать какие-то алгоритмы, в свете которых наше с вами существование не будет казаться лишь хаосом и набором нелепостей... ...»
"Эта книга не претендует на то, чтобы дать ответы на конечные вопросы бытия"
“Механика судеб” – большой труд Образованного человека. Этим сказано слишком многое и есть ли смысл говорить что-то ещё... Есть! Юрий Николаевич многому меня научил. Он – из любимого мною числа моих соотечественников, которые приближают ко мне Россию, заставляют быть осторожным и не торопиться. Всеми своими усилиями, трудом Образования и Самообразования Арабов укрепляет меня в вере в российскую интеллигенцию. Слава Богу, Юрий Николаевич не раб кинематографа и книга для него важнее границ экрана. Арабов – мастер. Мастер не только потому, что слово любит, ценит и холит, но и потому, что мысль его свободна, но строга. Интересы его Личности многогранны, но сосредоточенны. Кажется, что он настолько смел, что никого и ничего не боится. А всё от того, что он любит тех, о ком пишет: не себя в процессе написания, а героев своих: и Пушкина, и Гоголя, и, может быть, - Наполеона. Они из рода человеческого, они страдальцы и жертвы судеб своих. Они люди человеческие, и Юрий Николаевич помогает мне понять их и самого себя.
А.Сокуров 30 мая 1997 г. С-Петербург
(Вступительное слово известного кинорежиссёра к книге Юрия АРАБОВА "Механика судеб")
Господин гость II --> (2281) Господин гость II --> (2280)
Тужьтесь-тужьтесь !.. :) Может что-то и получится... не полу-.. . ;-)) Назвали-с сами "гостем",.. теперь кто вот Вас возьмёт в "дворники" ??!!.. :) Вы на временную работу только претендуете,.. а нужны работники постоянные и хотя бы полу-ответственные !.. А с Вас, с "гостя", какой спрос ??!!.. ;-))Р Только полы затаптываете !!.. :)))))
Защита --> Прокурору : -- Ваша светлость,.. Защита просит обратить Ваше внимание на тот факт,.. что представитель Обвинения, г-н Wear,.. вероятно,.. перепутал залы заседаний,.. (лёгкая полу-улыбка в сторону Обвинителя :) т.к. выдвигает обвинения против некоего г-на ... АРБАТОВА,.. тогда, как известно Вашей светлости,.. (лёгкий полу-поклон в сторону Прокурора :) в выступлениях представителя Защиты на сегодняшнем заседании.. 10 раз, как минимум !,.. (полу-секундная пауза) была повторена фамилия нашего подзащитного, г-на АРАБОВА,.. что зафиксировано в материалах Слушания по данному Делу. (полу-вопросительный взгляд на.. и ответный утвердительный полу-кивок от... секретаря Суда) Судя по всему,.. представитель Обвинения либо является поклонником.. известной "женской" писательницы.. (полу-пауза, пережидающая смешок в зале) г-жи Арбатовой,.. либо назначен Обвинителем по одному из её дел. Но, Ваша светлость, Дело г-жи Арбатовой НИКАК не не относится к Слушанию материала г-на АРАБОВА !!..
Полу-шёпот из зала, где слушается Дело: Ооо !.. -- Да, это ТОТ САМЫЙ обличитель, про которого говорят, что он - женщина !!.. -- Да, ну,.. Вы что,.. полу-умный,.. как так можно ??!!.. -- Да, вот так.. говорят !.. Отодвиньтесь,.. дайте посмотреть !.. -- И много дел этот.. эта.. гхм.., в общем, много выигранных дел у данного Овинителя ??!!.. - Не знаю,.. но это и неважно. ... Интересно всё-таки ... он - жженщина.. или нет ??!!..
Прокурор: - Тишина в зале !.. Слушание продолжается !!..
Мне таки нравится фуйня, которую выложил модератор в качестве последней инстанции. Писания господина арбатова вполне достойны здешнего листка, однако его все же читают, и я решил высказаться резко отрицательно по поводу выбора модератора - предзавзятость плюс дурной вкус при анализе весьма непростого феномена - имени личного. Господа Флоренский и Лосев, будучи просветленными людьми не вкладывали в имя кармически - принудительный смысл. Они исследовали феномен имени и пытались его осмыслить. Господин арбатов, дабы получить гонорарчик в издательстве парад, готов выложить на нещасную целлюлозу бредятину, дабы набрать к-во печатных листов. Звучное имя, псевдоним, это рекламная акция, ничего общего не имеющая с глубинным смыслом человеческого существования. Господа из тех, кто не читал трудов отца П.Флоренского. Обратитесь к оригиналу и насладитесь величенм мысли этого чудесного человека, читайте труды Лосева, читайте, в конце концов оригиналы, а не бред господ сивокобыловых.
Прошу на меня не наезжать за объём материала !!.. (Всё равно основные корреспонденты, писатели Газеты Hotel Daily, сегодня взяли выходной. :)
Хотелось просто поделиться информацией. Считайте, что в выпуск попал "дежурный" материал - Субботнее Приложение. ;-)
Да, и по содержанию если кто ... гхм... "въедет",... то, глядишь, ник-нэйм сменит... с какого-нибудь ника,.. например, "Утренний Рассол" на ...мм.. "Утренний Рассвет". :)) (Глядишь, и GgolosS вдруг возьмёт в качестве постоянного ник "Крепкий Бриз с Востока" ;-)))
P.S. Но если скажете уж, то снесу все эти 9 реплик в "Удалённые", чтобы не мешали,.. там их тоже можно читать ... по желанию. ;-)))) Всем - Всего !!.. Ваш. ;-)
- 9 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
С кличками же происходит вообще дело необыкновенное. Если имя как бы прирастает к человеку, то кличка, тем более, начинает формировать человеческое существо по своему образу и подобию. В детстве это особенно заметно. Стоит назвать своего товарища, например, Овчиной или Рубашеей, то, глядишь, у Овчины вдруг вырастет на щеках белобрысый пушок и станет он мягким и тёплым, как самая натуральная овчина. А у Рубашеи кроме рубахи и шеи не останется вообще ничего.... Но наше повествование вдруг сбилось на совершенное легкомыслие, и поэтому постараемся снова сделать серьёзный вид.
Та пауза, остановка, которая происходит в судьбе при помощи четырёх-пяти механизмов, нащупанных нами, среди которых и перемена имени, является сущностью целой религиозно-этической системы, называющейся буддизмом. С той лишь разницей, что в нашем материале такая пауза – явление временное. В буддизме же она есть цель, наисладчайший плод сложнейшей духовной работы. Христианство как бы приказывает нам жить в мире, быть в нём, падать и страдать, освобождая и исцеляя душу покаянием, которое приводит к разрыву причинно-следственной связи. Буддизм же по сравнению с христианством учит как бы не быть совсем, сохраняя вместе с этим физическое и душевное существование.
Но чем бы ни отличались друг от друга пути мудрецов и праведников, вселенная всё-таки, как компьютер, подчиняется СЛОВУ. Новейшие электронные разработки являются лишь грубым и примитивным макетом того, как работают невидимые для нас космические механизмы, влияющие на нашу судьбу. Но и мы можем влиять на них, вот в чём штука. Словом и именем. Помыслом и желанием. И верою прежде всего.
“В суть каждой вещи вникнешь, коли правдиво наречёшь её”. Можно сказать иначе: “Суть каждой вещи изменишь, коли наречёшь её по-другому” Впрочем, любые изменения опасны, как опасно насилие. Расплачиваться за них приходится жизнью. »
- 8 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
«... Всё это, конечно, проблематичные утверждения. Есть опасность в вычислени Божьего замысла. Но всё же мне кажется несомненным то, что у монаха подобная перемена наступает не только из-за взятия себе нового имени, но, в основном, из-за покаяния, которое является единственно честным, если можно так выразиться, средством для его спасения. Дело не в том, что шулер, схвативший козырь посредством придумывания для себя псевдонима, живёт «хуже» честного монаха. Нет, он живёт много «лучше».
Дело здесь как раз, уже в потустороннем, в загробном воздаянии, которое здесь, на Земле, отражается, в частности, в потомстве, в роде, в детях и внуках. У шулера такое воздаяние ужасно, что опосредованно сказывается на его детях через генетику и наследственные предрасположенности. Впрочем, здесь мы вступаем в уже совершенно смутную область духовидения, и я вынужден себя прервать.
Конечно, особую проблему представляют из себя фамилии двойные, а также клички, которыми любой из нас увлекается в подростковом возрасте. Фамилии двойные способствуют, по-видимому, некоторому раздвоению желаний и помыслов, вернее, выразимся осторожнее, создают для этого почву. Пример Гоголя-Яновского здесь особенно уместен. Кстати, выбор фамилии для ребёнка (по отцу или матери) – довольно существенная мистическая процедура. Я, например, по отцу – Яковлев. Можно предположить, что носи я в миру эту фамилию, то, думаю, стал бы членом Политбюро или видным юристом. А так, с другой фамилией, по которой я прохожу в Книге судеб, я попал в раздел не очень-то завидный, и в пору себе подыскать уже какой-нибудь псевдоним.
То же самое можно сказать и о выборе фамилии супругой. Если она берёт фамилию мужа, то тем самым принимает на себя ответственность за «завязанные» им ранее «узлы», становится как бы без вины виноватой. Если сохраняет свою, то собственная причинно-следственная связь будет неизменной. ..."
- 7 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
“... Отец Павел Флоренский в своей гениальной книге “Имена” выносит в качестве эпиграфа слова философа А.Ф.Лосева. Позволю себе процитировать их:
“А то, что имя есть жизнь, что только в слове мы общаемся с людьми и с природой, что только в имени обоснована вся глубочайшая природа социальности во всех бесконечных формах её проявления, это вё отвергать -–значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в анти-человеческое, в антиразумное одиночество, в сумасшествие. Человек, для которого нет имени, для которого имя только пустой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живёт он в глухонемой действительности. Если слово не действительно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существует только тьма и безумие и копошатся в этой тьме только такие же тёмные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков”.
Но если “имя есть жизнь”, то перемена имени есть перемена жизни, это очевидно. ...”
- 6 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
Восточная мистика говорит нам, что один раз можно выскочить из Колеса судьбы. Но горе тому, кто захочет снова возвратиться в то Колесо, которое он с таким трудом покинул. ...................... У Леннона в общем-то не было особого выбора. Талант требовал реализации, а реализация могла произойти лишь в знакомых ему формах. .......................... А рок-н-ролл сразу же потащил за собой тот мир, те узлы, которые рано или поздно должны были разрешиться трагической смертью, слишком много ошибок было сделано, слишком много горшков перебито...
Смерть наступила скорее поздно, чем рано, - в сорок лет а грозилась прийти в тридцать пять. Леннон обманул её, продлив жизнь путём паузы и сменой старых “узлов” на новые. Беда заключалась в том, что подобных “перевязываний” у него было три – факт новый и поразительный для нашей механики судеб. Третьим “перевязыванием” было его возвращение в мир шоу-бизнеса на новых, как ему казалось, условиях...
Мы остановились на этой судьбе столь подробно, потому что факт “заметания следов” посредством взятия псевдонима диктует нам рассмотрение других возможностей ухода от отетственности, от развязок узлов, сделанных ранее.
Здесь нам не избежать ещё одного варианта, самого новейшего, который можно озаглавить как коренную смену физического облика. .................... (Далее повествование про «посредственного Майкла» из поп-группы «Пятёрка Джексонов» в 70-х годах,... его пластически-хирургическую смену лица , изменение цвета кожи и. ..«...Но самой фантастической из задач было наложение на лицо Майкла Джексона лица другого известного человека, актрисы Элизаьет Тэйлор, которую маленький Майкл боготворил. ..........)
«........Но главное, что у Джексона изменилась вместе с пластической операцией доминанта его сольной карьеры. Она фантастически взлетела вверх. На сегодняшний день это самый преуспевающий из поп-музыкантов, владелец земель и недвижимости, а также доли авторских прав на песни... «Битлз». Притом, что музыка, которую он пишет и исполняет, весьма заурядна, а тексты песен вообще не выдерживают критики. Впрочем, любят его не за это. Высокопрофессиональный шоумэн и выдающийся танцор... но мало ли было выдающихся танцоров ?
Здесь что-то другое. И “карта идёт” вовсе не к Майклу Джексону, а к тому новому существу, которое возникло на базе Майкла Джексона. Появилась другая причинно-следственная связь. Старая же на какое-то время “зависла”, как это произошло в ряде случаев, описанных нами ранее. Другое дело, счастливо ли по-человечески это новое существо.
Изменение физического облика, таким образом, - довольно могучее средство для “заметания следов” и “отмывания кармы”, столь же могучее, сколь и шулерское. Трансвестизм и перемена пола, конечно же, явления того же порядка. Но мы, кажется, совсем далеко отклонились от темы, вынесенной в название этой главы. ...”
- 5 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
Есть, конечно же, не менее действенные способы к перемене судьбы. Но более трудоёмкие. Здесь нам нужно сделать небольшое отступление, крюк, после которого мы снова обратимся к подложным именам. Для сравнения мы опять должны коснуться “перевязывания узлов”, новых завязок в середине жизни”, в паузе, но не более, чем у Пушкина, последовательных и парадоксальных. Через сто сорок лет после смерти русского поэта к такому эксперименту приступил другой поэт, на этот раз английский, являвшийся одним из центров молодёжной культуры своего времени.. ........................ (далее , в гл.2 рассказ о Джоне Ленноне, одном из “Битлз”,.... о славе и разгульной жизни,... о смене имени на Джон Оно Леннон,... о его “уходе” в 35-лет от кризиса в “... строительство семьи, и степенность, и законопослушание....”, продлив жизнь ещё на пять лет,.. “...не только “перевязав её”, но и остановив. ...”) ......................... «... Всё это, если вы помните, мы наблюдали в жизни Александра Сергеевича Пушкина, конечно в реалиях XIX века. И строительство семьи, и степенность, и законопослушание. Этот период жизни поэта мы охарактеризовали как «перевязывание узлов». Но вот до чего наш Пушкин не додумался, так это до художественного самооскопления, до ухода из мира «трудов и чистых нег». Леннон зесь его обошёл и третью линию своей жизни раскрошил особенно лихо – в 75-м году повесил гитару на гвоздь,..... , разорвал контракт со студиями звукозаписи. .................... .......... А произошло, на самом деле, самое простое и самое сложное – Джон стал другим человеком. И тем самым продлил собственную жизнь ровно на пять лет, не только «перевязав» её, но и остановив.
Подвело его в итоге то, что должно было подвести. На всё хватило мужества – и на уход из мира славы и денег, и на добровольное схимничество в узком кругу семьи, и на многое другое. Лишь одного он не сумел – зарыть талант в землю. .......................... В конце 79-го он ...... снял гитару с гвоздя и .... начала подбирать аккорды под мелодии, которые крутились в его голове,..........
Их набралось на две долгоиграющие пластинки, могла бы выйти и одна, но Джон суеверно решил, что если и возвращаться ему в мир рок-н-ролла, то вместе с Йоко в качестве талисмана. И уговорил её написать свою долю никуому не нужных песен.
И это возвращение в мир, который он покинул, явилось его роковой ошибкой. Причинно-следственная связь вздрогнула, как перед началом эпилептического припадка.
В другой стране вдруг проснулся среди ночи молодой человек и услышал, как в голове его звучит фраза: «Убей его!» Шёл декабрь 1980 года. Человек поехал в Нью Йорк и в полном замешательстве пристрелил Леннона на пороге его дома...
- 3 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
Мы кратко проследили перемену участи у трёх суперзвёзд, свзанную с взятием себе псевдонима (а подобных перемен великое множество, здесь и Мадонна, и Джордж Майкл, и многие другие), эти перемены, можно сказать, к “лучшему”.
Интересно задаться вопросом: но возможен ли обратный вариант ? Скажем, при настоящем имени дела шли вовсе неплохо, но стоило сдуру переменить его, как всё разрушилось, карьера сорвалась в штопор, хотя человек “тот же” и род деятельности не изменился?...
Естьи подобные примеры. Приведу один из самых известных. На последней Олимпиаде в Атланте честь зажигать олимпийский огонь была предоставлена чернокожему инвалиду с неподвижным лицом, который трясся и дёргался на глазах у всего мира. Многие на стадионе плакали. Я же не верил своим глазам. Этим инвалидом был Мухаммед Али, чемпион мира по боксу, имя которого ассоциировалось с понятием физической силы и непомерного честолюбия. Глядя на этого глубоко больного человека, с трудом удерживавшего в руках олимпийский факел, хотелось сказать: “Так проходит земная слава”, если бы это выражение хоть что-нибудь объясняло.
Я вспомнил фотграфию времён своей юности. Али стоит на ринге в боевой позе, на лице его написана самая отчаянная свирепость, а перед ним на помосте лежат поверженные “Битлз”. Снимок был сдела при первых гастролях битлов в Америке и был, конечно, шутейный. Али... Но позвольте, ведь это был вовсе не Али. В зените своей славы и карьеры этот человек носил своё н а с т о я щ е е имя, то есть был Кассиусом Клеем! Сбои и закат его славы совпадают примерно со временем принятия ислама и взятием себе псевдонима.
Нам, конечно, напомнят, что в его амбициозной и многотрудной жизни были более веские события, повлиявшие на спортивные результаты. Да, были. Но всё-таки, имя, имя!..
Мне сдаётся, что в перемене участи от “хорошего” к “худшему” не последнюю роль сыграла перемена имени. Судьба снова “запуталась”, причинно-следственная связь “зависла”, сошла с ума, начала вести счёт заново, набело, будто и не было всех достижение Кассиуса Клея. “Спугнуть” судьбу или изменить её при взятии псевдонима можно, таким образом, в двух плоскостях: “улучшить”, если судьба “не клеится”, и пустить под откос, если всё идёт “как по маслу”.
Действительно, всё это похоже на игру шулера со своею собственной жизнью, как с краплёной колодой. Наших героев оправдывает лишь то, что они об этом не догадываются. Или, как революционеры, знают лишь утилитарно-политически.
- 3 - Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Приложение 1 к книге "Механика судеб", Юрия Арабова, (М., "Парад", 1997 г.)
Что это? Опять случайность? Может, и так. Но я пишу, конечно, не научный трактат, поэтому позволю себе выразиться иначе.
Странные обстоятельства с причинно-следственной связью у людей, которые берут себе псевдонимы, в частности, артистические, чрезвычайно напоминают “перевязывание узлов” в судьбе Пушкина и “зависание” следсвтий из уже сделанных поступков у Наполеона.
Когда Солженицын говорит о “заметании следов” революционерами, наградившими себя кликухами, он имеет в виду прежде всего социально-нравственный аспект их поступка, его маллодушие, которое проявляется уходом от моральной ответственности.
В нашем же случае выразимся по-другому. Перемена имени – это действительно “заметание следов” не только на социальном, но и на метафизическом уровне. Как это ни покажется странным, объяснение чудесных карьер, описанных выше, - и то, что судьба после трансплантации, называния себя по-новому начинает “давать сбои”, заикаться, путаться. Причинно-следственная связь, как в судьбе Бонапарта, “зависает”, и расплата за уже содеянное откладывается на длительный срок.
Можно сказать, что перемена настоящего имени на имя подложное есть четвёртая модель разрыва кармической паутины в посюстороннем бытие. Три предыдущие модели описали раньше: христианское покаяние, “перевязывание узлов” в середине композиции жизни (Пушкин) и последовательное служение злу (Наполеон).
У четвёртой модели, которую мы сейчас неожиданно обнаружили, есть своя специфика. Это путь самый шулерский, самый “слепой”, не требующий от личности ни духовных, ни физических усилий.
Не смена рода деятельности меняет судьбу, назвавшегося, а смена имени влияет на род деятельности, диктует успех в коммерческом, публичном начинании.
- 2 - Приложение 1. Подложное имя (О метафизике псевдонимов) Юрий Арабов, "Механика судеб", (М., "Парад", 1997 г.)
Но давайте возьмём более «чистый» случай, имя, начисто лишённое какого-либо идеологического или смыслового наполнения. Был такой пианист-неудачник Реджинальд Дуайт. Из-за физических данных кистей рук путь в «большую музыку» был для него закрыт. Из джаза и рок-н-ролла он выбрал последний, по-видимому, соблазнившись «лёгкой славой» многих рок-звёзд... Но ничего не выходило. Несмотря на то, что музыка игралась «культурная», мелодичная, концерты в ночных клубах кончались шиканьем и вялым фиаско. Однако всё изменилось тогда, когда неудачник Реджи решил назваться совершенно бессмысленным сочетанием имён. И получился ... Элтон Джон. И сразу же «песок, которым бросались в него», как было написано в одной из статей 70-х годов, «стал золотым». Посредственный по классическим меркам пианист превратился в идола, в ключевую для рок-н-ролла фигуру, проиграв в 70-х по количеству «золотых дисков» лишь одному человеку – Полу Маккартни, да и то ненамного, всего лишь на один диск... Сам Элтон Джон назвал подобный зигзаг в судьбе «мистикой», подразумевая, что он ничуточку не изменился и музыка осталась, в общем-то, прежней.
Запомним этот феномен, это странное искривление причинно-следственных связей и пойдём дальше. Конечно, можно возразить: «Мало ли, чего в жизни бывает»... Всякое. Впрочем, возражение ли это ?
За десять лет до Элтона Джона та же самая метаморфоза произошла с другим англичанином, правда, произошла несколько «мягче». Никому не ведомый кабацкий барабанщик из портового Ливерпуля Ричард Старки придумал себе звучный и безвкусный псевдоним Ринго Старр, «пометив» себя и звездою (star) , и кольцами (ring), которые он любил носить. Казалось бы, подобная клюква вместо имени отпугнёт любого. Результат же в итоге оказался ошарашивающим: в 62-м году он приходит в «Битлз», у которых, кстати, уже был свой ударник, приходит, чтобы из человека превратиться в феномен, который будут изучать и которым будут наслаждаться все, от домохозяек до высоколобых интеллектуалов.
Примерно тот же «излом» судьбы, а лучше сказать, бешенство постигнет и никому неизвестную Норму Джин, которая вздумает назваться Мэрилин Монро. При том, что за свою короткую жизнь она, кажется, не сыграет ни одной приличной роли и не споёт (в отличие от Ринго) ни одной приличной песни.
Юрий Арабов, "Механика судеб", (М., "Парад", 1997 г.) Приложение 1. Подложное имя (О метафизике псевдонимов)
«В суть каждой вещи вникнешь, коли правдиво наречёшь её.» 1. «.........(со стр.176-й)...... Недавно, перечитывая публицистику Солженицина, я натолкнулся на интересный вопрос, который задаёт писателю кореспондент Би-Би-Си. Привожу этот кусок полностью:
« -- А вот второстепенный вопрос. Между прочим, почему все революционеры – Ленин, троцкий, Парвус, Сталин – меняли свои фамилии, как будто они актёры? Вы знаете, это очень интересный и я бы сказал важный вопрос. Вначале они меняли как будто для того, чтобы, ну, как революционерам, было легче уходить от слежки. Чтобы в переписке их истинные имена не упоминались. Но вот что характерно: они прошли через революцию, пришли к власти, и они все сохранили свои псевдонимы. Ваш вопрос очень глубок, он касается важноо дела. Я считаю, что автору лёгкого художественного произведения или актёрам допустимо применять псевдоним, ну, стесняются, может, им так удобно. Но людям, которые вздумали переворачивать полмира, или весь мир, нечестно прятаться за псевдонимами. Они должны открыто себя называть и открыто идти. Вот эта инерция задержки псевдонима выражает желание избежать доли ответственности».
Такое впечатление, что последний русский классик оказался не совсем готовым к подобному вопросу, заданному играючи и дуриком: просто досужий интерес зарубежного журналиста. Весь ответ Солженицина сводится к идее заметания следов и избежания ответственности. Конечно, он прав, так как мы имеем дело с уголовниками, с их кликухами, по которым проводится профессиональная идентификация. Но всё-таки, на мой взгляд, не только это...
Здесь всё интереснее и мистичнее. Недаром Солженицина так вдруг задевает это журналистское любопытство – он говорит, что «ваш вопрос очень глубок, он касается важного дела». Особенно интересным мне кажется странное выражение «вот эта инерция задержки псевдонима...» Проговорка, подтверждающая, что глубины души тревожит данная проблема, но ещё не найдено точного слова, чтобы выразить мысль и чувство.
Попробуем своими силами подойти к подложному имени, где всё – чистая фикция и, казалось бы, не за что уцепиться.
Если вы посмотрите краткие биографии многих людей, сменивших родовое имя на «случайную» выдумку, то заметите некую закономерность в их судьбах: как только вместо фамилии появляется «пустой звук», кликуха, которым человека называли в определённых кругах, например, художественных, то вдруг начинало «везти», начинала «идти масть» в руки и человек делался известным в этих кругах, лихо меняя свою прежнюю затёртость на славу, часто и шумную. Можно, конечно, сказать, что фамилия Придворов совсем не звучит, зато псевдоним «Бедный» да ещё подкреплённый именем Демьян становится сразу близким «демократическому читателю». Что «Бугаев» – фамилия неудачная для литератора (а почему, собственно?), а псевдоним Белый – вот это да!... Сказать можно всё. Можно найти любые закономерности там, где найти хочется.
Николай!.. Не знаю, входит ли в твой замысел анализ под-темы "влияние ник-нэйма на его носителя и на окружение носителя ника",.. :) но вот скину здесь кое-что для тебя. (Хотя товарищ GgolosS и будет сразу воз рожать,.. ;-)) но, думаю, части из ПоЧитателей Хотельника будет также интересно глянуть. ;-))
И в качестве затравки: «Имена»(Отец Павел Флоренский.)
«... Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даёт крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика – и жизнь сойдёт на одно сплошное мучение. Обычно подчёркиванье в имени его царственности, нищелюбия и других качеств. Тут сказано «в имени». Да, в имени, а не в святом, ибо и святой сам имеет определённый склад своей личности и определённую кривую жизненного пути, как носитель имени своего. ...
«По имени и житие» – стереотипная формула житий; по имени – житие, а не имя по житию. Имя оценивается Церковью, а за нею – всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой – как наилучший её выразитель. ...
Имя – онтологически первое, а носитель его, хотя бы и святой, - второе; самому Господу, ещё не зачавшемуся на земле, было предуготовано от вечности имя, принесённое Ангелом. ...» ***
"Но если "имя есть жизнь", то перемена имени есть перемена жизни, это очевидно." (с)Юрий Арабов, "Механика Судеб". "... Флоренский анализирует не только «мифологическое» наполнение различных христианских имен, но и их музыкальность, геометричность и, в связи с этим, возможное влияние на жизнь человека, который эти имена носит. ...» (с)Юрий Арабов, "Механика Судеб",М., изд."ПАРАД", 1997 г.
Отличная работа! и по построению, и по стилю, и даже по духу, чего не ожидала искренне...))))...Единственное замечаение - категорически мало!!! Что-то вспомнился Гоголь...к чему бы? )))
Любимец --> (2264) Господин гость II --> (2262) Спасибо на добром слове.
Единственное: пока мало кто обратил внимание на то, что замысел много шире, чем описание прелестей руководяще-направляющего состава... Типичные образы самих отельцев много интереснее. Впрочем, уже следующая Коктелька многое прояснит.